ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3031/2022 от 17.08.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело №2-3031/2022

УИД: 26RS0029-01-2022-005287-92

Решение

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Гапоновой Т.В.,

с участием:

представителя истца Гавриш С.И.,

представителя ответчика

администрации г.Пятигорска Головченко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Пятигорске к администрации города Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации города Пятигорска», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № 11 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Пятигорске обратилось в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к администрации города Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации города Пятигорска», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № 11 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.

В обоснование заявленных доводов истец указал в поданном заявлении, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи, наделены полномочиями, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 11 Федерального законодательства № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

На основании ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 статьи ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.

Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.04 № Ф08-3572/04, постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 23.06.04 и 30.06.04 под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исходя из вышеизложенного и на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (утверждено Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012г. №720) – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.

С целью реализацией плана проведения мероприятий по контролю на 2022г., утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и размещенного на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю www.26.rospotrebnadzor.ru и на основании решения о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске - главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края ФИО4 отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11 г. Пятигорска (МБОУ гимназия №11), расположенного по адресу проведена плановая выездная проверка.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено нарушение требований п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" стены и потолки на 4 этаже в кабинете № 402 имеют дефекты, повреждения, следы протекания и признаки поражения грибком, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Требований п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в помещении пищеблока стены и полы имеют дефекты, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Требований п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в коридоре (переход от учебных помещений к пищеблоку) стены и полы имеют дефекты, повреждения, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Специалистом - экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - МБОУ гимназия от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края ФИО4 было принято решение: признать виновным юридическое лицо – МБОУ гимназия №11, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере .

Таким образом, МБОУ гимназия №11 нарушила требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Согласно Устава МБОУ гимназия №11 учредителем Учреждения является муниципальное образование город – курорт Пятигорск в лице администрации г. Пятигорска. Функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Пятигорска».

В соответствии с ст. 11 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Деятельность учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Образовательная организация отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности у него указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за общеобразовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

В ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статьей 9 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.

Основанием для предъявления иска территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске в порядке ст. 46 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц (детей - потребителей) явилось то, что бездействие сотрудников учреждения, администрации г. Пятигорска, МУ «Управления образования г. Пятигорска» могут привести к существенному нарушению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просят суд признать действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11 противоправными, в части нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства; обязать администрацию г. Пятигорска со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; обязать МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11 со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г.Пятигорске- Гавриш С.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации г.Пятигорска, действующая на сновании доверенности Головченко А.Ю. в судебном заседании пояснила, что не оспаривает выявленные нарушения санитарных правил, вместе с тем исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации и возложении на администрацию города обязанностей по устранению выявленных нарушений не признает. Полагает, что администрация является ненадлежащем ответчиком. Обязанность принимать меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" лежит на МБОУ гимназия №11. В настоящее время в городском бюджете не заложены средства на проведение данных мероприятия. Просила в иске к администрации города Пятигорска отказать.

Представители МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явились. Заявлений с просьбой об отложении, либо невозможности причин неявки в судебное заседание не поступало.

Суд с учетом мнения явившихся сторон считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии неявившихся представителей МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11.

Исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции). Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи, наделены полномочиями, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 11 Федерального законодательства № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

На основании ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 статьи ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.

Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.04 № Ф08-3572/04, постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 23.06.04 и 30.06.04 под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исходя из вышеизложенного и на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (утверждено Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012г. №720) – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом, с целью реализацией плана проведения мероприятий по контролю на 2022г., утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и размещенного на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю www.26.rospotrebnadzor.ru и на основании решения о проведении плановой проверки № 27-04р/в от 01.03.2022г. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске - главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11 г. Пятигорска (МБОУ гимназия №11), расположенного по адресу проведена плановая выездная проверка.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено нарушение требований п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" стены и потолки на 4 этаже в кабинете № 402 имеют дефекты, повреждения, следы протекания и признаки поражения грибком, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Требований п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в помещении пищеблока стены и полы имеют дефекты, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Требований п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в коридоре (переход от учебных помещений к пищеблоку) стены и полы имеют дефекты, повреждения, что не допускает проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Специалистом - экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Пятигорске составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - МБОУ гимназия от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края принято решение: признать виновным юридическое лицо – МБОУ гимназия №11, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000руб.

Таким образом, МБОУ гимназия №11 нарушила требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5.2, п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Согласно Устава МБОУ гимназия №11 учредителем Учреждения является муниципальное образование город – курорт Пятигорск в лице администрации г. Пятигорска. Функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Пятигорска».

В соответствии с ст. 11 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Деятельность учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Образовательная организация отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности у него указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за общеобразовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

В ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статьей 9 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.

Основанием для предъявления иска территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске в порядке ст. 46 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц (детей - потребителей) явилось то, что бездействие сотрудников учреждения, администрации г. Пятигорска, МУ «Управления образования г. Пятигорска» могут привести к существенному нарушению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» допущенные ответчиками затрагивают права неопределенного круга лиц.

Нарушенное право подлежит восстановлению.

С учётом приведённых обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Пятигорске к администрации города Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации города Пятигорска», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № 11 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства

Определяя срок для устранения выявленных нарушений законодательства, суд исходит из разумности, принципа реального исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Пятигорске к администрации города Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление образования администрации города Пятигорска», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № 11 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить.

Признать действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №11 противоправными, в части нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию г. Пятигорска в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Обязать МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11 в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению требований п.2.2.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Паков