Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2019 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при помощнике судьи Фёдоровой С.В.,
с участием Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Барсукова А.А.,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» Икрамова Ф.А., действующего на основании Устава, приказов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2019 по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. В обоснование требования указал, что в ходе осуществления надзора над исполнением законов об охране окружающей среды, природопользовании прокуратурой установлено неисполнение ООО «ЛПХ Юхта» обязанности по возмещению ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания в 2017 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины на основании договоров аренды лесных участков. Общество в 2017 году осуществляло заготовку древесины на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области на основании договоров аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. За 2017 год Обществом представлены отчеты по использованию лесов, лесовосстановлению, охране и защите лесов по указанным договорам аренды. Так, по договорам аренды лесных участков фактически заготовлено древесины в 2017 году в объеме 100977 куб. м на общей площади 496,8 га. Согласно расчету ущерба (вреда) объектам животного мира, выполненного министерством лесного комплекса Иркутской области, размер вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам), среде его обитания в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, причиненного Обществом в результате лесозаготовок по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в 2017 году, составил 743770 руб. (361374 руб. + 359733 руб. + 22663 руб.). Неосуществление Обществом возмещения вреда, причиненного животному миру и среде его обитания, нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и ее компонентов, гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В этой связи с ООО «ЛПХ Каир» в бюджет муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» подлежит взысканию ущерб, причиненный окружающей среде – животному миру и среде обитания в 2017 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договорам аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в размере 743770 руб.
В судебном заседании Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Барсуков А.А. требование в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив его размер (в связи с допущенной арифметической ошибкой), равный 743771-83 руб.
Представитель материального истца министерства лесного комплекса Иркутской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры полагал подлежащим удовлетворению.
Из отзыва на исковое заявление следует, что в случае в рамках спора реальность вреда определяется самим фактом хозяйственной деятельности ООО «ЛПХ Юхта», которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания. При этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга.
Представитель ответчика ООО «ЛПХ Юхта» Икрамов Ф.А., действующий на основании Устава, приказов, возражал против удовлетворения требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины, высказавшись об отсутствии такого ущерба.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из отзыва на исковое заявление следует, что требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры является обоснованным в силу того, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «ЛПХ Юхта», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира. Арендатором велась законная вырубка леса на арендованном участке с привлечением техники, технологических механизмов. Любая производственная деятельность наносит ущерб животному миру. При этом внесение платы за пользование лесным участком не освобождает лицо от обязанности по возмещению ущерба, причиненного хозяйственной деятельностью объектам животного мира.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры полагал обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьями 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 3 указанной нормы Закона вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии со статьей 75 указанного Федерального закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 78 указанного Федерального закона закреплено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, которая предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, разработана в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».
Подготовка расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения отнесена к функциям министерства лесного комплекса Иркутской области в соответствии с подпунктом 57 пункта 8 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству и ООО «ЛПХ Юхта» заключили договоры аренды лесных участков №, № (государственная регистрация произведена ДД.ММ.ГГГГ).
По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ№ Арендатор (ООО «ЛПХ Юхта») принял во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 33900 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, Казачинско-Ленское лесничество, Карамское участковое лесничество, «<данные изъяты>», кварталы №; Магистральное участковое лесничество, «<данные изъяты>», кварталы № эксплуатационные леса.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины.
Срок действия договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ№ Арендатор (ООО «ЛПХ Юхта») принял во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 34484 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, Казачинско-Ленское лесничество, Карамское участковое лесничество: «<данные изъяты>», кварталы № эксплуатационные леса.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины.
Срок действия договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ№ Арендатор (ООО «ЛПХ Юхта») принял во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 15605 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, «<данные изъяты>», кварталы №; «Ульканская дача», кварталы №; «Верхнее-Ульканская дача», кварталы № эксплуатационные леса.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины.
Срок действия договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ в 2017 году по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ фактический объем заготовки ООО «ЛПХ Юхта» древесины составил – 51227 куб. м с фактической площади рубки – 248 га, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ фактический объем заготовки древесины составил – 48801 куб. м с фактической площади рубки – 245,70 га, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ фактический объем заготовки древесины составил – 949 куб. м с фактической площади рубки – 3,10 га.
Согласно расчету ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, причиненного ООО «ЛПХ Юхта» в результате законной вырубки лесных насаждений на участке площадью 248 га, расположенном в Казачинско-Ленском районе Иркутской области в 2017 году, общий размер ущерба определен в сумме 361374-93 руб., на участке площадью 245,7 га – в сумме 359733-90 руб., на участке площадью 3,1 га – в сумме 22663 руб.
Расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, причиненного ООО «ЛПХ Юхта», выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины, подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О животном мире», согласно которым юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру.
ООО «ЛПХ Юхта» является арендатором лесных участков в Казачинско-Ленском районе Иркутской области на основании договоров аренды, заключенных с территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству.
Лесные участки предоставлены Обществу с целью заготовки древесины.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в добровольном порядке ответчиком ООО «ЛПХ Юхта» ущерб не возмещен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ООО «ЛПХ Юхта» гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного вреда.
Размер причиненного Обществом ущерба определен на основании расчетов, подготовленных главным специалистом – экспертом отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания министерства лесного комплекса Иркутской области Ковалёвым А.В., на участке площадью 248 га в сумме 361374-93 руб., на участке площадью 245,7 га – в сумме 359733-90 руб., на участке площадью 3,1 га – в сумме 22663 руб.
Данные расчеты, по мнению суда, являются обоснованными, поскольку составлены на основе утвержденной Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.
При этом суд принимает во внимание, что министерство лесного комплекса Иркутской области является специально уполномоченным государственным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области.
Следует учесть, что утвержденная в установленном порядке Методика исчисления вреда, причиненного охотничьим ресурсам, основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга.
Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела, определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется заготовка древесины, ее вывоз с использованием техники, технологических механизмов.
Таким образом, в силу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 56 Федерального закона «О животном мире» с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 743771-83 руб. (361374-93 руб., 359733-90 руб., 22663 руб.).
При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика ООО «ЛПХ Юхта» в бюджет Казачинско-Ленского муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлины, исходя из цены иска, равной 743771-83 руб., в размере 10637-72 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины, удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» ущерб, причиненный окружающей среде хозяйственной деятельностью по заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, в размере 361374-93 руб.; по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, в размере 359733-90 руб.; по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, в размере 22663 руб., всего в размере 743771-83 руб. с зачислением в бюджет муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛПХ Юхта» государственную пошлину в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района в размере 10637-72 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 6 декабря 2019 г.