ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3030/2012 от 18.05.2012 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-3030\2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Абакан Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

Председательствующего Белокопытова В.Ю.

при секретаре Коротаевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению госорган о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в государственную собственность

УСТАНОВИЛ:

госорган обратился в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в государственную собственность.

В обоснование иска указано, что прокуратурой РХ изучены материалы доследственной проверки, проведенной ФИО1 в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщению о незаконной организации и проведению азартных игр. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по соблюдению законодательства об азартной деятельности по адресу: г<адрес>. В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу осуществлялась азартная деятельность. Так, в ходе осмотра помещения ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нем было размещено единиц оборудования. По внешним признакам данное оборудование соответствует игровым автоматам, которые используются при организации и проведении азартной деятельности. Игровые автоматы состоят из монитора и клавишей, с установленными игровыми программами. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. По результатам проверки единиц игровых автоматов, были изъяты и находятся на хранении на базе тыла МВД по РХ. В ходе проверок было установлено, что незаконную деятельность по указанному адресу осуществляет ФИО2» ( <адрес>), директором которого является ФИО3. Однако никаких документов,подтверждающих осуществление ФИО2» финансово- хозяйственной деятельности в данном помещении не установлено, МИНФС № 1 по РХ предоставлена информация директора общества о том, что в г. Абакане, в том числе и по указанному адресу никакую деятельность общество не осуществляет. Просит заявленные требования о признании имущества бесхозяйном и обращении в собственность Российской Федерации удовлетворить.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 действующая на основании доверенности, заявление поддержала, просила суд признать бесхозяйным и обратить единиц игровых автоматов в собственность государства и передать госорган для уничтожения.

Помощник ФИО5ФИО6 действующая на основании доверенности, и представитель ФИО1ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражали.

Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, считает установленными следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Из п.2 ст.226 ГК РФ следует, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Азартная игра определена как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии со ст. 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр, в игорных заведениях при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как следует из ст. 9 вышеуказанного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.Из ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Частями 2 и 4 ст. 9 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ определены игровые зоны, к числу которых Республика Хакасия не отнесена, следовательно, любая деятельность по организации и проведению азартных игр с 01.07.2009 г. запрещена в соответствии с ч. 9 ст. 16 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки по соблюдению законодательства об азартной деятельности, установлено, что в помещении игрового клуба ФИО9» по адресу: <адрес> сотрудниками ФИО10 было изъято единиц игрового оборудования, в том числе игровых автоматов с номерами от и названием «наименование » и игровых автоматов с номерами от с названием «наименование », и находятся на хранении на базе тыла МВД по РХ. Также, в ходе проверки установлено, то в данном помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность ФИО2» ( <адрес>, директором которого является ФИО3 Однако МИФНС РФ № 1 по РХ представлена информация директора данного общества ФИО3 о том, что в г. Абакане, в том числе и по указанному адресу, никакую деятельность общество не осуществляет, договоров и клубов, действующих от имени ФИО2» нет. Учитывая, что игровые автоматы, изъятые в ходе проведения проверки игрового клуба по адресу: г<адрес>, собственника не имеют, находятся на территории базе тыла МВД по РХ, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанные игровые автоматы подлежат обращению в собственность Российской Федерации. В соответствии со ст.293 ГПК РФ, принимая решение относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, полномочия, ранее осуществляемые специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в настоящее время осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Согласно п.1 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432), оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов. которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, судом установлено, что лицо, владеющее игровыми автоматами до его помещения на территорию базы тыла МВД по РХ, мер к возвращению собственности не предпринимало, то есть фактически отказалось от своего права собственности на него, поэтому указанное движимое имущество – игровые автоматы, изъятые в ходе проведения проверки игрового клуба по адресу: <адрес> следует признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации. Постановлением Правительства от 29 мая 2003 года № 311, утверждено Положение учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства (далее Положение), которое определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством РФ в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, и кладами. Согласно п. 2 указанного Положения, за определенным исключением, в который игровое оборудование не подпадает, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения. В целях принятия на учет и дальнейшей реализации обращенного в доход государства имущества, необходимо соблюдение определенной процедуры, установленной указанным Положением, в том числе учет, определение учетной стоимости, оценка, экспертиза, сертификация, маркировка имущества, при этом, при определенных обстоятельствах, изложенных в п. 8 Положения, имущество, обращенное в собственность государства подлежит переработке (утилизации) или уничтожению. В связи с чем суд находит обоснованными требования заявителя об уничтожении изъятого имущества. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление госорган о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении в государственную собственность игровых автоматов - удовлетворить. Признать бесхозяйным имущество в количестве игровых автоматов с номерами с названием «наименование и с номерами с названием «наименование », изъятое ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> хранящиеся на территории базы тыла МВД по РХ. Обратить игровых автоматов с номерами 1 с названием «наименование » и с номерами с названием «наименование в собственность государства и передать в госорган для уничтожения. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Хакасия через Абаканский городской суд в месячный срок с момента его вынесения в окончательном варианте. Председательствующий Белокопытов В.Ю.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья

Абаканского городского суда Белокопытов В.Ю.