ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-302/2016 от 08.02.2017 Быстроистокского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-9/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 08 февраля 2017 г.

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.

при секретаре Матыцыной Е.Л., с участием истца Бухарова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бухаров В.В. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, администрации Верх-Озернинского сельского совета Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным решения, признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 100 тыс. рублей за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, обязании включить истца в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае-июне 2014г., и нуждающихся в получении финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей,

установил:

Бухаров В.В. обратился в суд с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, администрации Верх-Озернинского сельского совета Быстроистокского района Алтайского края с требованиями о:

признании незаконным решения межведомственной комиссии по составлению актов обследования, формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации администрации Быстроистокского района Алтайского края от 15 августа 2016г. об отказе во включении его в список на выплату финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости в результате паводка на территории Быстроистокского района в мае-июне 2014г. ввиду несоответствия адреса государственной регистрации и адреса фактического проживания;

признании за ним права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 100 тыс. рублей за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

возложении на межведомственную комиссию при администрации Быстроистокского района обязанности включить его в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Быстроистокского района Алтайского края в мае-июне 2014г., и нуждающимся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 100 тыс. рублей за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В обоснование требований указано, что с 2007г. истец фактически проживал в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, номер дома отсутствует. С 12 июля 2016г. он зарегистрировался по месту жительства по <адрес>. С 24 июня 2011г. по 08 июля 2016г он отбывал срок в ФКУ ИК-10, поэтому принадлежащее ему имущество в виде мягкого уголка, двух кресел, телевизора, посуды, постельных принадлежностей находилось в вышеуказанном доме. В мае-июне 2014г. в результате подъема паводковых вод в селе Быстрый Исток произошла чрезвычайная ситуация (наводнение), поэтому оставшееся в доме имущество было полностью уничтожено, так как уровень воды в доме составлял свыше 1,5 м. Согласно справке администрации Верх-Озернинского сельсовета, жилое помещение по адресу: <адрес> попало в зону затопления при чрезвычайной ситуации (наводнении) в период с 30.05.2014г. по 14.06.2014г. В июле 2016 года он обратился в межведомственную комиссию администрации Быстроистокского района с заявлением о включении его в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, решением которой от 15.08.2016 ему было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи за утраченное имущество ввиду несоответствия адреса регистрации и адреса фактического проживания, то есть в связи с тем, что по месту регистрации он фактически не проживал. С данным решением истец не согласен, так как его отсутствие по месту государственной регистрации не является основанием для отказа в получении материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества, поскольку он также является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, так как было утрачено его имущество.

В судебных заседаниях истец Бухаров В.В. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснив, что с детства он проживал с родителями в <адрес>, где было расположено несколько жилых домов, номеров у которых не было. Рядом с ними в соседнем доме по этой же улице жила семья Г.. В 2003г. он уехал с <адрес> и зарегистрировался в <адрес>, где проживал в фактических семейных отношениях с Ш.; в апреле 2007г. снялся с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> и переехал на жительство в <адрес>. Ввиду того, что совместная жизнь со Ш. у него не сложилась, он уехал из <адрес>. Однако из-за того, что документы на <адрес> отсутствовали, он не мог зарегистрироваться в нем по месту жительства, а также у его родителей, которые к этому времени также переехали с <адрес>, также не было необходимых документов на новый дом, из-за чего он не мог зарегистрироваться и по этому адресу. По его просьбе родители мужа его сестры С.Г. согласились зарегистрировать его у себя в доме по той же <адрес>, которая на этот момент территориально вошла в состав Верх-Озернинского сельсовета; зарегистрировался он по этому адресу, но без указания номера дома, с 10.12.2007 и проживал до того, как его арестовали летом 2011г. После осуждения он отбывал наказание в ИК-10 в <адрес> и в это время был снят с регистрации по <адрес> в <адрес>, то есть из дома Г.. В 2007г. он перевез в дом Г. принадлежащую ему мебель – мягкий уголок, два кресла, телевизор, посуду, постельное белье. Все это имущество разместил в отдельной комнате, в которой он и жил. Соответственно после ареста все имущество оставалось там же. Во время наводнения в мае-июне 2014г. он также находился в ИК-10. Членом семьи Г. он не являлся, а был, скорее, квартирантом. После наводнения с заявлениями в администрацию Верх-Озернинского сельсовета и в администрацию Быстроистокского района о включении его в списки на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой принадлежащего ему имущества не обращался, необходимых документов не представлял, отдельный акт обследования утраченного в результате паводка принадлежащего лично ему имущества не составлялся; о производстве гражданам, пострадавшим от затопления, социальных выплат в виде материальной и финансовой помощи, ничего не знал; когда отбывал срок, его сняли с регистрации по <адрес> в <адрес>. Только после условно-досрочного освобождения из колонии – 08.07.2016, по приезду в с.Быстрый Исток, он выяснил все подробности и вскоре, в июле того же года, обратился с заявлением в администрацию Быстроистокского района о включении его в списки и выплате ему материальной и финансовой помощи за утраченное в результате ЧС имущество, находившееся по <адрес> в <адрес>, в чем ему было отказано. С решением об отказе в выплате он не согласен, поэтому обратился в суд.

Надлежаще извещенные о времени рассмотрения дела ответчики: администрация Быстроистокского района, Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району, администрация Верх-Озернинского сельсовета, а также третье лицо МП ПП по Быстроистокскому району МО МВД РФ «Петропавловский» представителей в суд не направили, просили рассмотреть дело без их участия.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав объяснения истца Бухарова В.В., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Бухарова В.В. ввиду следующего.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", которые определяют, в том числе, порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с указанными Правилами бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с п.2.1 Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года № 270, получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживающие в жилых помещениях, попавших в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации.

На основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 994-р, от 11.08.2014 № 1505-р и других, Администрации Алтайского края выделены денежные средства для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 г. на территории Алтайского края.

Согласно пункту 2.2 указанного выше Порядка, денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией; при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.

Таким образом, для получения денежных выплат граждане, считающие себя нуждающимися в их предоставлении, должны, по меньшей мере, обратиться с соответствующими заявлениями и необходимыми документами в созданные в муниципальных районах межведомственные комиссии, которые в дальнейшем составляют акты обследования утраченного в результате паводка имущества, формируют списки граждан, пострадавших в результате ЧС, и представляют их в органы социальной защиты населения для производства выплат, а также постоянно проживать и быть зарегистрированными в жилом помещении, попавшем в зону затопления; если же гражданин фактически проживал в таком жилом помещении, но не был в нем зарегистрирован по месту жительства в силу различных причин, он был вправе установить факт постоянного проживания по конкретному адресу в судебном порядке.

То есть, по смыслу вышеназванных положений законодательства, правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи могут воспользоваться лишь граждане, действительно проживавшие на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону затопления.

Между тем по настоящему спору установлено, что истец Бухаров В.В. в период с 24.06.2011 по 08.07.2016 по <адрес> не проживал, поскольку отбывал наказание в ФКУ ИК-10 <адрес> по приговору Быстроистокского районного суда от 06.02.2012г. за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ.

Более того, согласно названному приговору, а также справок с места жительства, находящихся в уголовном деле № 1-1/2012, Бухаров В.В. в 2011г. фактически проживал по адресу: <адрес> матерью, сестрой и несовершеннолетним сыном, где он фактически проживает и после освобождения до настоящего времени.

Соответственно, истец в период с июня 2014г. и до июля 2016г. - более 2-х лет после окончания паводка 2014г. - не обращался в компетентные органы с заявлением о признании его нуждающимся в получении социальных выплат (в межведомственные комиссии при администрации Верх-Озернинского сельсовета, администрации Быстроистокского района, Управление соцзащиты населения Быстроистокского района), не просил обследовать дом, в котором находилось утраченное имущество первой необходимости и составить об этом соответствущий акт, не предоставлял перечисленные в пунктах 2.4 и 2.6 Порядка документы, на основании которых его могли бы включить в соответствующие списки и принять решение о предоставлении материальной и финансовой помощи.

Данные обстоятельства истец в судебном заседании не оспаривал, признав, что действительно с июня 2011г. по июль 2016г. в <адрес> в <адрес> фактически не проживал, так как находился в ИК-10 <адрес>, никому из родственников или знакомых представлять его интересы при оформлении права на получение материальной или финансовой помощи в период с 2014 по 2016гг. не поручал, доверенностей не выдавал.

Об этом же пояснили допрошенные в судебном заседании свидетели Г.В. и Г.З.

Указанный Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края был официально опубликован в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет», то есть находился в свободном доступе, соответственно истец не был лишен возможности ознакомления с ним, но не посчитал нужным это сделать.

В пунктах 2.4 и 2.6 Порядка прямо указывается в качестве одного из обязательных оснований для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи наличие соответствующих заявлений граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально.

Принимая во внимание, что вопреки предусмотренным указанными пунктами Порядка правил о личном обращении граждан с заявлениями о предоставлении выплат (либо представителем на основании доверенности), истец этого не сделал, с соответствующими письменными заявлениями в межведомственную комиссию не обращался, уполномоченные органы местного самоуправления – ответчики не знали и не могли знать о том, что Бухаров В.В. нуждается в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации как пострадавший в результате паводка и утративший имущество первой необходимости, вследствие чего он и не был включены в списки на выплату.

В такой ситуации суд полагает, что право истца на социальную выплату материальной и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией ответчиками нарушено не было, в связи с чем решение межведомственной комиссии от 15.08.2016 об отказе истцу в таких выплатах является законным и обоснованным.

В настоящее время, то есть по истечении более 2-х лет после паводка, возможность проведения органами местного самоуправления обследования вышеуказанного жилого дома на предмет утраты истцом имущества первой необходимости (полной или частичной) объективно отсутствует.

Кроме того, от установления факта постоянного проживания истца, не имеющего регистрации в определенный период по определенному адресу, напрямую зависит его право на получение денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В силу статьи 3 указанного Закона, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец еще до ареста в 2011 году фактически не проживал по адресу: <адрес>, хотя и был там зарегистрирован; согласно сообщению миграционного пункта ПП по Быстроистокскому району МО МВД РФ «Петропавловский» от 10.01.2017г., Бухаров В.В. 24.04.2013г. был снят с регистрации по адресу: <адрес>, по приговору суда, и на период с 24.04.2013 по 23.06.2018 зарегистрирован по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы <адрес>, а с 12.07.2016 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

Кроме того, факт непроживания истца по <адрес> в <адрес> в период чрезвычайной ситуации 2014г. подтверждается заявлением главы семьи Г.Г. на имя главы Верх-Озернинского сельсовета о включении его и членов его семьи в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи от 07.06.2014г. по адресу <адрес>, среди которых истец отсутствует, а также актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014г. по тому же адресу, составленному 12.06.2014г. комиссионно, где кроме 4-х членов семьи Г.Г. другие проживающие лица, в частности, Бухаров В.В., не указаны.

Названный акт обследования утраченного имущества граждан не свидетельствует об утрате истцом какого-либо имущества в период паводка.

Иных допустимых доказательств постоянного проживания по вышеуказанному адресу в <адрес> в 2014г. и утраты принадлежащего ему и находящегося в доме Г. имущества истец не представил, пояснив, что не имеет таковых.

Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак – регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713. Документами, подтверждающими адрес регистрации места жительства гражданина Российской Федерации, является паспорт, а также домовая книга (поквартирная карточка), либо свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания, выдаваемое органами ФМС России, в которых имеются отметки об адресе места проживания или пребывания гражданина.

Таких документов, подтверждающих регистрацию истца по месту жительства в селе Верх-Озерное в 2014г., суду не представлено.

Наоборот, в домовых книгах, копии которых представлены в дело, сведения о регистрации истца отсутствуют.

Поскольку бремя доказывания нарушенного права на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости, в том числе факта постоянного проживания по конкретному адресу и утраты имущества в результате затопления лежит на истце, который, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также соблюдения им установленной Порядком процедуры обращения за получением социальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в мае-июне 2014г. как нуждающегося в ней, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, в связи с чем иск отклоняет в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бухаров В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2017г.

Судья С.В. Соловаров