ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3034/20 от 08.02.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-99/2021 ( УИД:44RS0001-01-2020-003809-96)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре Макаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы об установлении границ земельного участка и признании права общей долевой собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в Свердловский районный суд г. Костромы с исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы об установлении границ земельного участка и признании права общей долевой собственности на земельный участок.

В обоснование заявленных требований указали, что жилой дом с кадастровым номером площадью 186.1 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит им на праве общей долевой собственности. В силу требований ст. 39.20 ЗК РФ они, как собственники жилого дома, имеют право на приобретение земельного участка, занимаемого объектом недвижимости в собственность или получение в аренду. В целях реализации прав на приобретение земельного участка, на котором расположен жилой дом, истцы обратились в администрацию г. Костромы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением от <дата>, администрацией города Костромы было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и в утверждении схемы его расположения. Принимая вышеназванное постановление, администрация указала, что образование участка должно осуществляться на основании проекта межевания квартала и кроме того испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь максимальную, установленную уполномоченным органом Костромской области- Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области. Из содержания п. 4 ст. 3 Федерального Закона от <дата>- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что гражданин вправе приобрести в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до введения в действие Земельного кодекса РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Как видно из схемы расположения, испрашиваемый земельный участок и его границы совпадают с размерами и границами земельного участка, указанными в планах на <дата> и на <дата> года. Истцы приобрели право собственности на жилой дом до введения в действие Земельного кодекса РФ. Следовательно, собственники жилого дома вправе испрашивать в собственность соответствующий земельный участок с целью эксплуатации названного объекта. Нормами о приобретении прав на находящиеся в собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, не предусмотрены предельные размеры таких участков.

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцы просили суд установить местоположение границ земельного участка, площадью 2 141 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам поворотным поворотных точек: ...Признать за ФИО1 и ФИО2 право общей долевой собственности на земельный участок площадью 2 141 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам поворотным поворотных точек: ..., за ФИО1 на 23/60 долей, за Королём ФИО2 37/60 долей в праве.

В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 и их представитель ФИО19 уточнённые исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика- Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы ФИО14 ( действующий по доверенности) исковые требования не признал.

Представитель третьего лица- Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области-ВРИО начальника инспекции ФИО15 в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. Просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя инспекции. Оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда. В письменном отзыве указала, что земельный участок по адресу : <адрес> расположен в границах исторического поселения федерального значения- город Кострома(приказ Минкультуры России и Минрегиона России от 29.07. 2010 № 418/ 339), в границах зон охраны памятников истории и культуры г. Костромы(постановление главы Администрации Костромской области от 19.12.1997 № 837).Земельный участок входит в состав археологического наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц» XV-XVIII вв.( принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.1999 №470). В силу ст. 64 от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации отнесён к объектам культурного наследия федерального назначения, включённым в реестр. Расположенное на спорном земельном участке( <адрес>) здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 2-я половина ХIX, принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».В соответствии со ст. 3.1 ФЗ РФ от 25.06. 2002 № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия устанавливаются на основании архивных документов, в том числе, исторических поземельных планов, и научных исследований с учётом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Архивные данные о границах земельного участка прилагаются. В настоящее время ОГБУ «Наследие» разработан проект границ территории объекта культурного наследия, после рассмотрения проекта ответственными должностными лицами инспекции и прохождения процедуры общественного обсуждения нормативного правового акта, границы территории будут утверждены. Режим использования земель и градостроительные регламенты, установленные 68 Правил землепользования и застройки города Костромы, утверждённых решением Думы города Костромы. Максимальные и минимальные размеры земельных участков установлены ПЗЗ г. Костромы применительно к территориальным зонам Генерального плана.

Представитель третьего лица- Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области- и.о. председателя комитета ФИО16 в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. Просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Привлеченный в качестве третьего лица ФИО20 против удовлетворения требований ФИО1 и ФИО2 не возражает.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что жилой дом с кадастровым номером , площадью 186.1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1( 23/60 доли) и ФИО2( 37/60 долей)что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>г.

Доли в указанном домовладении неоднократно переходили (по различным основаниям) в собственность граждан.

Как следует из материалов дела:

Предыдущие собственники данного жилого дома:

-ФИО3 получила право собственности на основании свидетельства о наследовании от <дата>.

ФИО4 получила право собственности на основании Договоров купли- продажи от <дата> и от <дата>.

Согласно Договору распределения долей в общем домовладении, расположенным по адресу: <адрес>, от <дата>ФИО5 и ФИО4 заключили договор о том, что ФИО5 владеет-23/60 долями, ФИО4- 37/60 долями.

ФИО3 подарила 23/ 60 доли в праве собственности на жилой дом ФИО6, согласно Договору дарения от <дата>.

ФИО4<дата> подарила 37/ 60 долей своей матери ФИО7

ФИО7 подарила 9/60 долей в праве собственности на данный жилой дом своей дочери ФИО4<дата>.

ФИО8 и ФИО9 приобрели право собственности(56/540 и 196/540 долей в праве общей собственности соответственно) на основании Свидетельств о праве на наследство по завещанию от <дата>- ФИО8 и от <дата>- ФИО9

ФИО1 приобрёл 23/60 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании Договора мены строений, заключенного между ним и собственником вышеназванных долей в праве общей долевой собственности ФИО6<дата>, владеющего ими на основании договора дарения от <дата>.

ФИО2 приобрёл право собственности на 277/540 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании Договора мены от <дата>, заключенного между ним и ФИО4, владеющей 9/60 долями в праве на основании Договора дарения от <дата> и ФИО9, владеющей 196/540 долями в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве на наследство от <дата>

ФИО2 приобрёл право собственности на 56/540 долей в праве собственности на данный жилой дом на основании договора купли- продажи от <дата> заключенного с ФИО8, получившего право собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>.

Земельный участок находился в пожизненном наследуемом владении у граждан ФИО8 (свидетельство В-4369 от <дата>), ФИО17 (свидетельство В-4473 от <дата>),ФИО9( свидетельство В-4666 от <дата>).

В <дата> году ФИО2 и ФИО1 обращались в Администрацию города Костромы с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Постановлением Администрации города Костромы от декабря 2018 № 2676 ФИО2 и ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, имеющего местоположение: <адрес>, и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале , так как испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь максимального размера земельного участка (0.15 га), установленного уполномоченным в области культурного наследия органам исполнительной власти Костромской области - инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области.

Как следует из материалов дела: жилой дом, принадлежащий истцам, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 2-я половина ХIX, принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».

Согласно представленным доказательствам, в том числе, инвентарному делу на домовладение представленному ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», которые обозревались судом, следует, что земельный участок под строительство указанного дома выделялся до <дата> года. Земельный участок выделялся для строительства ФИО18, что подтверждается планом от <дата> и с указанного времени находился в законном владении собственников домовладения.

Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов <дата>, частная собственность на землю была отменена, вся земля, в том числе крестьянская, безвозмездно отчуждалась, обращалась во всенародное достояние и бесплатно передавалась в пользование всех трудящихся на ней.

Закрепление земли в государственную собственность и возможность предоставления ее только в пользование, в том числе гражданам, были отражены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., Земельном кодексе РСФСР 1922 г.

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., Земельным кодексом РСФСР 1970 г. земля также являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.

Несмотря на то обстоятельство, что в период с ноября 1917 года до введения в действие Закона «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года земля могла находиться только в собственности государства, гражданам она предоставлялась лишь в пользование, а после вступления в силу Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых <дата>, и в пожизненное наследуемое владение, земельные участки, ранее в установленном порядке предоставленные под строительство жилых домов, находившиеся под введенными в гражданский оборот жилыми домами и необходимые для их эксплуатации, предоставлялись в законное пользование собственникам строений.

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1922 года земельные участки гражданам для строительства предоставлялись на праве застройки (статьи 71 - 84). В частности, договоры о предоставлении земельных участков под застройку заключались коммунальными отделами с гражданами на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений (статья 71 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года).

Статьей 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» было установлено, что отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» статьи Гражданского кодекса РСФСР 1922 года (71-84) признаны утратившими силу, из других статей Кодекса исключено упоминание о праве застройки. Таким образом, право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования. Иных вещных прав в отношении земельных участков у граждан законодательство СССР и РСФСР не предусматривало. Пожизненное наследуемое владение как вид права появилось только в ходе земельной реформы (Земельный кодекс РСФСР 1991 года, Закон РСФСР «О земельной реформе» N 374-1 и т.д.

Согласно ст. 33 «Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 года N 340ГУП и действовавших с 01 июля 1969 года до издания Постановления Верховного Совета СССР от 28 февраля 1990 года N 1252-1 «О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле», на землях городов при переходе права собственности на строения переходит также и право пользования земельным участком или его частью, в порядке, установленном законодательством союзных республик.

Статьей 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, определено, что на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения земельный участок переходит в общее пользование собственников строения.

Следовательно, на протяжении длительного периода и до настоящего времени законодателем поддерживается положение, согласно которому право постоянного (бессрочного) пользования следует судьбе строения и переходит к новому собственнику строения в силу закона. При этом утрата права собственности на строение, как правило, влечет прекращение права бессрочного пользования на земельный участок, за исключением случаев, установленных законом.

В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до 10 ноября 2001 года, при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит и право пользования земельным участком.

Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусмотрено, что граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

В соответствии с принципом единства судьбы земельного участка и расположенных па нем построек (статья 87 ЗК РСФСР 1970 года, статья 37 ЗК РСФСР 1991 года, статья 35 ЗК РФ 2001 года) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право па использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения права истцов на домовладение, право на бесплатное предоставление земельного участка было обусловлено наличием права на домовладение на таком земельном участке, и переходило от прежнего собственника строения к новому собственнику одновременно с приобретением права собственности на здание, строение, сооружение.

Статьёй 21 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 01 марта 2015 года) предусмотрено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Таким образом, из содержания ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Из схемы расположения, приложенной к заявлению об ее утверждении, испрашиваемый размер земельного участка и его границы совпадают с размером и границами земельного участка, указанными в плане земельного участка и построек, принадлежащих ФИО18, находящихся па <адрес> от <дата>, планах БТИ по состоянию на 1968г., 1987г, 1992г., 1993 г.

Из пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п. 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположено на земельном участке, помещения, в которых принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность.

С учётом вышеизложенного и принимая во внимание, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования о признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью 2141 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>ФИО1 и ФИО2 полежат удовлетворению.

Требования об установлении границ земельного участка подлежат удовлетворению, так как данное требование соответствует интересам сторон, не нарушает права третьих лиц, соответствует действующему законодательству.

При этом нормами о приобретении прав на находящиеся в публичной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, не предусмотрены предельные размеры участка, предоставляемого для их использования и эксплуатации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации <адрес> об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности- удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка площадью 2 141 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам поворотным поворотных точек: ...

Признать за ФИО1 и ФИО2 право общей долевой собственности на земельный участок площадью 2 141 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам поворотным поворотных точек: ... за ФИО1 на 23/ 60 доли в праве общей долевой собственности, за ФИО2 на 37/60 доли в праве общей долевой собственности.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нефёдова Л.А.