№ 2-302\13Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Председательствующего: судьи Симоновой Н.П.
при секретаре: Матвеевой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белой <данные изъяты> к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении права собственности
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. 28.08.2012 г между МО РФ и Белым В.П заключен договор социального найма квартиры по адресу: г.<адрес> Истец зарегистрирован в указанной квартире с августа 2012 года. В соответствии с требованиями ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1, истец не может реализовать свое право приватизации, т.к. в Министерстве обороны отсутствует процедура передачи жилья в собственность.
Истец просит признать за ней право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое по договору социального найма жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, либо другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует истцу реализовать гарантированное законом право на приватизацию.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что истец ранее не принимал участия в бесплатной приватизации, члены семьи: супруг и сын от участия в приватизации отказались. Просит признать за истцом право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: г.<адрес>, прекратив право собственности Российской Федерации на указанную квартиру.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лег приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 «... Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз...».
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 «...Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1550 от 2010г. «Об организации в Минобороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями», на Департамент имущественных отношений Минобороны России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России).
Уставом ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России предусмотрены следующие основные виды деятельности:
учет федерального недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением;
оформление и государственная регистрация прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленное за Учреждением;
внесение или исключение из реестра федерального имущества недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением;
инвентаризация недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением;
формирование предложений по использованию недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением;
проверка использования по назначению и сохранности недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением.
По решению Министра обороны Российской от 09.12.2010г. вновь приобретаемый и вводимый жилой фонд (квартиры) закрепляется на праве оперативного управления за ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Росреестра по Приморскому краю зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорную квартиру. 28.08.2012 года с Белым В.П. заключен договор социального найма № на квартиру по адресу: г.<адрес> на состав семьи три человека: наниматель Белый В.П., супруга Белая Е.Н., сын Белый Д.В.
В качестве лица, уполномоченного собственником на стороне наймодателя по договору социального найма выступало Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на основании доверенности Министерства обороны РФ от 20.01.2012 № 207/39д.
Члены семьи истца, зарегистрированные в спорной квартире Белый В.П. и Белый Д.В, отказались от участия в приватизации квартиры отказалась, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием на приватизацию квартиры истцом.
Право на приватизацию жилого помещения истцом не использовано, что подтверждено справкой о регистрации по адресу <адрес> с 1970 по 15.05.1999г., по адресу г<адрес> с 1999 по 2012г., уведомлением управления Росреестра по Приморскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах истца на недвижимое имущество на территории РФ.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993г. (редакция от 02.07.2009г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передавать в собственность квартиры в порядке приватизации, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает право истцов, предусмотренное ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором им не может быть отказано в силу закона.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить право собственности Российской Федерации и признать за истцами право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст.13, 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: г.<адрес>
Признать за Белой <данные изъяты> право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: г.<адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г.Владивостока.
Председательствующий: