ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-302/2014 от 23.05.2014 Березовского городского суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-302/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе

 председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,

 при секретаре Снежковой Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 23 мая 2014 года

 гражданское дело по заявлению прокурора г. Берёзовского Кемеровской области о признании недействующим и отмене решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в Березовском городском округе»,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с заявлением о признании недействующим и отмене решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе».

 Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов ФИО2 городского округа принято и главой ФИО2 городского округа подписано решение № «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе».

 Опубликовано указанное решение в приложении к газете «Мой город» - «Местная власть» ДД.ММ.ГГГГ года.

 В соответствии с пунктом <данные изъяты> решения № решение № от ДД.ММ.ГГГГ дополнено пунктами <данные изъяты> следующего содержания:

 « 3. Установить размер платы за коммунальные услуги:

 для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства:

 3.1. на услуги отопления - <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 3.2. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 3.3. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 3.4. на услуги водоотведения - <данные изъяты>

 4. Установить размер платы за коммунальные услуги:

 для граждан, являющихся собственниками помещений сдающих эти помещения внаем, поднаем:

 4.1. на услуги отопления - <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 4.2. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 4.3. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 4.4. на услуги водоотведения-<данные изъяты>

 5. Производить расчет размера платы за коммунальные услуги для ресурсоснабжающей организации:

 5.1. на услуги отопления - <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 5.2. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 В том числе компонент на тепловую энергию - <данные изъяты> компонент на теплоноситель - <данные изъяты> (без НДС);

 5.3. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 5.4. на услуги водоотведения- <данные изъяты>

 Полагает, решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, содержащее обязательные правила поведения, адресованное неопределенному кругу лиц и рассчитанное на многократное применение, нарушает права и свободы граждан, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

 В силу требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление № <данные изъяты>

 В силу требований Постановления № размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в зависимости от количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

 Таким образом, из изложенного следует, что установление органом местного самоуправления размера платы за коммунальные услуги в зависимости от факта регистрации (не регистрации) по месту жительства, а также сдачи помещений внаем, поднаем не основано на нормах закона и является незаконным.

 Кроме того, несостоятельна ссылка в решении на стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в <адрес>, утвержденные Постановлением Коллегии ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> поскольку стандарты установлены на период <данные изъяты> годы.

 Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.

 В ходе судебного разбирательства заявителем были дополнены основания признания недействующим решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе».

 В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 В соответствии частью 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в соответствие с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 70-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти <адрес> в сфере жилищно-коммунального комплекса" Постановлением Департамента цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлены следующие предельные индексы максимально возможного изменения совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям <адрес>:

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> процентов;

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> процентов;

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> процентов;

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> процентов.

 Из анализа решения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по категориям граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, а также граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем, органом местного самоуправления превышен установленный Департаментом цен и тарифов <адрес> предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

 Также считает подлежащим отмене пункт <данные изъяты> решения Совета № от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку представительный орган городского округа в силу требований Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФИО2 ФИО2 городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № не наделен полномочиями по установлению порядка расчета размера платы за коммунальные услуги для ресурсоснабжающей организации.

 В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Берёзовского Кемеровской области Оглезнева С.В. поддержала заявленные требования в полном объёме.

 ФИО1 Совета народных депутатов ФИО2 городского ФИО6, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора г. ФИО1ёзовского не признала, полагала решение № законным и обоснованным. Указывает несостоятельной ссылку заявителя на то, что решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № должно быть признано недействующим, как противоречащее действующему законодательству Российской Федерации, поскольку нарушаются конституционные права граждан на равноправие. Установив исключения отдельным категориям граждан в виде 100-процентного утвержденного тарифа, Совет народных депутатов ФИО2 городского округа вышел за пределы установленного предельного индекса. Также необоснованным считает и довод прокурора о том, что собственники, сдающие жилые помещения в наем, и собственники жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован, должны нести обязанности по оплате за коммунальные услуги наравне с иными лицами.

 Согласно ч. 2 ст. 157  ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Полномочия в области установления тарифов органам местного самоуправления не переданы.

 Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы права, следует, что собственники жилых помещений должны рассчитываться за коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Далее, истец, ссылаясь на Федеральный закон от <данные изъяты>-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», указывает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ. Право органа местного самоуправления по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренное Федеральным законом № <данные изъяты> исключено Федеральным законом от <данные изъяты>

 При этом следует понимать, что термин - предельный индекс в Федеральном законе № <данные изъяты> распространяет свое действие на рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

 Впервые термин предельный индекс роста платежа граждан при оплате за коммунальные услуги применен в федеральном законе от 26.12.2005г. № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от <данные изъяты>. Части <данные изъяты> Федерального закона № <данные изъяты> (установление предельного индекса роста платежа граждан) утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ года.

 Органы местного самоуправления имеют право устанавливать меры социальной поддержки населению, в том числе и при оплате за коммунальные услуги.

 Постановлением Коллегии ФИО3 <адрес> от <данные изъяты>. № «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в <адрес> на <данные изъяты> годы» (постановление № <данные изъяты>) рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать плату за единицу коммунальной услуги в размере 100 процентов от тарифов, установленных органами регулирования, на предоставление коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление):

 - для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в
которых никто не зарегистрирован по месту жительства;

 - для граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти
помещения внаем, поднаем.

 Поскольку органы местного самоуправления <адрес>, устанавливая меру социальной поддержки населению при оплате за коммунальные услуги, осуществляют компенсацию недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, как разницу между тарифом, установленным органом регулирования, и платой для населения, установленной органами местного самоуправления, могут предусмотреть возможность социальной поддержки посредством установления пониженной платы в сравнении с утверждёнными органами регулирования тарифами категории граждан, использующих жилые помещения непосредственно для проживания.

 Отсутствие регистрации по месту жительства подтверждает факт не проживания в жилом помещении. Сдача жилого помещения в наем, поднаем подтверждает факт использования жилого помещения в коммерческих целях.

 Органы местного самоуправления тем самым минимизируют расходы местного бюджета по субсидированию организаций коммунального комплекса, предоставляя субсидии только в отношении жилых помещений, для которых предусмотрены меры социальной поддержки (жилые помещения, используемые непосредственно для проживания, что подтверждается регистрацией по месту жительства).

 Соответственно данными нормами права наоборот предусмотрена защита конституционных прав граждан (прав, свобод и законных интересов граждан), так как сдача в аренду, наем, поднаем помещений - влечет получение дополнительных доходов граждан, а значит на такие помещения (квартиры) не может распространяться мера социальной поддержки.

 Прокурор в своем заявлении ссылается на ст. 157 ЖК РФ «Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением.. .. не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги». Данная статья распространяет смысл ч. 2 ст. 157, а именно, что размер платы за коммунальные услуги рассчитываются по тарифам, установленным органами регулирования субъекта РФ.

 Т.е. тариф не должен меняться, исходя из оснований пользования помещением, но данная норма не распространяется на устанавливаемые меры социальной поддержки населения в виде установления размера платы за единицу коммунальной услуги.

 При этом орган местного самоуправления имеет право определять категории лиц, которым предоставляются меры поддержки.

 Совет полагает, что действующее законодательство Российской Федерации не запрещает определять категории граждан, которые действительно нуждаются в социальной поддержке от тех граждан, которые используют свои помещения не по назначению, а именно: для коммерческой деятельности, то есть с целью извлечения прибыли.

 ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса <адрес> письмом № <данные изъяты> в прокуратуру <адрес> был направлен проект внесений изменений в постановление № <данные изъяты>

 ДД.ММ.ГГГГ письмом № получено согласование прокуратуры <адрес> о согласовании проекта постановления Коллегии ФИО3 <адрес> «О внесении изменений в постановление Коллегии ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в <адрес> на <данные изъяты> годы» о продлении срока действия постановления № до <данные изъяты> года.

 Решением Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от <данные изъяты>. № Решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» дополнено пунктами <данные изъяты>, установлен размер платы за коммунальные услуги: для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства; и для граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти помещения в наем, поднаем.

 Таким образом, орган местного самоуправления уточнил категории граждан, которым предоставляются за счет бюджета меры социальной поддержки, следовательно, иные категории населения осуществляют оплату потребленных коммунальных услуг в размере <данные изъяты> тарифов, утвержденных органами регулирования в установленном порядке, т.е. в строгом соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

 Что касается, пункта 5 оспариваемого решения, то <адрес> считает, что норма законодательства, в нарушение которой этот пункт принят, отсутствует. Полномочия органов местного самоуправления в вопросах местного значения не имеют разграничений (представительный либо исполнительный орган местного самоуправления), согласно Федеральному закону от <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье <данные изъяты> Бюджетного кодекса РФ установление порядка предоставления субсидий юридическим лицам входит в полномочия исполнительного органа, а именно ФИО2 городского округа. Пункт <данные изъяты> предусматривает какого-либо порядка предоставления субсидий, а скорее упрощает порядок расчетов с ресурсоснабжающими организациями, так как размер платы для граждан установлен в рублях за метры кубические, а с ресурсоснабжающими организациями в руб./Гкал.

 Представитель Администрации Берёзовского городского округа Устинова Н.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора г. ФИО1ёзовского не признала. Дала пояснения, аналогичные пояснениям ФИО1 Совета народных депутатов ФИО2 городского округа.

 ФИО1 ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора г. ФИО1ёзовского не признал. Пояснив, что прокуратура, ссылаясь на ч.1 ст. 157 ЖК РФ, указывает, что плата за коммунальную услугу состоит из объема услуги. В действительности согласно ч. 1 и ч.2 ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные состоит из произведения объема и тарифа.

 В решении от <данные изъяты>, установленная плата понимается как (цена) льготный тариф для населения, который в последствие субсидируется из бюджета города. Установление льготного тарифа для определенной группы потребителей это не обязанность, а право органов местного самоуправления.

 В решении от <данные изъяты>. № для определенной группы населения (п<данные изъяты> Решения) цена за коммунальные услуги равна тарифам, установленным соответствующим государственным органом (РЭК КО), т.е. в данном случае орган местного самоуправления не установил льготной цены.

 Прокуратурой не представлены доказательства превышения предельных индексов изменения размера платы для граждан за коммунальные услуги в решении от <данные изъяты>

 В <данные изъяты> Решения от <данные изъяты>. № установлена льготная цена за коммунальные услуги для населения и приравненной к этой группе юридических лиц потребляющих коммунальные услуги от энергоснабжающей организации, с последующим субсидированием из бюджета, (льготная цена в <данные изъяты> Решения от <данные изъяты>. № равна льготной цене в решении от <данные изъяты>). Считает, что это право органа местного самоуправления, так как установление льготной цены является составной частью организации социальной политики местного самоуправления.

 Представитель ООО «ГУП ЖКХ г. Березовский» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора г. ФИО1ёзовского не признала. Пояснив, что органом местного самоуправления была отменена льгота по коммунальным услугам для определенной категории граждан, на что имеет право. Установлением меньшего размера платы для малообеспеченной категории граждан, предоставление субсидий – это мера социальной поддержки, имеющая адресный характер. Возмещение межтарифной разницы целесообразно для нуждающихся граждан. А категория граждан, в отношении которой данное возмещение разницы отменено, не нуждается. Считает, что при принятии решения № предельные индекса были соблюдены.

 ФИО1 ООО «Управляющая компания жилищно-коммунальный сервис <адрес>» ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, с требованиями прокурора г. ФИО1ёзовского была согласна частично. Пояснив, что, внося изменения решением от <данные изъяты>. № в решение от <данные изъяты>. № в части п.п. <данные изъяты> предусматривающих увеличение тарифа на коммунальные услуги для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован и сдающих эти помещения в наем и поднаем, Совет народных депутатов ФИО2 городского округа законодательно не обосновал данные изменения. В решении отсутствует ссылка на нормативно-правовые акты уполномоченных органов государственной власти, утверждающих соответствующие тарифы на региональном уровне. Устанавливая различный размер платы для одной группы потребителей (население), Совет народных депутатов ставит в неравные условия потребителей в зависимости от факта регистрации, а также сдачи помещения в наем и поднаем. Данная градация одной группы потребителей не предусмотрена действующим законодательством. Управляющая организация в силу закона и договора управления, заключенного с собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обязана отстаивать интересы собственников по всем вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом. Таким образом, ООО «УК Жилкомсервис <адрес>» поддерживает требования прокурора <адрес> о признании недействительными пунктов <данные изъяты> решения от <данные изъяты> Пунктом <данные изъяты> решения № установлена льготная цена за коммунальные услуги для населения и приравненной к этой группе юридических лиц потребляющих коммунальные услуги, с последующим субсидированием из бюджета. К данной категории юридических лиц относятся и управляющие организации. В соответствии с данным пунктом управляющая организация оплачивает коммунальные услуги по тарифам равнозначным установленным решением Совета от <данные изъяты>. Разницу между тарифами установленными РЭК КО и Совета народных депутатов ФИО2 городского округа возмещается за счет средств бюджета ФИО2 городского, путем предоставления субсидий на возмещение части затрат организациям, предоставляющим коммунальные услуги, т.е. ОАО «СКЭК». В случае отмены данной нормы, счета на потребленные коммунальные услуги будут выставляться ОАО «СКЭК» по тарифам установленным РЭК КО. Управляющие компании в свою очередь не смогут предъявить населению оплату коммунальных услуг свыше тарифа установленного органами местного самоуправления. И поскольку возмещение затрат за предоставленные коммунальные услуги для управляющих организаций не предусмотрено на местном уровне, управляющие компании будут нести убытки от предоставления данных услуг.

 Представитель ООО «УК «Кемерово-Сити» ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, с требованиями прокурора г. ФИО1ёзовского была согласна частично по тем же доводам, что и ФИО1 ООО «Управляющая компания жилищно-коммунальный сервис <адрес>».

 ФИО1 Товарищества собственников жилья «Уголек», в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, просили рассматривать в их отсутствие.

 Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд, считает требования прокурора г. ФИО1ёзовского обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 На основании ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

 В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 Согласно ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

 Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Законы подлежат официальному опубликованию.

 Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

 В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16 вышеуказанного Закона отнесены в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

 Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная ФИО3 (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные ФИО2 муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона).

 Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона).

 Статьей 2 названного Закона определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным ФИО2 муниципального образования. В соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

 В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной ФИО3 и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных ФИО2 муниципального образования (часть 1 статьи 43 Закона).

 ФИО2 ФИО2 городского округа в ст. 10, 12 предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся:

 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления ФИО2 городского округа обладают следующими полномочиями:

 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

 5) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

 6) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

 7) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

 Статья 30 п. 1 ФИО2 устанавливает, что в исключительной компетенции Совета народных депутатов ФИО2 городского округа находятся:

 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 Согласно ст. 39 ФИО2 Глава ФИО2 городского округа в пределах своих полномочий: 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим ФИО2, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов ФИО2 городского округа.

 В силу ст. 41 ФИО2 городского округа наделяется настоящим ФИО2 полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

 Статья 42 ФИО2 определено, что в полномочия ФИО2 городского округа входят:

 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

 2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

 3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> "О теплоснабжении" полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; и др.

 Согласно ст. 27 ФИО2 структуру органов местного самоуправления составляют:

 - представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов ФИО2 городского округа;

 - глава муниципального образования - глава ФИО2 городского округа;

 - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - ФИО2 городского округа (местная ФИО3);

 - контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата ФИО2 городского округа.

 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим ФИО2.

 На основании ст. 46, 50, 51 ФИО2 в систему муниципальных правовых актов муниципального образования входят:

 - ФИО2 ФИО2 городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме;

 - правовые акты Совета народных депутатов ФИО2 городского округа;

 - правовые акты главы ФИО2 городского округа, местной ФИО3 и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим ФИО2;

 - правовые акты контрольно-счетной палаты ФИО2 городского округа.

 Совет народных депутатов ФИО2 городского округа по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами <адрес>, настоящим ФИО2 принимает:

 1) решения - правовые акты нормативного и не нормативного характера;

 2) резолюции, заявления, обращения - акты декларативного характера.

 Правовые акты Совета народных депутатов ФИО2 городского округа принимаются исключительно на его заседаниях (сессиях). Правовые акты СНД округа считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов от установленной численности депутатов.

 Нормативные правовые акты СНД округа о принятии ФИО2 ФИО2 городского округа, Регламента СНД округа, об утверждении местного бюджета, введении и отмене местных налогов и сборов, о внесении в указанные акты изменений и дополнений, а также иные нормативные правовые акты в случаях, прямо предусмотренных настоящим ФИО2, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов.

 Нормативный правовой акт, принятый СНД округа, в течение десяти дней со дня принятия направляются главе ФИО2 городского округа для подписания и обнародования (опубликования).

 Нормативные правовые акты СНД округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации.

 Согласно ст. 78 БК РФ 1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

 2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной ФИО3 или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

 3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

 6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

 Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной ФИО3, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной ФИО3.

 7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной ФИО3 юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

 Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной ФИО3, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

 Судом установлено, что решением Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» пунктом 1 был установлен размер платы за коммунальные услуги для граждан в ФИО2 городском округе:

 1.1. на услуги отопления - <данные изъяты>

 1.2. на услуги горячего водоснабжения — <данные изъяты>

 1.3. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 1.4. на услуги водоотведения - <данные изъяты>

 Пунктом 2 установлен размер платы за жилое помещение для граждан в ФИО2 городском округе.

 ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов ФИО2 городского округа принято и главой ФИО2 городского округа подписано решение № «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>

 В соответствии с пунктом 1 решения № решение № от ДД.ММ.ГГГГ дополнено пунктами <данные изъяты> следующего содержания:

 « 3. Установить размер платы за коммунальные услуги:

 для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства:

 3.1. на услуги отопления <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 3.5. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 3.6. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 3.7. на услуги водоотведения - <данные изъяты>

 4. Установить размер платы за коммунальные услуги:

 для граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем:

 4.5. на услуги отопления - <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 4.6. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 4.7. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 4.8. на услуги водоотведения-<данные изъяты>

 5. Производить расчет размера платы за коммунальные услуги для ресурсоснабжающей организации:

 5.1. на услуги отопления - <данные изъяты>

 (стоимость 1 Гкал - <данные изъяты>

 5.2. на услуги горячего водоснабжения - <данные изъяты>

 В том числе компонент на тепловую энергию - <данные изъяты>./Гкал (без НДС); компонент на теплоноситель - <данные изъяты>с НДС), <данные изъяты> руб./куб.м (без НДС);

 5.3. на услуги холодного водоснабжения - <данные изъяты>

 5.4. на услуги водоотведения- <данные изъяты>

 Указанное решение было опубликовано в приложении к газете «Мой город» - «Местная власть» ДД.ММ.ГГГГ года.

 Региональной Энергетической <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были установлены тарифы для населения на теплоноситель, реализуемый ООО «СКЭК» (<адрес>) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения <адрес> – <данные изъяты> руб./куб.м., стоимость <данные изъяты> <данные изъяты> руб., на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) – <данные изъяты>. / куб.м., на холодное водоснабжение - <данные изъяты> руб./куб.м.; на водоотведение - <данные изъяты> руб./куб.м.

 Таким образом, решением № для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, и граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем, плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению установлена Советом народных депутатов ФИО2 городского округа в размере 100% тарифов, установленных для населения Региональной энергетической комиссией <адрес>. Для остальной категории граждан размер указанной платы снижен.

 Возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим услуги населению по теплоснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, размер оплаты которых не обеспечивает возмещение экономически обоснованных затрат, осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета ФИО2 городского округа, что следует из постановлений ФИО2 городского округа от <данные изъяты>, решений Совета народных депутатов ФИО2 городского округа № «О бюджете ФИО2 городского округа на 2014 год и на плановый период <данные изъяты>. и № «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от <данные изъяты>. № «О бюджете ФИО2 городского округа на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты>.

 Прокурор г.ФИО2 считает решение № Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим Конституции РФ, Федеральным законам, поэтому - подлежащим признанию недействующим.

 Суд согласен с позицией прокурора г. ФИО2, исходя из следующего.

 Статьей 157 п.1, 2, 3 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

 Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление № 354).

 В силу требований Постановления № размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в зависимости от количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

 Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

 4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

 4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

 Статьей 35 п. 10 указанного Федерального закона N 131-ФЗ установлена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования. В п. 11 данной статьи предусмотрено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (ФИО2), законами субъектов Российской Федерации, ФИО2 муниципальных образований.

 В силу ст. 37 указанного Федерального закона N 131-ФЗ местная ФИО3 (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется ФИО2 муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 На основании ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N <данные изъяты> «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:

 1. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

 2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

 7) устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

 4. Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования на подключение (технологическое присоединение) в отношении организаций коммунального комплекса.

 Пунктом 2 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 В силу п.п. 1 п. 1 указанной статьи общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

 В соответствии с этим Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», согласно п. 3, 12 которых:

 3. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам (далее - тарифы и надбавки) должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.

 12. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

 Дифференциация тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам не должна приводить к изменению размера финансирования потребностей для реализации организациями коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ.

 В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.

 В силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», вместе с «Основами ценообразовании в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» п. 23: тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:

 а) вид теплоносителя (вода, пар);

 б) параметры теплоносителя;

 в) системы теплоснабжения;

 г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией);

 д) категории надежности теплоснабжения потребителей;

 е) средняя продолжительность потребления за отопительный период (пиковое или базовое потребление);

 ж) категории (группы) потребителей (покупателей).

 Вместе с тем пунктом 25 предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

 Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», вместе с «Основами ценообразовании в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» п.3, 10, 11, 12, 35, 36:

 3. Расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - методические указания).

 10. Тарифы в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров:

 а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;

 б) объемы потребления воды абонентами;

 в) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.

 11. Тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих параметров:

 а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;

 б) категории сточных вод:

 жидкие бытовые отходы;

 поверхностные сточные воды;

 хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;

 сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;

 сточные воды, отводимые иными абонентами;

 в) объем сточных вод.

 12. Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

 35. Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

 36. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с методическими указаниями с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.

 Применение иной дифференциации тарифов на питьевую воду и водоотведение законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» установлено: отменить с ДД.ММ.ГГГГ практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.

 Статьей 19 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 Таким образом, из анализа указанного законодательства суд пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено установление различных размеров платы за коммунальные услуги для различных групп потребителей, кроме указанных выше параметров.

 Не допускается в случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере.

 Оспариваемое решение не содержит обоснования установления для указанных выше групп потребителей различных тарифов в сфере коммунальных услуг.

 Суд не согласен с доводами заинтересованных лиц, что дифференциация тарифов возможна, исходя из предоставляемых льгот лишь нуждающемуся населению, полагая, что установление для иных граждан меньшего размера платы за коммунальные услуги, с последующим предоставлением субсидий организациям, предоставляющим соответствующие услуги, – это мера социальной поддержки населения, поскольку из буквального толкования оспариваемого нормативного акта Совета народных депутатов ФИО2 городского округа не следует, что данный акт направлен на установление льгот для граждан или направлен на реализацию бюджетных полномочий органов местного самоуправления по определению компенсаций, ассигнований, дотаций и прочего, направленных на определение суммы компенсации выпадающих доходов у организаций, предоставляющих соответствующие услуги.

 В решениях Совета народных депутатов ФИО2 городского округа № «О бюджете ФИО2 городского округа на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> годов» от <данные изъяты>. и № «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от <данные изъяты>. № «О бюджете ФИО2 городского округа на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> годов» от 20.02.2014г. при распределении бюджетных ассигнований бюджета городского округа заложено предоставление бюджетных ассигнований бюджета городского округа на цели: возмещение недополученных доходов и (или) возмещение части затрат организациям, предоставляющим услуги населению по теплоснабжению и горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению, размер оплаты которых не обеспечивает возмещение экономически обоснованных затрат (Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам).

 Таким образом, субсидии как мера социальной поддержки населения в данной части (в части размера платы за коммунальные услуги) в бюджете города не предусматривалась, что было подтверждено в судебном заседании и ФИО1 Совета народных депутатов ФИО2 городского округа.

 При этом необоснованно считать, что граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, и граждане, являющиеся собственниками помещений, сдающие эти помещения внаем, поднаем, являются вполне обеспеченными гражданами и не нуждаются в мерах социальной поддержки, т.к. под эту категорию граждан подпадают, например граждане, оформляющие наследство в течение 6 месяцев, приобретающие жилье в новом строящемся доме, когда правоустанавливающие документы могут оформляться длительное время, и не имеющие возможности зарегистрироваться в жилом помещении.

 На граждан, сдающих жилые помещения внаем, поднаем, налоговым законодательством возложена также обязанность уплачивать соответствующий налог в доход бюджета.

 Устанавливая решением № различный размер платы для одной группы потребителей (население), Совет народных депутатов ФИО2 городского округа, ставит в неравные условия потребителей коммунальных услуг в зависимости от факта регистрации, а также сдачи помещения внаем и поднаем. Данная дифференциация потребителей, а также платы за коммунальные услуги в зависимости от факта регистрации, а также сдачи помещения внаем и поднаем не предусмотрена действующим законодательством.

 Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения действие постановления коллегии ФИО3 <адрес> от <данные изъяты>. № «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в кемеровской области на <данные изъяты> установившего плату в размере <данные изъяты>% от тарифов, установленных органами регулирования, на предоставление коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление): для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства; и граждан, являющихся собственниками помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем, продлено не было. Поэтому ссылка на указанное постановление в решении № не является обоснованной.

 При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что пункты <данные изъяты> решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствуют действующему законодательству в сфере регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги и нарушают права граждан на доступность коммунальных услуг и доступность их оплаты.

 Что касается превышения предельных индексов максимально возможного изменения совокупного размера платы за коммунальные услуги для указанной выше категории граждан – суд считает, что данные обстоятельства не доказаны заявителем.

 Так, постановлением департамента цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям <адрес>» установлены предельные индексы максимально возможного изменения совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги, действующего на конец предыдущего финансового года при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг по муниципальным образованиям <адрес>:

 С <данные изъяты> процентов;

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

 с 01.10.2013г. по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

 Исходя из показаний допрошенной в качестве свидетеля заместителя главы ФИО2 городского округа по экономике и финансам ФИО12, производившей примерный расчет на соответствие установленной платы категориям граждан решением № предельным индексам максимально возможного изменения совокупного размера платы за коммунальные услуги, действующего на конец предыдущего финансового года при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг по ФИО2 городскому округу, в ручную, исходя из представленных счет-извещений за жилищно-коммунальные услуги за <данные изъяты> года, превышение платы составит <данные изъяты>

 Однако сведений о том, компетентен ли данный свидетель производить указанный расчет, суду представлено не было.

 Согласно ответу Региональной Энергетической <адрес> от <данные изъяты>. на запрос суда – представить пояснения по вопросу, имеется ли превышение предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по ФИО2 городскому округу и насколько, исходя из <данные изъяты>% тарифов для отдельных категорий граждан, не представляется возможным, ввиду отсутствия полномочий. Правопреемником департамента цен и тарифов <адрес> <данные изъяты> <адрес> не является.

 Других доказательств не представлено.

 Суд также считает не соответствующим действующему законодательству п. <данные изъяты> решения №<данные изъяты>, поскольку Совет народных депутатов ФИО2 городского округа не обладает полномочиями по установлению платы за коммунальные услуги для ресурсоснабжающей организации с учетом анализа положений ст. <данные изъяты> РФ, Федерального закона №<данные изъяты> «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ст.ст. 4, 5, главы 3, Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФИО2 ФИО2 городского округа.

 Суд приходит к выводу о том, что с учетом указанного выше законодательства Совет народных депутатов ФИО2 городского округа вправе устанавливать лишь плату за коммунальные услуги для потребителей (населения).

 На основании Федерального закона от <данные изъяты> «О водоснабжении и водоотведении» статьей <данные изъяты> установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Данные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов РФ.

 Аналогичные положения предусмотрены и в Федеральном законе от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

 Установление тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в силу положений ст.ст. 7, 8 указанного Закона относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. На основании п. 6 ст. 7 данного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов могут наделяться полномочиями на государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии (мощности), производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования - законами субъектов РФ. Статья 42 ФИО2 ФИО2 городского округа предусматривает, что реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> "О теплоснабжении" полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесена к полномочиям ФИО2 городского округа.

 Однако указанные полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду органам местного самоуправления ФИО2 городского округа законами субъекта <адрес> не передавались, что не оспаривалось ФИО1 Совета народных депутатов и ФИО2 городского округа.

 Исходя из изложенного, решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» следует признать недействующим в полном объеме.

 В удовлетворении остальной части заявления прокурора г. ФИО1ёзовского <адрес> об отмене решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует отказать, поскольку такие полномочия в силу ст. 253 ГПК РФ у суда отсутствуют.

 Доводы заинтересованных лиц в части законности и обоснованности оспариваемого решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона.

 Данное заявление обоснованно, в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», подано прокурором г. ФИО2, поскольку согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 В соответствии с п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора г. ФИО1ёзовского <адрес> о признании недействующим и отмене решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» удовлетворить частично.

 Признать решение Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» недействующим.

 В удовлетворении остальной части заявления прокурора г. ФИО1ёзовского <адрес> об отмене решения Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за коммунальные и жилищные услуги для граждан в ФИО2 городском округе» отказать.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

 Председательствующий: Н.А. Гонтарева

 Мотивированное решение суда изготовлено: 27.05.2014 года.