ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3033/23 от 10.10.2023 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-3033/23

УИД-09RS0001-01-2022-002448-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Черкесск КЧР 10 октября 2023 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Панаитиди Т.С., при секретаре судебного заседания Гиоевой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Боташевой Фатимы Магометовны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Биджиева Алана Альбертовича, ФИО2, ФИО4 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Боташева Ф.М., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Биджиева А.А., ФИО2, ФИО2 обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании социальной выплаты. В обоснование доводов исковых требований сослались, что семья истцов, состоящая из четырех человек, была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2015- 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2015 - 2020 годы" (далее -Подпрограмма). В соответствии с условиями Подпрограммы семье истцов 17.12.2018 года было выдано Свидетельство № 699 о праве на получение социальной выплаты в размере 981849,60 рублей. Между ПАО АКБ «Связь-Банк» и ответчиком заключен договор банковского счета для обслуживания Подпрограммы со сроком действия до окончания действия Свидетельства. В тот же день истец предъявил в банк свидетельство на получение социальной выплаты. Боташева Ф.М. заключила договор об участии в ЖСК «Семейный» в целях строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры, паевой взнос частично оплачивается субсидией, полученной их семьей по Подпрограмме. При этом, до получения членом кооператива субсидии по данной Подпрограмме кооператив не имеет права требовать погашения полной цены договора. Из справки ЖСК «Семейный» следует, что сумма задолженности истца по договору состоит из суммы, равной размеру социальной выплаты. Таким образом, Боташевой Ф.М. как участником Подпрограммы все ее требования выполнены, однако социальная выплата указанной семьей получена не была. Просит суд: обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить Боташеву Ф.М. и её детей: Биджиева А.А., ФИО2, ФИО2 как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в течение месяца со дня принятия решения предоставить (выплатить) истцам социальную выплату, предусмотренную Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 699 выданной 25 декабря 2018 года.

Определением суда от 27.06.2022 года исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с неявкой сторон. Определением суда от 17.07.2023 года по заявлению истцов определение об оставлении искового заявления без рассмотрения отменено, возбуждено настоящее гражданское дело.

Определением суда от 09.08.2023 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на Министерство по делам молодежи КЧР, поскольку Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР 01 июня 2022 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения. Указом Главы КЧР от 11 октября 2021 года образованы Министерства туризма и курортов КЧР и Министерство по делам молодежи КЧР, функции Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики переданы Министерству по делам молодежи КЧР. 01 июня 2022 года Министерство по делам молодежи КЧР зарегистрировано в качестве юридического лица, в тот же день к нему перешли функции предшественника в сфере молодежной политики.

Истцами в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, они просят суд: обязать Министерство по делам молодежи КЧР включить: Боташеву Фатиму Магометовну, детей Биджиева Алана Альбертовича ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год. Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течение 2023 года предоставить (выплатить): Боташевой Фатиме Магометовне, детям Биджиеву Алану Альбертовичу ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4ДД.ММ.ГГГГ..социальную выплату в размере 981 849 (девятьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) рублей 60 копеек, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12 2018 года № 699 на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства.

Истец Боташева Ф.М., действующая в своих интересах, в том числе в интересах несовершеннолетних детей: Биджиева А.А., ФИО2, ФИО2 в судебное заседание уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, заявлением от 10.10.2023 года просит о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи КЧР и представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно поступившим в приемную суда 01.09.2023 года письменным возражениям ответчика, Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Правила) срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья истцов направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк: а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование; б) копию устава кооператива; в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе; г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы; д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива. Таким образом, исковое заявление, а также материалы, приложенные к нему, не содержат информации о выполнении выше указанных условий, предусмотренных законодательством, следовательно, основания для перечисления на счет семьи истцов социальной выплаты предусмотренной свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, не имеются. Исковые требования семьи истцов являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи КЧР, однако ответчик просит отказать в их удовлетворении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) в связи с жалобой гражданки ФИО7", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2018 году, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также –Правила), являющихся приложением № 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно пункту 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 № 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 № 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 № 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Боташевой Ф.М., состоящая из четырех человек (Боташева Ф.М., несовершеннолетние дети: Биджиев А.А., ФИО2, ФИО2), являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы".

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Боташевой Ф.М. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 981 849 руб. 60 коп. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25 декабря 2018 года, срок его действия до 25 июля 2019 года (включительно), срок предъявления в банк до 25 января 2019 года.

Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с ПАО АКБ "Связь-Банк" №01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№4 от 29 декабря 2018 года, №5 от 18 ноября 2019 года).

Из представленного истцом пакета документов следует, что 23 января 2019 года между ПАО АКБ "Связь-Банк " и Боташевой Ф.М. заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства. В этот же день она предъявила в ПАО АКБ "Связь-Банк" свидетельство на получение социальной выплаты.

В пункте 2 Правил указано, что социальная выплата может быть направлена в том числе: в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива).

Согласно пункту 15 Правил размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет: а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра; б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.

30 ноября 2018 года и 31 мая 2019 года Боташева Ф.М. заключила Договор паенакопления № 171 и № 122 с ЖСК «Семейный» в целях строительства многоквартирного дома -16-этажный жилой дом со встроено-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в Карачаево-Черкесской Республике, <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры на 13 этаже, площадью 79,0 кв.м. с условным строительным номером № 62. Паевой взнос составляет 2765 000 руб.

Приложением №1 к договору определен График платежей к Договору паенакопления, согласно которому часть паевого взноса член ЖСК, являющаяся участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", оплачивает субсидией, полученной им по программе, при этом до получения им субсидии ЖСК не имеет права требовать погашения полной стоимости цены Договора. В отношении оставшейся части суммы установлен график платежей.

Из Справки ЖСК «Семейный» от 05 мая 2022 года следует, что паевой взнос Боташевой Ф.М. по Договору паенакопления № 122 от 31 мая 2019 года внесен, сумма составляет 981849,60 руб. сумму субсидии по федеральной целевой программы "Жилище".

Многоквартирный жилой дом по адресу: КЧР, <адрес>, являющийся предметом договора, введен в эксплуатацию 22 июня 2023 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ).

13 июля 2023 года многоквартирный дом, а также <адрес> площадью 82,6 кв.м., поставлены на кадастровый учет, что следует из Выписок из ЕГРН от 14 августа 2023 года.

Дополнительным соглашением от 05 мая 2022 года к Договору паенакопления №122 от 31 мая 2019 года стороны внесли изменения в договор в пункты о характеристиках объекта недвижимости.

Справкой ЖСК «Семейный» от 07 июля 2023 года подтверждается, что обязательство по оплате паевого взноса Боташевой Ф.М. по Договору паенакопления №122 от 31 мая 2019 года выполнены и после увеличения стоимости квартиры, размер задолженности составляет 981 849,60 руб. – сумма субсидии по федеральной целевой программы "Жилище".

Таким образом, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты не выполнил.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк все необходимые документы.

Установить причину отсутствия социальной выплаты суду не представляется возможным. На запрос суда ответчиком в письме сообщено, что учетные дела молодых семей претендентов на 2018, 2019 годы не представляется возможным в связи с выемкой документации УЭБ и ПК МВД КЧР в Министерстве на основании проставлении суда №777 от 15.09.2020 года.

Ввиду отсутствия социальной выплаты, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» (01 мая 2020 года Федеральной налоговой службой России в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ореорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк», основанием послужили договор о присоединении и передаточный акт от 26 марта 2020 года).

В связи с указанным обстоятельством, поскольку пакет документов, который первоначально был представлен в ПАО АКБ «Связь-Банк», передан в АО «Тексбанк», Боташевой Ф.М. обратилась с заявлением об открытии счета в АО «Тексбанк» и заключил договор банковского счета от 22 мая 2020 года.

23 декабря 2021 года Боташева Ф.М. обратилась в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о включении ее список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья на состав семьи из 4х человек, восстановлении (продлении) срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства, предоставлении социальной выплаты.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 24 декабря 2021 года № 907 следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истца в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 25 декабря 2018 года.

Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в виду окончания срока его действия, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Молодая семья истца, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Таких обстоятельств судом не установлено, доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких данных, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований. Ответчик не отрицает, что исковые требования семьи Боташевой Ф.М. являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, при таком положении суд приходит к выводу об их удовлетворении в заявленной редакции.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Боташевой Фатимы Магометовны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Биджиева Алана Альбертовича, ФИО2, ФИО4 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании социальной выплаты, удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН ) включить: Боташеву Фатиму Магометовну (паспорт серия ), детей Биджиева Алана Альбертовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия ), ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-ДН ), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении III-ДН ), как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год;

обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН ) предоставить (выплатить): Боташевой Фатиме Магометовне (паспорт серия ), детям Биджиеву Алану Альбертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия ), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-ДН ), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении III-ДН ), социальную выплату в размере 981 849 (девятьсот восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) рублей 60 копеек, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018 года № 699 на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в течение 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 10 октября 2023 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди