РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации (дата) г. Севастополь Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Зуевой О.А., с участием заявителя – ФИО1, его представителя – ФИО7, представителя командира войсковой части (номер) – ФИО4 и представителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и начальника отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению (изъято)ФИО1 об оспаривании бездействия начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанного с порядком обеспечения заявителя жилищной субсидией, решения начальника отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также действий командира войсковой части (номер), связанных с представлением заявителя к увольнению с военной службы, установил: ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит: - признать незаконным бездействие начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанное с «неперечислением» жилищной субсидии, и обязать его «перечислить» эту субсидию; - признать незаконным решение начальника отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от (дата) № (номер) о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке и обязать упомянутое должностное лицо это решение отменить, восстановив их на соответствующем учете; - признать незаконными действия командира войсковой части (номер), связанные с представлением заявителя к увольнению с военной службы, и обязать его отозвать представление. Заявитель и его представитель в судебном заседании просили заявление удовлетворить, приводя следующие доводы: - помещение в пгт. Мирный, которым был обеспечен ФИО1 на состав семьи четыре человека, имеет статус служебного, и его жилая площадь составляет (изъято) кв.м., то есть командованием была нарушена норма предоставления жилья; - приватизация дочерью и внуком вышеуказанного жилого помещения была осуществлена во исполнение указаний командования и жилищных органов с целью последующей сдачи данной квартиры и обеспечением другим жилым помещением, невозможность же сдать ее впоследствии в предлагаемом порядке обусловлена отказом органов опеки и попечительства дать разрешение на отчуждение квартиры без гарантий соблюдения прав несовершеннолетнего внука, ввиду чего нельзя утверждать, что он распорядился этим жилым помещением по своему усмотрению; - командующим Черноморским флотом принималось решение о предоставлении ФИО1 на состав семьи три человека нового жилого помещения в г. Севастополе с оставлением за его дочерью ранее предоставленного жилого помещения в пгт. Мирный; - дочь и внук согласны сдать квартиру в пгт. Мирный в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в качестве членов семьи ФИО1; - в (дата) году заявитель подал заявление об обеспечении его жилищной субсидией и по указанию должностных лиц жилищных органов открыл необходимые счета, однако до настоящего времени субсидия начальником ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» ему не начислена; - поскольку он неправомерно снят с учета нуждающихся в жилом помещении, то представление его командованием воинской части к увольнению с военной службы неправомерно. Представитель начальников жилищных органов – ФИО8 требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, поскольку ФИО1 был обеспечен жилым помещением от государства, распорядился им по своему усмотрению, сдать его в настоящее время не может. Представитель командира войсковой части 53189 требования заявителя также не признала и просила в удовлетворении заявления отказать, отметив при этом, что командиром воинской части представление на увольнение ФИО1 с военной службы в настоящее время не подписано, тем более не направлено вышестоящему командиру. Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, гарнизонный военный суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с (дата), а решением командира и жилищной комиссии войсковой части (номер) от (дата) полагается с (дата) состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, во внеочередном порядке. Из копии ордера (номер) ОМИС Черноморского флота от (дата)(номер) видно, что ФИО1 на состав семьи четыре человека (он, супруга, дочь ФИО9(дата) г.р. и сын ФИО10(дата) г.р.) предоставлена служебная однокомнатная квартира по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв.м и жилой площадью (изъято) кв.м. Из выписки из послужного списка заявителя следует, что войсковая часть (номер), в которой он проходил военную службу, в (дата) года была передислоцирована из г. Евпатория в г. Севастополь, в связи с чем ФИО1, его супруга и сын переехали к новому месту службы, а дочь осталась проживать в предоставленном жилом помещении. Согласно свидетельству о праве собственности на жилье от (дата), квартира по адресу: (адрес), приватизирована дочерью и внуком заявителя. Из справки начальника (номер) Управления начальника работ и заведующей общежитием (номер) от (дата)(номер) следует, что ФИО1, его супруга и сын проживают в предоставленных на время военной службы двух комнатах общежития общей площадью (изъято) кв.м. Оспариваемым решением начальника отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от (дата) № (номер) заявитель, его супруга и сын сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, во внеочередном порядке, поскольку ранее ему предоставлялось от государства вышеуказанное жилое помещение. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими ранее предоставленных жилых помещений. Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22 января 2014 г. № 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих. Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства является сдача ранее предоставленного жилого помещения по месту службы. Как установлено выше, ФИО1 на состав семьи четыре человека в период прохождения военной службы был обеспечен от государства жилым помещением в п. Мирный, которым, вопреки доводам заявителя и его представителя, распорядился по своему усмотрению, оставив его своей дочери и внуку. Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Пунктом 2.1 Постановления исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов от 18 декабря 1984 г. № 581 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Крымской области» в период предоставления заявителю жилого помещения учетная норма была установлена в размере 5 кв.м. жилой площади. Пунктом 1.1 Решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 1 апреля 2015 г. № 1-18/19 «Об определении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения учетная норма установлена в размере 10 кв.м. общей площади. Ввиду изложенного, поскольку заявитель и члены его семьи как на момент предоставления жилого помещения, так и на момент принятия оспариваемого решения были обеспечены однокомнатной квартирой в п. Мирный ниже учетной нормы, то они имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. При таких данных, с учетом также того обстоятельства, что ФИО1 состоял на жилищном учете для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, суд приходит к выводу о необходимости возложения на начальника отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем отмены оспариваемого решения, восстановления его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке составом семьи три человека. В соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, который утвержден приказом Минобороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510, перед перечислением жилищной субсидии, при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях, уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) принимается решение о ее предоставлении. Поскольку заявитель своевременно обратился с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии, но до настоящего времени начальником ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ решение о ее предоставлении не принято, а оснований для снятия ФИО1 и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении не имеется, то суд полагает необходимым обязать упомянутое должностное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю жилищной субсидии с учетом ранее предоставленного жилого помещения по адресу: (адрес), (адрес), (адрес). В удовлетворении же требования в части именно перечисления субсидии начальником ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ суд отказывает, так как согласно п. 7 вышеуказанного Порядка перечисление субсидии осуществляют органы Федерального казначейства через управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. В удовлетворении требований заявителя к войсковой части (номер) в части отзыва представления его к увольнению с военной службы суд также полагает необходимым отказать, поскольку данное представление не подписано командиром воинской части и не реализовано на момент принятия судебного решения, между тем судебной защите подлежат лишь нарушенные права и свободы, а не предполагаемое заявителем нарушение его прав в будущем. Что касается ссылки заявителя на приватизацию ранее предоставленного жилого помещения по указанию командования и жилищных органов, а также на разрешение командующего Черноморским флотом обеспечить заявителя жилым помещением в г. Севастополь с сохранением за ним жилого помещения в п. Мирный, то суд находит ее несостоятельной, поскольку данные обстоятельства не предполагают возможности и необходимости обеспечивать заявителя жильем без учета ранее предоставленного ему жилого помещения от государства. Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление ФИО1 – удовлетворить частично. Признать незаконным решение начальника отдела г. Севастополь ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от (дата) № (номер) о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся во внеочередном порядке в жилом помещении. Обязать начальника отдела г. Севастополь ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от (дата) № (номер), восстановив ФИО1 и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке. Обязать начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 и членам его семьи жилищной субсидии с учетом ранее предоставленного жилого помещения по адресу: (адрес), (адрес), (адрес). В удовлетворении заявления в части возложения на начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности перечислить заявителю жилищную субсидию, а также обязанности командира войсковой части (номер) по отзыву представления на заявителя к увольнению с военной службы, - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий А.С. Макаров |