ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-302/19 от 29.03.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело № 2-302/2019

54RS0010-01-2018-004350-42

Решение

Именем Российской Федерации

Бутырина А.В., Тобалевич М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ООО Управляющая компания «Юпитер», Марчук Е. П., Муравьеву А. А., Приходько О. В., Нерубаеву В. В., Пьянзиной Н. В., Радомскому Ю. Я., Мальцевой Л. С.. Ревину С. В., Сахарову О. Ю., Суставовой Л. Б., Докину М. С., Денисенко Ю. М., Понутриевой Н. В., Егорову А. Ю., Дмитриеву О. А., Фоминых А. А., Ходаковой В. С., Шелепову А. АлексА.у, Щербининой Т. В., Яковлеву В. А., ООО «32», ООО «Витольд», Якушеву О. А., закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости «ХМБ Капитал» в лице ООО УК «Навигатор», ООО «Инвестор», ООО «Трест », ООО «Перспектива», ООО «Трейдинвест», ООО «Реал», ООО «Ривьера», ООО «Сибпельмени», ООО «Татьяна Б», ООО «Квинт К», ООО «Лиман», Агадецкой И. А., Астафьевой О. В., АфА.вой А. В., Бабоян Г. М.. Богомоловой Н. В., Безрукову А. П., Гавриленко В. И., Возчиковой В. А., Демидовой Ю. Г., Волкову А. С., Волкову С. А., Денисенко Н. В., Дитиной М. В., Дитину Ю. В., Жукову М. Ф., Склярову А. В., Капцову О. В., Комогорцевой О. С., Комогорцевой Т. А., Крылову В. Г., Лазаревой Л. Б., Лейдерману М. М., Ким А. А., Бутаеву Н. Г., Логинской Л. В., Макаридиной В. Н., Максименко Т. М., Малевич Д. А., ООО «Ямал Контроль», Керкину А. А., Анисеня И. А., Федирко С. В., ООО «ТрастИнвест», ООО «Адамант» о запрете осуществлять деятельность,

у с т а н о в и л:

Истец прокурор <адрес> обратился в суд с учетом уточнений просит запретить ответчиков осуществлять эксплуатацию ОТЦ «Юпитер», расположенного по адресу <адрес>, до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации указанного торгового центра. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении. Поскольку выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц граждан, учитывая, что круг лиц, посещающих ТЦ «Юпитер», расположенный по адресу <адрес> не может быть определен ввиду его нестабильности, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Представитель истца помощник прокурора <адрес>Сниккарс А.Н. исковые требования поддержала с учетом уточнений, указала, что в связи с нарушением пожарной эксплуатации, в ходе судебной экспертизы выявлено, что имеются нарушения, а именно размещение детских площадок выше второго этажа.

Представители ответчика ООО УК «Юпитер» Бадмаев В.С., Гатиатулин Г.М., Суслина Д.С., представитель ответчика ООО «Инвестор» Феклистов О.В., представитель ответчика Бабояна Г.М.Москвин Д.С. исковые требования не признали, дали соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Иные участвующие лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту П., свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита П. граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены П. и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Статьей 37 Федеральный закон №69-ФЗ руководители организаций, в том числе обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ОТЦ «Юпитер», расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проведения проверки установлены нарушения требовании пожарной безопасности, а именно:

1. В нарушение п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 дымовые пожарные извешатели расположены на расстояние менее 1 м до вентиляционного отверстия.

2. В нарушение п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 дымовые пожарные извешатели расположены на расстояние менее 0,5 м. до электросветильников.

3. В нарушение табл. А СН 5.131.2009 пространство над подвесным потолком не оборудовано соответствующими установками пожарной автоматики.

4. В нарушение п. 23 «к» Правил в лестничных клетках размешены подсобные помещения.

5. В нарушение п. 4.2 СП 3.13130.2009 звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука.

6. В нарушение п. 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила) на расстоянии менее 15 метров расположено временное сооружение (киоск по продаже кофе, чая).

7. В нарушение ст. 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационный путь осуществляется через лифтовой холл (согласно плану эвакуации).

8. В нарушение п. п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, не в полном объеме оборудованы приспособлениями для самозакрывания.

9. В нарушение п.4.2 СП 2.13130.2013 группы помещений, а также вспомогательные помещения других классов функциональной пожарной опасности не выделены противопожарными преградами (склад магазина «Ситилинк» от торгового зала).

10. В нарушение п.57 Правил пожарный кран не оборудован шкафом (налестничной клетке у спортзала «Алекс фитнес»).

11. В нарушение п.23 «ж» Правил у дверей эвакуационного выхода (2 этаж) размещено оборудование (оранжевый шкаф с автоматом для оплаты).

12. В нарушение 36 «б» Правил, на путях эвакуации, в проходах, в лифтовых холлах размещены магазины (1,2,3,4 этажи ОТЦ «Юпитер»);

13. В нарушение п. 23 «о» Правил, допущено изменение (без проведения вустановленном законодательством Российской Федерации о градостроительнойдеятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) в лифтовых холлах устроены магазины, офисы и т.п.

14. В нарушение п. 343 Правил, расстояние от хранящихся товаров до светильников менее 0,5 метра.

15. В нарушение п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору менее 1,2 м.

16. В нарушение п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационного прохода в коридорах менее 1,2 м (в коридорах установлены металлические балки, заужающие высоту эвакуационного пути);

17. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 5.13130.2009 при использовании металлопластиковых труб около оросителя автоматической установки водяного пожаротушения не установлены жесткие неподвижные опоры, подвески, кронштейны или хомуты, предназначенные для обеспечения неподвижной ориентации оросителя или распылителя.

18. В нарушение ч. 2 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.4 СТУ, на 7 этаже размещен детский развлекательный центр.

При рассмотрении по делу истец уточнил исковые требования, отказавшись по результатам повторной проверки от ряда требований в связи с их добровольным исполнением, производство по делу прекращено в части пунктов нарушений 1,2,6,7,8,9,10,11,12,14,15,16,17.

Так, согласно справки по результатам обследования ТЦ «Юпитер» ООО УК «Юпитер» по <адрес> в соответствии с требованием прокуратуры о выделении специалиста исх. от ДД.ММ.ГГГГ, составленной начальником ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС РФ по <адрес> подполковником внутренней службы Матвеевым А.С., ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованием прокуратуры о выделении специалиста вх. от ДД.ММ.ГГГГ проведена совместная проверка ТЦ «Юпитер» ООО УК «Юпитер» по <адрес>. При проведении проверки выявлены следующие нарушения требований правил пожарной безопасности:

1. В нарушении табл. А СП 5.131.2009 пространство над подвесным потолком оборудовано соответствующими установками пожарной автоматики. На момент проверки в большей части здания произведен монтаж АПС над подвесным потолком согласно заключенного договора с ООО «Агенство Пожарной Безопасности», велись пусконаладочные работы;

2. В нарушении п. 23 «к» в лестничной клетке размещено подсобноемещение (8 этаж организация «Ямал»);

3. В нарушении п. 4.2 СП 3.13130.2009 звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБ А выше допустимого уровня звука (на момент проверки велся монтаж дополнительных колонок, уровень звука может измерить пожарная лаборатория, которая к проверке не привлекалась);

4. В нарушении п. 23 «о» ППР в РФ допущено изменение (без проведения вустановленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) в лифтовых холлах устроены магазины, офисы и т.п.;

5. В нарушении пункта 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.4 СТУ, на 7 этаже размещен детский развлекательный центр. Согласно проектной документации при строительстве здания на 7 этаже был предусмотрен игровой семейный центр. При конструкции 8 этажа было разработано СТУ, где в описательной части предусмотрены «помещения предприятия общественного питания (с соответствующими им подсобными, служебными и бытовыми помещениями)».

Также в ходе рассмотрения по делу по ходатайству стороны истца была назначена и проведена по делу судебная пожарно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам филиала негосударственного учреждения науки «Научно-Исследовательский институт по обеспечению пожарной безопасности».

Согласно результатам судебной экспертизы, игровой центр «Лукоморье» на седьмом этаже здания ОТЦ «Юпитер» фактически прекратил работу, помещения освобождены от технологического оборудования. Кроме того, комиссией от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт прекращения деятельности игрового семейного центра «Лукоморье», находящегося на седьмом этаже здания ОТЦ «Юпитер».

Проведенное экспертное исследование показало, что проведение расчета безопасной эвакуации людей из игрового семейного центра «Лукоморье», находящегося на седьмом этаже здания ОТЦ «Юпитер» от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не представляется возможным, так как не представлены (отсутствуют) необходимые для проведения расчета исходные данные. Игровой центр «Лукоморье» на седьмом этаже здания ОТЦ «Юпитер» фактически прекратил работу, помещения освобождены от технологического оборудования.

Вместе с тем, экспертом проведена оценка уровня пожарной безопасности здания, в том числе, на предмет нахождения в здании детских игровых площадок, в результате чего эксперт пришел к следующим выводам.

Формирование моделей сценариев пожара на основе данных об объемно-планировочных решениях, размещении технологического оборудования, наличия и типов горючей нагрузки и людей на объекте невозможно. При расчете весь путь движения людского потока при пожаре должен подразделяться на участки (проход, коридор, дверной проем, лестничный марш, тамбур) длиной и шириной. Начальными участками должны быть проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т. п.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент», определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающий общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Технического регламента обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.

Статьей 6 Технического регламента определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в соответствии с которыми пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом (далее - Первое условие); в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности (далее -Второе условие).

Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определен приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ.

Величина пожарного риска в зданиях и сооружениях, установленная частью 1 статьи 79 Технического регламента, не должна превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

С учетом приведенных выше положений проведено исследование на предмет соответствия требованиям технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности расположенного на седьмом этаже здания ОТЦ «Юпитер» игрового центра «Лукоморье».

Одним из технических регламентов, устанавливающим требования пожарной безопасности, принятым в соответствии с Законом о техническом регулировании, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности зданий).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Технического регламента о безопасности зданий, данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий. Правительством Российской Федерации утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного закона (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Под номером 66 в указанный Перечень включен свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», пунктом 5.42* которого ограничено размещение детских игровых зон не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.

Так как в здании ОТЦ «Юпитер» детский игровой центр «Лукоморье» расположен на седьмом этаже, требование пункта 5.42* СП 118.13330.2012 не выполняется, следовательно, на обязательной основе не обеспечивается выполнение требований Технического регламента о безопасности зданий.

Так как не обеспечивается выполнение одной из составляющих условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а именно - в полном объеме не выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, размещение на седьмом этаже здании ОТЦ «Юпитер» детского игрового центра «Лукоморье» не соответствует требованиям технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение выводы эксперта, изложенные в данном заключении, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что подтверждается подписью эксперта в представленном в суд заключении.

В силу ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта выполнено лицом, обладающим специальными познаниями, необходимой квалификацией, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит достоверные сведения о результатах экспертизы, экспертом даны полные ответы на поставленные вопросы, противоречий в выводах эксперта не усматривается.

Суд критически оценивает доводы ответчика ООО УК «Юпитер» о том, что эксперт вышел за пределы компетенции, оценивая выявленные недостатки на предмет их соответствия действующему законодательству. При этом, суд учитывает, что экспертом с учетом имеющейся у него квалификации оценена именно деятельность ОТЦ «Юпитер» в пределах поставленных вопросов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, что эксперт вправе давать, правовую же оценку действий ответчиков делает суд при вынесении решения по делу.

Оценивая материалы дела, установленные в ходе рассмотрения обстоятельства, с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы, суд констатирует, что в настоящее время в целом, нарушения, указанные в справке по результатам проверки, устранены, в том числе в части нарушения требований со стороны семейного игрового центра «Лукоморье», в связи с фактическим прекращением деятельности последнего, что отражено также и в заключении эксперта.

Вместе с тем, суд установил, что в настоящее время осуществляется деятельность ТЦ «Юпитер», связанная с размещением детских игровых зон в нарушение требований пожарной безопасности, что является основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Так, согласно акта обследования здания по <адрес> (ОТЦ «Юпитер») от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес> юристом 1 класса Камаевой Л.М. с участием директора ООО УК «Юпитер Гатиатулина Г.М., представителя ООО «ФинПравГрупп» Суслиной Д.С. проведено обследование здания ОТЦ «Юпитер» на предмет размещения детских развлекательных центров.

В ходе обследования установлено, что на 4-м этаже в офисе 431 расположена организация с наименованием «ДоДо Лофт Пространство». Арендатором данного помещения является ИП Де А.С., собственником помещения ООО «Трест 13». Со слов арендатора, детские развлекательные мероприятия в помещении не проводятся. В настоящее время деятельность заключается в проведении семинаров, корпоративов. На 4-м этаже в офисе 425 находится семейный квест Д арендатором помещения является ООО К собственником ООО «Трест 13». Со слов арендатора в помещении проводятся семейные квесты, разрешено участие детей в возрасте 14+ в сопровождении взрослых. На 7-м этаже планируется проведение игровых мероприятий под брендом З Арендатором является ИП Осипов И., собственником Дмитриев О.А. Со слов представителя собственника проведение мероприятий будет осуществляться только по предварительному бронированию. На 7-м этаже расположено помещение для проведения игр «Прятки в темноте». Арендатор ИП Дмитриева Е.С., собственник Дмитриев О.А. Со слов представителя собственника помещения проведение мероприятий осуществляется только по предварительному бронированию. Допускается участие детей в возрасте 14+ в сопровождении взрослых.

Кроме того, суд учитывает, что данная информация является общедоступной, размещена в свободной сети Интернет, а также в справочно-информационной базе «Дубль-ГИС», с использованием, как объявлений рекламного характера, так и фотографий указанных помещений. Помимо этого, фотографии с места обследования также представлены в материалы дела сторонами.

Суд полагает, что вопреки доводам ответчика ООО УК «Юпитер», ставить под сомнение указанные обстоятельства, оснований у суда не имеется, поскольку они установлены совокупностью исследованных доказательств, и, помимо общедоступной информации, подтверждаемой в ходе повседневной деятельности и не опровергнутой ответчиками допустимыми доказательствами, подтверждается также выходом на место представителя истца в присутствии представителя ответчика ООО УК «Юпитер».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время в ОТЦ «Юпитер» осуществляется или планируется к осуществлению деятельность детских игровых зон (площадок), расположенных выше 2-го этажа, с возможностью посещения значительного количества детей, в нарушение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности. При этом, в настоящее время, как следует из представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений, в которых осуществляется или планируется к осуществлению указанная деятельность, являются ООО «Трест 13», Дмитриев О.А., при непосредственной организации управления ОТЦ «Юпитер» со стороны управляющей компании ООО УК «Юпитер».

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1521 утвержден в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В данный перечень включен, в том числе, "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)

В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК Российской Федерации).

На основании ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в частности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ).

Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения", вступившем в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.

Таким образом, действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности установлено данное обязательное требование, которому в настоящее время деятельность ОТЦ «Юпитер» в части размещения указанных объектов выше 2-го этажа не соответствует.

Довод ответчика о том, что указанные требования пожарной безопасности должны применяться лишь в отношении новых вводимых в эксплуатацию объектов, суд отклоняет, как основанный на неверном толковании действующего законодательства, поскольку указанная деятельность, осуществляемая или планируемая к осуществлению в настоящее время, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а потому требования пожарной безопасности должны выполняться, применительно к деятельности, осуществляемой в текущий момент времени. Кроме того, ответчиками не опровергнуто, что осуществление указанной деятельности начато ими до введения в действие указанных норм.

Также суду не представлено доказательств того, что собственники указанных помещений, в которых размещаются детские игровые зоны либо планируются к размещению в последующем, передавали во временное пользование именно помещения, без указания на специально спроектированные и оборудованные игровые зоны для детей, а поэтому определение использования помещения как детская игровая зона должно осуществляться в соответствии с требованиями пункта 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом этого, суд приходит к выводу о наличии опасности причинения вреда в будущем деятельностью ответчиков с нарушениями закона.

Довод ответчиков о том, что законодательно не определено понятие детская игровая зона, суд не принимает, поскольку данное выражение является общеупотребительным и предполагает использование данной зоны (площадки) для игр детей (то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста), в связи с чем, суд приходит к убеждению, что описанные в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ помещения данному критерию детских игровых зон соответствуют.

Кроме того, по аналогии, суд полагает возможным использовать определения, установленные иными нормативными актами, и, в частности, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (вместе с "ТР ЕАЭС 042/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок"), определено в п.6, что "детская игровая площадка" - специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя соответствующие оборудование и покрытие; "детский городок (игровой комплекс)" - многофункциональное оборудование для детской игровой площадки, состоящее из нескольких конструкций.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время собственниками помещений ООО «Трест 13», Дмитриевым О.А. размещаются и эксплуатируются (либо планируются к эксплуатации в указанных целях) детские игровые зоны в помещениях, расположенных выше 2-го этажа в ОТЦ «Юпитер», что не соответствует требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Иные доводы ответчиков правового значения при рассмотрении дела не имеют.

Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что круг лиц, посещающих ТЦ «Юпитер», расположенный по адресу <адрес> не может быть определен ввиду его нестабильности, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Допущенные нарушения подтверждаются материалами дела, включая акт проверки, акт обследования, заключение судебной экспертизы, фотоматериалы, другие доказательства.

При этом, суд полагает необходимым удовлетворить требования в части запрета деятельности ТЦ «Юпитер», связанной именно с деятельностью по осуществлению эксплуатации ОТЦ «Юпитер», расположенного по адресу: <адрес>, в части размещения и эксплуатации детских игровых зон на территории ОТЦ «Юпитер» выше второго этажа и ближе 20 м. от эвакуационного выхода, в нарушение требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> к ООО Управляющая компания «Юпитер», Марчук Е. П., Муравьеву А. А., Приходько О. В., Нерубаеву В. В., Пьянзиной Н. В., Радомскому Ю. Я., Мальцевой Л. С.. Ревину С. В., Сахарову О. Ю., Суставовой Л. Б., Докину М. С., Денисенко Ю. М., Понутриевой Н. В., Егорову А. Ю., Дмитриеву О. А., Фоминых А. А., Ходаковой В. С., Шелепову А. АлексА.у, Щербининой Т. В., Яковлеву В. А., ООО «32», ООО «Витольд», Якушеву О. А., закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости «ХМБ Капитал» в лице ООО УК «Навигатор», ООО «Инвестор», ООО «Трест № 13», ООО «Перспектива», ООО «Трейдинвест», ООО «Реал», ООО «Ривьера», ООО «Сибпельмени», ООО «Татьяна Б», ООО «Квинт К», ООО «Лиман», Агадецкой И. А., Астафьевой О. В., АфА.вой А. В., Бабоян Г. М.. Богомоловой Н. В., Безрукову А. П., Гавриленко В. И., Возчиковой В. А., Демидовой Ю. Г., Волкову А. С., Волкову С. А., Денисенко Н. В., Дитиной М. В., Дитину Ю. В., Жукову М. Ф., Склярову А. В., Капцову О. В., Комогорцевой О. С., Комогорцевой Т. А., Крылову В. Г., Лазаревой Л. Б., Лейдерману М. М., Ким А. А., Бутаеву Н. Г., Логинской Л. В., Макаридиной В. Н., Максименко Т. М., Малевич Д. А., ООО «Ямал Контроль», Керкину А. А., Анисеня И. А., Федирко С. В., ООО «ТрастИнвест», ООО «Адамант» о запрете осуществлять деятельность удовлетворить частично.

Запретить эксплуатацию ОТЦ «Юпитер», расположенного по адресу: <адрес>, в части размещения и эксплуатации детских игровых зон на территории ОТЦ «Юпитер», расположенных выше второго этажа и ближе 20 м. от эвакуационного выхода, в помещениях, собственниками которых являются ООО «Трест № 13», Дмитриев О. А., в нарушение требований пожарной безопасности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья А.В. Бутырин