Дело № 2-3031/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2020 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Багандова Ш.Б.,
при секретаре Малаалиевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО СК «Росгосстрах» к ФИО1 ФИО7, третье лицо ООО «Современная Транспортная Система» о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к ФИО1 ФИО8, третье лицо ООО «Современная Транспортная Система», о признании договора страхования недействительным. В обоснование заявленных требований указал следующее.
20.06.2020 между ПАО СК «Росгосстрах» и ФИО1 был заключен договор ОСАГО серия XXX № с указанием цели использования транспортного средства как «прочее» и выдан электронный страховой полис ОСАГО.
Заявление и договор страхования были подписаны простой электронной подписью страхователя, таким образом, ответчик подтвердил достоверность указанных сведений посредством совершения действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление. Указанные электронные документы признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
После направления страхователем заявления в соответствии с Указанием Центрального Банка РФ страховщик регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений. По результатам автоматизированной обработки запроса, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направил страховщику соответствующее подтверждение сведений.
Между тем, действующее законодательство исходит из того, что ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику, несет страхователь.
Так, в качестве документа устанавливающего право собственности на транспортное средство по договору ОСАГО серии XXX № ответчиком был указан паспорт транспортного средства серии №.
27.07.2020 произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортное средство ГАЗ №), принадлежащее на праве собственности ООО «Современная Транспортная Система», где генеральным директором является Ответчик, получило механические повреждения.
Согласно извещению о ДТП, документы о дорожно-транспортном происшествии были оформлены согласно п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
03.08.2020 поступило заявление о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО в порядке ст. 14.1 Закона об ОСАГО.
04.08.2020 страховщиком в соответствии с пп. 10, 11. ст: 12^ стл 12.1. Закона об ОСАГО был организован осмотр поврежденного ТС. В процессе осмотра транспортного средства были сделаны фотографии повреждений и самого автобуса.
Согласно данным фотоматериалам поврежденное транспортное средство имеет соответствующую символику, указывающую на то, что данный микроавтобус используется качестве маршрутного такси, а именно имеется табличка с номером 2, устанавливающая номер маршрута, направление самого маршрута и наименование остановок «КАК ТРОЛЛ», указана стоимость поезда.
Номерной знак АЕ90005 имеет признаки, по которым следует отнести выданный регистрационный знак к знакам, которые в соответствии с «ГОСТ Р 50577-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.06.1993 N 165) (ред. от 23.08.2013) (далее - ГОСТ Р 50577-93) выдаются автобусам осуществляющим перевозку пассажиров.
Так, номерной знак имеет соответствующее буквенное обозначение, а также желтый фон. Согласно ГОСТ Р 50577-93 желтые номера предусмотрены для общественного транспорта: маршрутного такси, автобусов, такси и других.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для проведения проверки, в результате которой было установлено, что представленные ответчиком сведения о целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными.
Так согласно данным сайта Национального союза страховщиков ответственности (https://hsso.ru.) в настоящее время ответственность перевозчика на №) застрахована в АО "СОГАЗ", в соответствии с договором № G№, действие договора с 16.06.2020 по ДД.ММ.ГГГГ, страхователь — ООО «Современная Транспортная Система». Транспортное средство ответчика заявлено в договоре страхования по следующим видам перевозок: автобусные регулярные перевозки в городском обобщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Указанные обстоятельства подтверждают факт использования транспортного средства ГАЗ №) для коммерческих регулярных пассажирский перевозок как на момент ДТП 27.07.2020, так и при заключении договора ОСАГО серии XXX № от 20.06.2020.
Так, при оформлении электронного договора ОСАГО серии XXX № в соответствии с требованиями ст.15 Закона об ОСАГО ответчик в числе прочих обязательных сведений отметил в графе «цель использования транспортного средства» отметил галочкой «прочее», в то время как был предложен вариант «регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам».
Следует отметить, что согласно выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ООО «Современная Транспортная Система», где генеральным директором является ФИО1 является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
Кроме того выписка из ЕГРЮЛ содержит информацию о выданной лицензии на перевозку пассажиров и ных лиц автобусами № ЛО-05-01-002355 от 11.03.2020, то есть на момент заключения договора ОСАГО серии XXX № от 20.06.2020, ФИО1 уже была получена лицензия на перевозку пассажиров.
Таким образом, в силу того, что при заключении договора страхования в виде электронного документа, ответчик сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значения для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, то у
ПАО СК «Росгосстрах» имеются веские основания считать данный договор недействительной сделкой.
По договору страхования XXX №, страховая премия была рассчитана Страховщиком в размере 3 819,77 руб. с применением базовой ставки страхового тарифа в размере 2807 руб., в связи с использованием транспортного средства категории D для прочих целей.
Однако, при использовании ТС категории D для осуществления регулярных пассажирских перевозок, базовая ставка страхового тарифа составляет 7399 руб., соответственно страховая премия по договору страхования XXX № должна составлять 10 068,55 руб. из расчёта (7399*0,7(КТ)*1,08(КБМ)*1,8(КО)).
Таким образом, размер страховой премии был рассчитан исходя из указанной страхователем информации о цели использования транспортного средства. Страховая премия не может составлять 3 819,77 руб. при использовании ТС ГАЗ № с целью регулярных пассажирских перевозок.
Сведения об использовании транспортного средства являются существенными, т.к. они влияют на вероятность наступления страхового случая, что в свою очередь влияет на положение страховщика, который в силу заключенного договора страхования, обязан выплатить страховое возмещение недобросовестному кредитору. Соответственно, для договора ОСАГО сообщение страхователем недостоверных сведений является основанием для признания такого договора недействительным.
Просит суд признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии XXX № от имени и в интересах ПАО СК «Росгосстрах» недействительным, взыскать с ФИО1 в пользу ПАО СК «Росгосстрах» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Истец ПАО СК «Росгосстрах» извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
Ответчик ФИО1 извещенный о месте и времени в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо ООО «Современная Транспортная Система» извещенная о месте и времени в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Дело, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 20.06.2020 между ПАО СК «Росгосстрах» и ФИО1 был заключен договор ОСАГО серия XXX № с указанием цели использования транспортного средства как «прочее» и выдан электронный страховой полис ОСАГО.
В связи с ДТП, произошедшим с участием указанного автомобиля страховщиком организован его осмотр, в которого установлено, что поврежденное транспортное средство имеет символику, указывающую на то, что данный микроавтобус используется качестве маршрутного такси, имеется табличка с номером 2, устанавливающая номер маршрута, направление самого маршрута и наименование остановок «КАК ТРОЛЛ», указана стоимость поезда.
Номерной знак № соответствует требованиям «ГОСТ Р 50577-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.06.1993 N 165) (ред. от 23.08.2013), а именно к знакам, которые выдаются автобусам, осуществляющим перевозку пассажиров - имеет соответствующее буквенное обозначение, а также желтый фон.
Установлено, что представленные ответчиком при заключении оспариваемого договора сведения о целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными.
Указанные обстоятельства подтверждают факт использования транспортного средства ГАЗ № для коммерческих регулярных пассажирский перевозок как на момент ДТП 27.07.2020, так и при заключении договора ОСАГО серии XXX № от 20.06.2020.
При оформлении электронного договора ОСАГО серии XXX № в соответствии с требованиями ст.15 Закона об ОСАГО ответчик в числе прочих обязательных сведений в графе «цель использования транспортного средства» отметил «прочее», тогда как для коммерческих перевозок следовало указать «регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам».
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Статья 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает порядок осуществления обязательного страхования, согласно которого обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
В силу пункта 2 статьи 940 названного Кодекса договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со статьей 942 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся: имущественные интересы, составляющие объект страхования (статья 4 Закона об ОСАГО); страховой случай (статья 1 Закона об ОСАГО); размер страховой суммы (статья 7 Закона об ОСАГО); срок действия договора.
Согласно пункту 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В соответствии с пунктом 3 названной выше статьи Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Из содержания приведенных норм следует, что сообщение страховщику заведомо ложных сведений при заключении договора страхования может служить основанием для признания этого договора недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, направленного на введение в заблуждение страховщика, и того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
В силу того, что указанное обстоятельство специально оговорено в бланке-заявлении на заключение договора ОСАГО, где страхователь указал на использование транспортного средства для личных целей при наличии графы об использовании его в качестве регулярных пассажирских перевозок/перевозок пассажиров по заказам, что влияет и на размер страховой премии, суд находит заслуживающим внимания доводы истца о наличии умысла со стороны ответчика, заведомо предоставляющего страховщику ложную информацию при заключении договора страхования.
По договору страхования XXX №, страховая премия была рассчитана истцом в размере 3 819,77 руб. с применением базовой ставки страхового тарифа в размере 2807 руб., в связи с использованием транспортного средства категории D для прочих целей.
Согласно принятым в ПАО СК «Росгосстрах» правилам страхования при использовании транспортного средства категории D для осуществления регулярных пассажирских перевозок, базовая ставка страхового тарифа составляет 7399 руб., соответственно страховая премия по договору страхования XXX № должна составлять 10 068,55 руб. Таким образом, размер страховой премии был рассчитан исходя из неверно указанной страхователем информации о цели использования транспортного средства.
Сведения об использовании транспортного средства являются существенными, т.к. они влияют на вероятность наступления страхового случая, что в свою очередь влияет на положение страховщика, который в силу заключенного договора страхования, обязан выплатить страховое возмещение согласно условиям договора страхования.
Соответственно, применительно к договору ОСАГО сообщение страхователем недостоверных сведений о целях использования транспортного средства является основанием для признания такого договора недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО СК «Росгосстрах» удовлетворить.
Признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии XXX № от имени и в интересах ПАО СК «Росгосстрах» недействительным.
Взыскать с ФИО1 ФИО9 в пользу ПАО СК «Росгосстрах» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2020 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ш.Б.Багандов