ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3031/19 от 25.07.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2019 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3031/2019 по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания», Публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» о признании незаконными требований о погашении задолженности по оплате услуг за горячее водоснабжение и электроэнергию, обязании произведения перерасчета коммунальных платежей за горячее водоснабжение и электроэнергию, проведения обследования жилого помещения и выдаче акта об отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учета, обязании переплаченной суммы за горячее водоснабжение включить в счет будущей оплаты за отопление, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился ФИО1 с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (далее-ООО «Иркутскэнергосбыт») о признании незаконным требования о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и электроэнергию, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей по горячему водоснабжению и электроснабжению в <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, обязании обследовать жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> и выдать акт об отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учета.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, 85 квартал, <адрес обезличен>, комн. 9. В жилом помещении истец зарегистрирован с марта 2014 года, но в данном жилом помещении не проживает, так как фактически проживает у своей супруги по адресу: <адрес обезличен>, где оплачивает все коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета. Каждые шесть месяцев истец предоставлял в ООО «Иркутскэнергосбыт» акт о том, что он в комнате не проживает и не сдает ее иным лицам, а также предоставлял акт с места фактического проживания, и истцу производили перерасчет по горячей воде и электроэнергии. За отопление комнаты истец оплачивал в полном объеме.

На <Дата обезличена> Постановлением Правительства РФ утверждены изменения по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно этим изменениям перерасчет коммунальных услуг не производится, если в жилом помещении не установлены индивидуальные приборы учета на энергоносители (далее – ИПУ). С <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт» начисляет истцу плату за горячую воду и электроэнергию на 1 человека согласно нормативу плюс увеличивающий коэффициент за отсутствие ПТУ в жилом помещении. Начиная с июля 2017 года, истец несколько раз обращался за перерасчетом в ООО «Иркутскэнергосбыт», но ему отказывали, объясняя, что перерасчет при временном отсутствии жильца в жилом помещении производится при наличии акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ.

По заявлению истца в ООО «Иркутскэнергосбыт» было проведено обследование его жилого помещения, и ему были выданы два акта от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, в которых значилось, что техническая возможность установки ИПУ имеется. С актом истец не согласился и в июле 2018 года обратился в Прокуратуру Свердловского района г.Иркутска с жалобой на указанные акты. Жалоба истца была передана в Службу государственного жилищного надзора по Иркутской области.

<Дата обезличена> Службой государственного жилищного надзора по Иркутской области было проведено обследование систем горячего водоснабжения и электроснабжения всего дома и комнаты истца. По результатам обследования был составлен акт с указанием, что техническая возможность установки ИПУ по проектным характеристикам невозможна без реконструкции существующей внутридомовой системы горячего водоснабжения и электроснабжения.

Согласно платежной квитанции на апрель 2019 года долг по коммунальным платежам числится за истцом в размере 8262 руб.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Публичное акционерное общество «Иркутскэнерго»(далее-ПАО «Иркутскэнерго»), кПАО «Иркутскэнерго» заявлены следующие требования: обязать ПАО «Иркутскэнерго» произвести перерасчет коммунальных платежей по горячему водоснабжению с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, включая пени; обязать ПАО «Иркутскэнерго» переплаченную истцом сумму за горячее водоснабжение включить в счет будущей оплаты за отопление; обязать ПАО «Иркутскэнерго» выдать акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ с формулировкой, дающей право на перерасчет, то есть где было бы указано, что установка приборов учета горячей воды невозможна.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности,в судебном заседании просили заявленные требования удовлетворить полном объеме по доводам искового заявления, письменного отзыва на возражения ответчика.

Дополнительно представитель истца ФИО3 в судебном заседании пояснила, что у истца отсутствует задолженность по оплате коммунальных платежей по горячему водоснабжению и электроснабжению, в связи с чем истец заявляет требования о перерасчете.

В судебном заседании представитель ответчиков ООО «Иркутская энергосбытовая компания», ПАО «Иркутскэнерго» ФИО4, действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1, полагая их не обоснованными. Пояснил, что акты, которые составлены ответчиками о возможности установки приборов учета, истцом не оспорены, не признаны судом незаконными.Предписания от Службы государственного жилищного надзора по Иркутской области ответчики не получали. При удовлетворении судом требований о перерасчете за период, который просит истец, то перерасчет будет произведен до ноля, задолженности у истца не будет.

Выслушав объяснения участников процесса,исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности с <Дата обезличена> принадлежит комната по адресу: <адрес обезличен> на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от <Дата обезличена>, свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.

Из справки от <Дата обезличена>, выданной ООО «ЭкспрессКомплекс+» усматривается, что по адресу: <адрес обезличен>, комната 9 зарегистрирован один человек – ФИО1

Из доводов иска и пояснений истца следует, что каждые шесть месяцев истец предоставлял в ООО «Иркутскэнергосбыт» акт о том, что он в принадлежащей ему комнате не проживает и не сдает ее иным лицам, а также предоставлял акт с места фактического проживания, и ему производили перерасчет по горячей воде и электроэнергии в связи с временным отсутствием в жилом помещении.Начиная с июля 2017 года истец несколько раз обращался за перерасчетом в ООО «Иркутскэнергосбыт», но ему отказывали, объясняя, что перерасчет при временном отсутствии жильца в жилом помещении производится при наличии акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ. По заявлению истца в ООО «Иркутскэнергосбыт» было проведено обследование его жилого помещения, и ему были выданы два акта от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, в которых значилось, что техническая возможность установки ИПУ имеется.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что <Дата обезличена> истец обратился вАнгарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» с заявлением о перерасчете по горячей воде и электроэнергии в связи с непроживанием в комнате. К заявлению приложил актобследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета от <Дата обезличена>, составленный ООО «ЭкспрессКомплекс+», и акт от <Дата обезличена> о фактическом проживании.

Согласно акту о фактическом проживании в жилом помещении от <Дата обезличена> по адресу: : <адрес обезличен> фактически никто не проживает, зарегистрирован ФИО1

В материалы дела истцом представлены акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, составленные ООО «ЭкспрессКомплекс+».

Из акта от <Дата обезличена> усматривается, что ООО «ЭкспрессКомплекс+» путем осмотра проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности общего (квартирного) прибора учета по адресу: <адрес обезличен> В результате осмотра установлено, что в квартире общий коридор, туалет, умывальник, постирочная, в подвале душевые кабины общего пользования на 5 этажей. В таких условиях установка счетчиков по учету электрической энергии, холодной и горячей воды нецелесообразны.

В акте от <Дата обезличена> ООО «ЭкспрессКомплекс+» указало, что в квартире общий коридор, туалет, умывальник,две сушилки, постирочная, в подвале душевые кабины общего пользования на 5 этажей. В таких условиях установка приборов учета электроэнергии, холодной и горячей воды невозможна без реконструкции внутридомовых инженерных систем.

В ответеот <Дата обезличена> на указанное обращение истца зам. начальника Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» сообщил ФИО1, что у Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и электроснабжению по представленным документам (акт об установлении количества проживающих от <Дата обезличена>, акт об обследовании жилого помещения на предмет установления наличия/ отсутствия технической возможности установкииндивидуального прибора учета от<Дата обезличена>) - не имеется в связи с тем, что представленный акт обследования не имеет ни одного из указанных в Приказе Минрегиона России от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» критериев. Было предложено по вышеуказанному адресу установить комнатный прибор учета электрической энергии и общие (квартирные) приборы учета горячей воды и электрической энергии, и предъявить приборы для допуска на коммерческий учет в ООО «Иркутскэнергосбыт».

В письме от <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт» рекомендовало ФИО1 в течение одного месяца установить общий (квартирный) прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 и выше, комнатный прибор учета электрической энергии класса точности 2.0 и выше, общий (квартирный) прибор горячей воды.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 <Дата обезличена> вновь обратился в Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» с заявлением о перерасчете, так как он предоставил акт о невозможности установки приборов учета горячей и холодной воды, ввиду того, что требуется реконструкция инженерных систем.

В ответе на обращение от <Дата обезличена> зам. начальника Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» сообщио ФИО1, что с <Дата обезличена> вступило в силу Постановление Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Указанным Постановлением в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Правила <Номер обезличен>) введен пункт 56(2). В соответствии с п. 56(2) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В связи с чем начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и электрической энергии по адресу: <адрес обезличен> выполняется на одного человека, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Дополнительно сообщил, что сотрудниками Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» в октябре запланировано обследование многоквартирного <адрес обезличен> квартала 85 на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета горячей воды и электрической энергии. По результату проведенного обследования будет направлена полная информация о расчете размера платы за горячую воду и электрическую энергию.

Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) приборов учета горячей воды ПАО «Иркутскэнерго» от <Дата обезличена> (далее – Акт от <Дата обезличена>) следует, что Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт», АО «ИРМЕТ» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета горячей воды по адресу: <адрес обезличен>. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки приборов учета имеется.

Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета от <Дата обезличена> (далее – Акт от <Дата обезличена>) усматривается, что ООО «Иркутскэнергосбыт» путем осмотра проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета электрической энергии по адресу: <адрес обезличен>. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки ПУ э/э присутствует.

Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета от <Дата обезличена> (далее – Акт от <Дата обезличена>) усматривается, что ООО «Иркутскэнергосбыт» путем осмотра проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета электрической энергии по адресу: <адрес обезличен> 9. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки ПУ ГВС присутствует.

Как следует из содержания иска, истец ФИО1 с указанными выше актами был не согласен и в июле 2018 года вынужден был обратиться в Прокуратуру Свердловского района г.Иркутска с жалобой на данные акты.

В ответе на обращение от <Дата обезличена> Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (далее – Служба) сообщила ФИО1 следующее.

Службой <Дата обезличена> в рамках компетенции совместно с представителем обслуживающей организации ООО «ЭкспрессКомплекс+» и с участием истца проведено обследование путем осмотра систем горячего водоснабжения и энергоснабжения, входящих в состав общего имущества и внутриквартирной разводки в коммунальных квартирах с <Номер обезличен> по <Номер обезличен> не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>А (далее - МКД <Номер обезличен>А), а также в жилой комнате ФИО1 в коммунальной квартире № <Номер обезличен> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки комнатного прибора учета электрической энергии и общих (квартирных) приборов учета горячей воды и электрической энергии. Обследование систем горячего водоснабжения и энергоснабжения, входящих в состав общего имущества и внутриквартирной разводки в коммунальных квартирах с <Номер обезличен> по <Номер обезличен>, не относящихся к общему имуществу МКД <Номер обезличен>А, а также в жилой комнате ФИО1 в коммунальной квартире № <Номер обезличен> произведено на основании приказа Минрегиона России от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее - Приказ Минрегиона России <Номер обезличен>). По результатам обследования Службой составлен акт осмотра от <Дата обезличена> (далее - Акт осмотра). Согласно Акту осмотра установлено, что: МКД <Номер обезличен>А пятиэтажный, трёхподъездный и состоит из пяти коммунальных квартир (соответствующих номеру этажа);вход во все коммунальные квартиры осуществляется через круглосуточную вахту;в подвальном помещении МКД <Номер обезличен>А предусмотрены душевые кабины для пользования гражданами, проживающими в указанных коммунальных квартирах и имеют свободный доступ; в жилой комнате истца коммунальной <адрес обезличен> МКД <Номер обезличен>А точки водоразбора горячей водой системы горячего водоснабжения и комнатный прибор учета электрической энергии отсутствуют, так как не предусмотрены при строительстве МКД <Номер обезличен> А;техническая возможность установки общих (квартирных) приборов учета горячей воды в коммунальной квартире <Номер обезличен> по проектным характеристикам невозможна, без реконструкции существующей внутридомовой системы горячего водоснабжения, а именно: имеетсясвободный доступ в места общего пользования, где возможно пользоваться горячей водой: подвальное помещение; помещения кухонь и комнат для стирки белья в других коммунальных квартирах;техническая возможность установки общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в коммунальной квартире <Номер обезличен> по проектным характеристикам невозможна, без реконструкции существующей внутридомовой системы энергоснабжения, а именно: в коммунальной квартире № <Номер обезличен> отсутствует электрическая щитовая; электрическая щитовая, установленная в подвальном помещении, предусматривает учет электрической энергии всего МКД <Номер обезличен>А; схема электропроводки не предусматривает отдельно учет электрической энергии в коммунальной квартире <Номер обезличен>;техническая возможность установки комнатного прибора учета электрической энергии в жилой комнате <Номер обезличен> коммунальной квартиры <Номер обезличен> МКД <Номер обезличен>А по проектным характеристикам невозможна, без реконструкции существующей внутридомовой системы энергоснабжения, а именно: схема освещения на жилой комнате <Номер обезличен> одновременно подключена и в других жилых комнатах, также и розеточные группы подключены смежно с другими жилыми комнатами, расположенными на смежных стенах.

В данном ответе ФИО1 было рекомендовано письменно обратиться в офис Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» (как исполнителю коммунальных услуг) по адресу: <адрес обезличен> требованием о составлении акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России <Номер обезличен>.

Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> истец ФИО1 обратился в Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» с заявлением с просьбой выдать ему объективные акты на отсутствие технической возможности на установку ИПУ, сделать перерасчет на горячую воду и электроэнергию. К данному заявлению ФИО1 приложил акты и ответ Службы на его обращение от <Дата обезличена>.

В ответе на данное заявление от <Дата обезличена> зам. начальника Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» сообщил ФИО1, что акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в коммунальной квартире <Номер обезличен> заявлению о перерасчете - не был приложен. Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ составляется, и подписывается исполнителем коммунальных услуг на основании обследования жилого помещения. Потребление коммунального ресурса в местах общего пользования (душевых кабинах, установленных в подвальных помещениях) относится к потреблению при содержании общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды) и не должно учитываться общим (квартирным) прибором учета, а, следовательно, не является критерием отсутствия технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета горячего водоснабжения.На основании обращений пользователей помещений, расположенных в МКД 9а квартала 85, <Дата обезличена> сотрудником ПАО «Иркутскэнерго» проведена проверка коммунальных квартир, расположенных в МКД <Номер обезличен>а квартала 85, составлен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета горячей вода. <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт» проведена проверка коммунальной квартиры <Номер обезличен> расположенной в МКД <Номер обезличен>а квартала 85 на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, составлен акт обследования.По результатам проверки, установлено наличие технической возможности установки общих (квартирного) приборов учета горячей воды и электрической энергии по адресу: коммунальная квартира <Номер обезличен> По документам, представленным истцом в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт», оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя в коммунальной квартире <Номер обезличен> - не имеется.

Также в ответе на заявление истца от <Дата обезличена> было сообщено о том, что по состоянию на 31.10.2018по лицевому счету комнаты 9 в коммунальной квартире № <Номер обезличен> задолженность за коммунальные услуги составляет: по отоплению и горячему водоснабжению - 2 127,82 руб., пени - 200,78 руб.; за электрическую энергию - 3 973,66 руб., пени - 423,83 руб.Задолженность по оплате расходов за установку ОДПУ с учетом процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и оплат - 140,07 руб.

В соответствии с письменными возражениями представителя ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» Сергеева А.И. ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Иркутскэнергосбыт», имеющий статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Иркутской области, являются самостоятельными юридическими лицами. В связи с этим договоры на потребление тепловой и электрической энергии заключаются отдельно. Таким образом, ООО «Иркутскэнергосбыт» не может быть надлежащим ответчиком по делу о произведении перерасчета за ГВС.

Представитель ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт», ПАО «Иркутскэнерго» ФИО4 пояснил, что права и обязанности произвести перерасчет платы по горячему водоснабжению независимо от заключения агентского договора возникают у ПАО «Иркутскэнерго», за составлением акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета по горячей воде истец мог бы обратиться в ООО «Иркутскэнергосбыт».

В соответствии с Агентским договором от <Дата обезличена> Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») (далее-Принципал) и Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания (ООО «Иркутскэнергосбыт»)(далее – Агент) заключили договор, в соответствии с которым Принципал поручает, а Агент обязуется от имени и за счет Принципала совершать с <Дата обезличена> юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии потребителям Принципала. Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом по поручению и от имени Принципала, возникают и Принципала.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ)плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно ч.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 354 (далее-Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности (п. 1).

Согласно п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13)настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

В силу п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

Пункты 92-93 Правил устанавливают требования к содержанию заявления о перерасчете платы и перечень возможных документов, которые могут подтверждать период отсутствия.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (п.92 Правил).

Приведенные положения Правил свидетельствуют о том, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги носит строго заявительный характер, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев

Согласно п.1 Приказа Минрегиона России от <Дата обезличена> N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России <Дата обезличена> N 23933) (далее – Приказ <Номер обезличен>) критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

В силу п.2 Приказа <Номер обезличен> техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

Согласно п. 4 Приказа <Номер обезличен> техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п.6 Приказа <Номер обезличен>).

В подтверждение временного отсутствия истца как собственника жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, истцом ФИО1 в Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» представлены акты о фактическом проживании в жилом помещении от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, акт от <Дата обезличена>, составленный ООО «Управляющая компания «Центр».

Судом входе рассмотрения дела установлены неоднократные, начиная с <Дата обезличена>, обращения истца ФИО1 в Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» по вопросу перерасчета платы за жилое помещение в связи с временным отсутствием истца в жилом помещении по адресу:<адрес обезличен> и составления актов об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета.

Исследовав и оценив все представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, в том числе в совокупности с объяснениями истца, его представителя, суд приходит к выводу о том, что на основании неоднократных обращений истца в Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт»лишь в апреле 2019 года было проведено обследование жилого помещения истца, и ему были выданы акты от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, вкоторых значилось, что техническая возможность установки приборов учета по горячей воде и электроэнергии имеется. Не согласившись с данными актами истец в июле 2018 года обратился в Прокуратуру Свердловского района г.Иркутска с жалобой на указанные акты. Прокуратура Свердловского района г. Иркутска перенаправила жалобу истца в адрес Службы, которая <Дата обезличена> провела в рамках компетенции обследование систем горячего водоснабжения и электроснабжения всего дома и комнаты истца. По результатам обследования Службой установлено, что техническая возможность установки как индивидуальных, так и общих (квартирных) приборов учета по проектным характеристикам невозможна без реконструкции существующей внутридомовой системы горячего водоснабжения и электроснабжения.

Согласно ппк(3)) п. 33 Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, при обращении истца в октябре 2018 годав Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» с просьбой выдать объективные акты на отсутствие технической возможности на установку индивидуальных приборов учета и произвести перерасчет платы со ссылкой на ответ Службы ООО «Иркутскэнергосбыт» должно было составить акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета.

По мнению суда, не имеет правового значения то обстоятельство, что на момент обращения истца ответчики в апреле,мае 2018 года уже составили акты, в которых отразили наличие технической возможности установки приборов учета, поскольку Правила не ограничивают право потребителей требовать составления указанных актов в зависимости от факта составления акта. Кроме того, истец, обращаясь в октябре 2018 года в ООО «Иркутскэнергосбыт» обоснованно полагал, что оно должно выдать новые акты с учетом проведенного обследования Службой не только жилого помещения истца, но и всего многоквартирного дома, в котором расположено это жилое помещение, и с учетом результатов данного обследования.

Следует также отметить, что в актах обследования от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена> указано на проведение обследования в целях установления наличия возможности установки общего (квартирного) прибора учета, в акте от <Дата обезличена> вид прибора учета электрической энергии (индивидуальный или общий) не указан, в то время как истец в заявлении от <Дата обезличена> просил о выдаче актов в отношении возможности установки индивидуальных приборов учета.

Судом достоверно установлено, что указанные акты истцу на его заявление от <Дата обезличена> не выдавались, данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчиков.

На основании изложенного суд полагает необходимым удовлетворить требования истца к ответчикам об обязаниипоследнихвыдать истцу акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета.

При этом суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к ответчикам об обязании последнихвыдать истцу акты об отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учета, поскольку наличие (отсутствие) технической возможности установки приборов учета возможно установить только после проведения исполнителем соответствующего обследованиясогласно п.6 Приказа <Номер обезличен>, и только по результатам обследованияможет быть составлен акт либо о наличии, либо об отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учета.

Также, по мнению суда, поскольку Службой в ходе обследования комнаты и многоквартирного дома, где расположена комната истца, установлено, что техническая возможность установки приборов учета по проектным характеристикам невозможна, ООО «Иркутскэнергосбыт» на обращение истца в октябре 2018 года новые акты обследования не выдало, а также с учетом того, что истцом было подтверждено, что он фактически не проживает в комнате, то исходя из положений раздела VII Правил имеются основания для перерасчета коммунальных платежей по горячему водоснабжению и электроэнергию за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Суд принимает во внимание, что истец впервые обратился в ООО «Иркутскэнергосбыт» с заявлением о перерасчете платы <Дата обезличена>, представлял все предусмотренные Правилами документы, необходимые для перерасчета. При этом первоначально сотрудниками Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» истцу не было разъяснено, что акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета в отношении горячей воды и электроэнергии должен быть составлен не управляющей компанией, а ответчиками как исполнителями соответствующих коммунальных услуг. Также истец не может отвечать за правильность составления указанного акта. Кроме того, ООО «Иркутскэнергосбыт» в письме от <Дата обезличена> на второе обращение истца о перерасчете платы указало на то, что сотрудниками Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» в октябре запланировано обследование многоквартирного <Номер обезличен> квартала 85 на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета горячей воды и электрической энергии. Однако фактически указанное обследование ответчиками проведено только в апреле, мае 2018 года. При этом впоследствии ООО «Иркутскэнергосбыт» на обращение истца в октябре 2018 года необоснованно отказало в перерасчете платы, так как уклонилось от исполнения обязанности выдать акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

На основании изложенного суд, учитывая все принятые со стороны истца меры для перерасчета платы за горячее водоснабжение и электроэнергию, действия ООО «Иркутскэнергосбыт», полагает необходимым удовлетворить требование истца к ответчикам ПАО «Иркутскэнерго», ООО «Иркутскэнергосбыт» обобязании произведения перерасчета коммунальных платежей по горячему водоснабжению и электроэнергию соответственно в отношении жилого помещения истцаза период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Из представленного в материалы платежного документа за апрель 2019 усматривается, что задолженность по оплате коммунальных услуг ФИО1 за жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> перед ООО «Иркутскэнергосбыт» составляет 5317,94 руб., перед ПАО «Иркутскэнерго» 1865,51 руб., итого 8626,87 руб.

Также из представленных в материалы дела писем, уведомлений ООО «Иркутскэнергосбыт» следует, что ООО «Иркутскэнергосбыт» неоднократно предлагало истцу погасить имеющуюся задолженность по горячему водоснабжению, электроснабжению

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу, что имеются основания для перерасчета коммунальных платежей по электроснабжению и горячему водоснабжению, то требование ООО «Иркутскэнергосбыт» к ФИО1 о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и электроэнергию за жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, образовавшейся в связи с не произведением ООО «Иркутскэнергосбыт» перерасчета платы в связи с временным отсутствием истца, является безосновательным. Соответственно, исковое требование о признании незаконным требования ООО «Иркутскэнергосбыт» о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и электроэнергию подлежит удовлетворению.

При этом не подлежат удовлетворению требования истца об обязанииПАО «Иркутскэнерго» включить переплаченную сумму за горячее водоснабжение в счет будущей оплаты за отопление, поскольку судом удовлетворены требования истца о перерасчете коммунальных платежей по горячему водоснабжению и электроэнергию за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Кроме того, истцом не был представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у него переплаты за горячее водоснабжение.

Также не подлежат удовлетворению требования истца об обязании ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» провести обследование жилого помещения, так как с таким требованием истец к ответчику не обращался, такая обязанность ответчика как исполнителя коммунальной услуги не предусмотрена законодательством. Кроме того, судом удовлетворены требования истца об обязании ООО «Иркутскэнергосбыт» выдать акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета, что подразумевает проведение обследования жилого помещения ООО «Иркутскэнергосбыт» для составления и выдачи соответствующего акта.

Рассматривая требования истца о взыскании судебных расходов на составление доверенности в размере 1400 руб., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относит: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;расходы на оплату услуг представителей;расходы на производство осмотра на месте;компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из содержания нотариально удостоверенной доверенности <Номер обезличен>, выданной истцом<Дата обезличена>, не следует, что доверенность выдана для представления интересов истца именно по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО «Иркутскэнергосбыт», ПАО «Иркутскэнерго». В доверенности истец уполномочивает ФИО3 вести гражданские, административные, уголовные дела во всех судебных, арбитражных органах, быть его представителем во всех компетентных органах, государственных и муниципальных учреждениях В связи с этим, поскольку указанная доверенность не выдана для участия в гражданском деле <Номер обезличен> по иску ФИО1 к ООО «Иркутскэнергосбыт», ПАО «Иркутскэнерго», суд полагает необходимым отказать в взыскании судебных расходов в данной части.

В п.4 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> также разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалованиев вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 94, 135 ГПК РФ, статьи 106, 129 КАС РФ, статьи 106, 148АПК РФ).

Истец просит суд взыскать с ответчиков судебные расходы на проезд в размере 2336 руб. из расчета 584 руб. в день. (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>), а также 292 руб. за проезд в г.Иркутск в одну сторону на судебное заседание <Дата обезличена>.

Билеты на проезд в г. Иркутск на дату <Дата обезличена> истцом не представлены.

При этом как следует из материалов дела, истец участвовал в 3 судебных заседаниях –<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, представитель истца ФИО3) участвовала в 4 судебных заседаниях-<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>.

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков в равных долях судебные расходы на проезд истца и его представителя в суд в размере 1752 руб.(292 руб.-<Дата обезличена>, 584 руб.-<Дата обезличена>, 584 руб.- <Дата обезличена>, 292 руб. -<Дата обезличена>), то есть по 876 руб. с каждого.

На основании изложенного и по смыслу ст.ст.88,94 ГПК РФрасходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 237 руб. на отправку иска ФИО1 заказной почтой в суд,расходы на копирование в размере 144 руб. (112 руб.+32 руб.), относятся к расходам, связанным с рассмотрением дела, и, соответствующее ходатайство об их взыскании подлежит удовлетворению. В связи с чем данные расходы подлежат взысканию в пользу истца с ответчиков в равных долях.

При этом не подлежат взысканию расходы на дорогу для цели копирования документов в размере 23 руб. согласно билету от <Дата обезличена>, поскольку истцом не подтверждена необходимость данных расходов на поездку для данной цели.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным требованиеобщества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг за горячее водоснабжение и электроэнергию.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» произвести перерасчет коммунальных платежей по электроснабжению с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в отношении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» выдать ФИО2 акт об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего ( квартирного) прибора учета в отношении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

Обязать Публичное акционерное общество «Иркутскэнерго» произвести перерасчет коммунальных платежей по горячему водоснабжению с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, включая пени, в отношении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

Обязать Публичное акционерное общество «Иркутскэнерго» выдать ФИО2 акт об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего ( квартирного) прибора учета в отношении жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

В удовлетворении исковых требований в остальной части истцу ФИО2 отказать.

Требование ФИО2 о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ФИО2 с общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания», Публичного акционерного общества «Иркутскэнерго»в равных долях судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (по 150 руб. с каждого из ответчиков), почтовые расходы в размере 237 руб. ( по 118,50 руб. с каждого), расходы на проезд в размере 1752 руб. (по 876 руб. с каждого), расходы на копирование в размере 144 руб. (по 72 руб. с каждого).

В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в остальной части истцу ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

....

....