Дело №2-302/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,
при секретаре судебного заседания Г.М. Хуснутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск 22 апреля 2019 года гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, действуя в интересах Российской Федерации, обратилось в суд с заявлением, которым просит признать бесхозяйным и обратить в собственность РФ оружие: двуствольного гладкоствольного охотничьего ружья ИЖ-43Е, калибра 12, № и газового пистолета WALTER, калибра 8, № П144988, изъятого дд.мм.гггг. у Курта М. И. и находящееся на хранении в ОМВД России по г. Усинску, названное имущество передать в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Коми для утилизации (уничтожения).
В обоснование требований заявитель указал, что заявлений от возможных владельцев оружия о продлении срока действия разрешения на хранение не поступало, о своих правах на оружие до настоящего времени не заявляли.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по г. Усинску в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что в связи с неисправностью оружие передано в ОСВ и МТИ ЦХ и СО МВД по Республике Коми для утилизации дд.мм.гггг..
Представитель заинтересованного лица – Управления Росгвардии по Республике Коми, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал с уточнением порядка передачи оружия на временное хранение в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания МВД по Республике Коми» для последующей передачи его для утилизации Управлением.
Определением судьи Усинского городского суда РК от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания МВД по Республике Коми».
Представитель заинтересованного лица – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания МВД по Республике Коми», действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, согласно письменному пояснению, спорное оружие уничтожено, согласно акту № Р-30 от дд.мм.гггг..
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.11.1996 №150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.
В соответствии со ст. 28 Названного закона контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» были утверждены «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему» (далее, Правила).
Согласно п. 79 указанных Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Статья 238 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В соответствии с п.п. «а» п. 14 Правил на территории РФ запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации. На основании п. 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. С учетом технического состояния и товарного вида, иных потребительских свойств предполагаемая продажная стоимость оружия окажется меньше, чем расходы, связанные с его реализацией (оплата услуг оценщика, стоимость доставки, расходы продавцы, связанные с исполнением обязательств по продаже), реализация такого оружия представляется экономически нецелесообразной. Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Исходя из содержания ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. Как указано в ч. 1 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. В силу пункта 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками, в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Республике Коми) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Согласно пункту 5.3 указанного Положения, ТУ Росимущества в Республике Коми уполномочено представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. В силу п. 4.1.10 раздела II указанного Положения 4.1.10. ТУ Росимущества в Республике Коми организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение. Как следует из материалов дела, оружие, изъятое у Курта М.И., по информации ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания МВД по Республике Коми» уничтожено, согласно акту № Р-30 от 11.12.2017. Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием предмета спора, вследствие его уничтожения. Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 293 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации – отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усинский городской суд Республики Коми. Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2019 года. Председательствующий – С.Г. Волкова