Дело № 2-3036/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2016 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Кныш Н.Н.,
при участии секретаря – Корневой Н.С.,
представителя заявителя – ФИО6,
представителя заинтересованного лица - Департамента городского хозяйства города Севастополя - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по заявлению ФИО2, заинтересованные лица Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> и г. Севастополю, Департамент городского хозяйства города Севастополя об установлении факта пригодности дома для проживания,
у с т а н о в и л:
В июне 2016 года заявитель обратилась в суд с заявлением об установлении факта пригодности дома для проживания.
Требования мотивировала тем, что заявителю принадлежит садовый дом с надворными постройками, общей площадью 67,9 кв.м., имеющий водоснабжение, газоснабжение, отопление, канализацию и вентиляцию. Дом расположен на земельном участке № в границах землепользования <адрес>», согласованных со смежными землепользователями. Полагает, что в соответствии с п. 3 ст. 16 ЖК РФ спорное помещение является жилым домом.
Она с семьей постоянно проживает в указанном садовом доме, зарегистрирована по адресу: г. Севастополь, г. Севастополь, <адрес>. В соответствии с нормами ГК РФ, ЖК РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» она имеет право на регистрацию по постоянному месту жительства в <адрес>».
Признание домовладения пригодным для проживания необходимо заявителю для дальнейшей регистрации в нем.
Заявитель в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и дате судебного заседания надлежаще.
Представитель заявителя заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебном заседании возражал в удовлетворении заявления, пояснил, что на сегодняшний день порядок не урегулирован, перевода из нежилого в жилой фонд нет, отсылочная норма ведет к Жилищному кодексу и указывает четко какие объекты. ФКЗ 6 не регламентирует процедуру перевода из не жилого в жилой фонд, четкого порядка там не содержится.
Суд, изучив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В силу ст. 265 ГПК РФ установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение, допускается только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих данные факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридической значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Судом установлено, что согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, индексный №ФИО2 является собственником садового дома лит. «А» общей площадью 67,9 кв.м., мансарда над лит. «А», пристройка лит. «а», беседка лит. «Б», туалет лит. «В», летний душ лит. «Г», сараи лит. «Д», «Е», расположенных в городе Севастополе <адрес>», уч №.
Согласно ответу Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на обращение представителя заявителя признание садового дома пригодным для постоянного проживания в настоящее время не представляется возможным, так как порядок признания жилых строений на садовых земельных участках, пригодными для постоянного проживания не утвержден.
После получения указанного ответа заявитель обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания дачного дома пригодным для проживания по иным основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.
Абзац 1 статьи 1 данного Федерального закона определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П и от 30.06.2011 N 13-П были признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац 2 статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, для признания жилым строения, пригодного для постоянного проживания являются: пригодность жилого строения, находящегося на садовом участке для постоянного проживания; отнесение земельного участка на котором находится жилое строение, к землям населенных пунктов.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 19 указанного Федерального закона член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений – на садовом земельном участке, жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений – на дачном земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений или сооружений – на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений – на огородном земельном участке.
Понятие жилого помещения содержится в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3,4 статьи 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
В силу пунктов 7 и 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений установленным в настоящем Положении требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В настоящее время на территории города Севастополя создана комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в городе Севастополе (постановление Правительства Севастополя от 25.06.2014 года № 93). В последующем постановлением Правительства Севастополя от 05.05.2015 № 359-ПП в постановление от 25.06.2014 года № 93 были внесены изменения, а именно исключены слова «Частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания».
В связи с изложенным, у суда нет оснований для удовлетворения требований заявителя в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.
Также судом принимается во внимание то обстоятельство, что признание садового дома пригодным для постоянного проживания не может служить основанием для регистрации гражданина в таком доме в отрыве от отнесения земельного участка, на котором расположено жилое строение, к землям населенных пунктов с территориальной зоной, содержащей такие вспомогательные и условно-разрешенные виды использования как “индивидуальный жилой дом” в силу принципа приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (п. 5 ст. 1, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 9 ст. 1, п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.55, 67, 167, 198, 263, 264, 268, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ФИО2, заинтересованные лица Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> и г. Севастополю, Департамент городского хозяйства города Севастополя об установлении факта, имеющего юридическое значение, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя Н.Н.Кныш