Дело № 2-302/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Щербининой Т.Н.
при секретаре Галенковой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А.,
16 августа 2019 года в городе Калязине рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Калязинского района Тверской области об обязании сформировать реестр мест накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Калязинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Калязинский районный суд с иском к Администрации Калязинского района Тверской области об обязании сформировать реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Калязинского района. В ходе проведения проверки выявлены нарушения федерального законодательства. Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определен перечень приоритетных направлений (национальных проектов), среди которых направление «Экология».
В соответствии с положениями национального проекта «Экология» Правительство РФ принимает меры, направленные на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия, в том числе, внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
В нарушение требований законодательства схема размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории поселений Калязинского района не определена, реестр не сформирован, не ведется.
Невыполнение требований законодательства нарушает права жителей Калязинского района, других граждан, посещающих район, на благоприятную окружающую среду. В ряде населенных пунктов контейнерные площадки отсутствуют до настоящего времени, что лишает жителей возможности получения коммунальной услуги надлежащего качества. Отсутствие реестра также негативно сказывается на работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Тверьспецавтохозяйство». Просит обязать Администрацию Калязинского района Тверской области сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, содержащий разделы, определенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Старший помощник прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А. в судебном заседании уточнила исковые требования, сославшись на обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, просила обязать администрацию Калязинского района Тверской области сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Калязинского района Тверской области, содержащий разделы, определенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Представитель ответчика Администрации Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно. В своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Тверьспецавтохозяйство» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно. Об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 2 указанного выше Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. п. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, помимо прочего, относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории Калязинского района Тверской области схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не сформирован и не ведется (л.д. 4, 26-27). Стороной ответчика данные обстоятельства не оспаривались, представитель ответчика факт неисполнения закона в части отсутствия схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра не отрицал.
Статьей 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены "Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 11 названных Правил, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 12 Правил, реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 15 Правил закрепляет, что в соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией Калязинского района Тверской области требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в вышеуказанной части не исполнены. На территории района не соблюдено действующее законодательство по документированию схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, что, как по отдельности, так и в своей совокупности, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселений, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Суд считает, что орган местного самоуправления - администрация Калязинского района Тверской области обязана, в соответствии с действующим законодательством, принять меры и обеспечить ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По правилам статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд, исходя из объема обязанностей, определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Калязинского района Тверской области, содержащий разделы, определенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»– один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Калязинского района Тверской области об обязании сформировать реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию Калязинского района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Калязинского района Тверской области, содержащий разделы, определенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 августа 2019 года.
Председательствующий Т.Н. Щербинина