ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3030/2011 от 24.11.2011 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

     РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Оренбург                                                                               24 ноября 2011 года

 Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Лапаевой Н.В., при секретаре Козловой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Оренбургской таможне о признании незаконным приказа о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и его отмене,

 УСТАНОВИЛ:

 Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Оренбургской таможне о признании незаконным приказа о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и его отмене, ссылаясь на то, что <Дата обезличена> начальником Оренбургской таможни издан приказ <Номер обезличен>, которым ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» включено в Реестр владельцев складов временного хранения открытого типа, расположенных по адресам: <...>. Считает, что данный приказ является незаконным, поскольку нарушена статья 24 Таможенного кодекса таможенного союза. В заявлении, адресованном в Оренбургскую таможню, о включении в Реестр ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» указывает, что хранение товаров будет осуществляться на железнодорожных путях, однако документы на право пользования железнодорожными путями у Общества отсутствуют, в то время как железнодорожные пути подпадают под определение открытых площадок, и требуют специального оформления. Так, у владельца открытой площадки должны быть документы о нахождении площадки в собственности, хозяйственном управлении, оперативном управлении или аренде на срок не менее года. Вместе с этим, указанные железнодорожные пути не приняты в эксплуатацию, что также их использование противоречит ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В результате незаконного издания приказа нарушены интересы неопределенного круга лиц, чьи товары будут храниться на складе временного хранения, а также подлежащих таможенному контролю на складе. Кроме того, незаконный приказ нарушает интересы РФ, выраженные в федеральных законах. Просит суд признать незаконным и отменить приказ начальника Оренбургской таможни от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» и создании постоянной зоны таможенного контроля».

 В судебном заседании старший помощник Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В. исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.

 Представители ответчика, действующие на основании доверенностей № 006 от 12.01.2011 года, № 100 от 27.09.2011 года, Низамеев К.Р., Алешин П.В. иск не признали и пояснили, что согласно письму Федеральной таможенной службы России от 29.09.2011 года № 01-11/47268 «О включении в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли» таможенные органы не вправе требовать от лиц, обратившихся с заявлениями о включении в реестры владельцев складов временного хранения (СВХ), таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. В ходе рассмотрения заявления ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» о включении в Реестр были истребованы все необходимые документы, предусмотренные ст. 72 ФЗ от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В частности, договор аренды земельных участков, на которых располагается СВХ. Данные договор заключен в учреждении юстиции. Дополнительно ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» представлен договор с ООО «Инвестком» о безвозмездном пользовании железнодорожными путями, а затем - договор от 01.02.2009 года № 227 на подачу и уборку вагонов, что обуславливает возможность использования этих железнодорожных путей. Полагают, что железнодорожные пути не относятся к открытым площадкам, а потому на них не распространяются требования ст. 24 Таможенного кодекса таможенного союза, и не требуются документы о праве собственности и владении ими на ином основании в зарегистрированном виде. Просят в иске прокурору отказать.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», действующий на основании доверенности № 426 от 29.12.2010 года, Стрельцов П.А. исковые требования не признал, пояснив, что ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» располагает достаточными документами для включения его в Реестр владельцев складов временного хранения. К открытой площадке относится земельный участок, на котором располагаются железнодорожные пути. Договор аренды на этот земельный участок у ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» имеется, зарегистрирован в учреждении юстиции. Что касается железнодорожных путей, то их готовность к эксплуатации определяется в 85%, поэтому договор на их аренду на срок свыше одного года, подлежащий обязательной регистрации, заключить стороны не могут. Считает, что приказом № 429 от 13.08.2010 года о включении ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» в Реестр владельцев складов временного хранения статья 24 Таможенного кодекса таможенного союза не нарушена. Просит в иске прокурору отказать.

 Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

 В соответствии с ч. 1 ст. 23 Таможенного кодекса таможенного союза владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса.

 Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

 Согласно ст. 24 Таможенного кодекса таможенного союза условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются:

 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;

 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;

 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

 Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

 Судом установлено, что ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» обратилось в Оренбургскую таможню с заявлением о включении Общества в Реестр владельцев СВХ открытого типа по складу, расположенному по адресу: <...> В качестве СВХ заявлены два участка железной дороги для хранения товара и участка подъездного пути для выполнения маневровых работ и др.

 В обоснование своего заявления ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» представило договор аренды земельных участков <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между ООО «Инвестком» и ЗАО «РОСТЭК-Оренбург». Договор заключен сроком на три года, и зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области <Дата обезличена>.

 Также был представлен договор безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, по которому ООО «Инвестком» (Ссудодатель) обязуется передать в безвозмездное пользование ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» (Ссудополучатель) подъездные железнодорожные пути. Договор действует с <Дата обезличена> и до полного погашения задолженности по строительству железнодорожных путей по адресу: <...>, перед ЗАО «РОСТЭК-Оренбург».

 Приказом Оренбургской таможни <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» было включено в Реестр владельцев складов временного хранения.

 Как видно из вышеуказанного закона, одним из требований, предъявляемым пунктом 2 ст. 24 ТК ТС к договору аренды, является владение помещениями и (или) открытыми площадками на основе договора аренды, заключенного на срок не менее одного года.

 Суд не может признать договор безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между ООО «Инвестком» и ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», надлежащим документом, дающим право на включение в Реестр владельцев СВХ, поскольку он не отвечает требованиям закона, как в части срока действия, так и в части его регистрации.

 В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

 Железнодорожные пути необщего пользования - это подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд. Такое определение содержится в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

 Каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта; земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок. Это установлено п. 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 26. Подъездные пути могут быть признаны объектом недвижимого имущества (сооружением), если они отвечают всем признакам, перечисленным в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ. Кроме того, на них должны быть оформлены все упомянутые документы, подтверждающие их фактическое существование.

 В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

 Следовательно, ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», не владея железнодорожными путями как открытыми площадками на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, должно было представить в Оренбургскую таможню договор аренды подъездных путей, заключенный на срок более одного года, прошедший государственную регистрацию, и дающий основание для включения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» в Реестр владельцев СВХ.

 При этом представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не отрицают, что заключить договор с соблюдением указанных в законе условий не представляется возможным ввиду степени готовности железнодорожных путей равной 85%.

 Анализируя доводы стороны ответчика, суд не соглашается с правовой позицией Оренбургской таможни, что законодатель, введя понятие «открытая площадка» его не истолковал, потому железнодорожные пути не относятся к этому понятию, а документы на открытую площадку - земельный участок - у ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» оформлены надлежащим образом.

 По мнению суда, открытая площадка - это специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, площадь которого определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Открытая площадка может занимать меньшую площадь, чем земельный участок, на котором она организована.

 Таким образом, земельный участок и открытая площадка не подменяют друг друга как понятия, а значит, у ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» на момент вынесения обжалуемого приказа отсутствовали документы на открытую площадку, предназначенную для использования склада временного хранения.

 Ссылка представителей ответчика на применение, при разрешении спора, норм ст. ст. 70-72 ФЗ от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которые, по мнению представителей ответчика, не противоречат ни ТК ТС, ни ТК РФ в части процедуры включения в Реестр владельцев СВХ, подлежит отклонению, так как основана на ошибочном толковании норм таможенного законодательства.

 Итак, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

 Признать незаконным и отменить приказ начальника Оренбургской таможни от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Оренбург» и создании постоянной зоны таможенного контроля» на склад временного хранения открытого типа, расположенный в <...>

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

 Судья:                                                                                                    Н.В.Лапаева

 Мотивированное решение составлено 05.12.2011 года.