Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора о признании незаконным решения Минусинского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Минусинского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и просил суд обязать Минусинский городской Совет депутатов на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Минусинского городского Совета депутатов и главы города Минусинска ФИО1
Требования прокурор мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Минусинским городским Советом депутатов принято оспариваемое решение «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», согласно которого депутаты решили не рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата и главы города Минусинска ФИО1 до окончания следственных действий и решения суда.
Решение от ДД.ММ.ГГГГ №, по мнению прокурора незаконно, так как проведенной проверкой установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является депутатом Минусинского городского Совета депутатов и, кроме того, решением Минусинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и повторно от ДД.ММ.ГГГГ избрана главой города Минусинска и занимает эту должность на момент проведения проверки. Также прокурор установил, что ФИО1 нарушила ограничения, предусмотренные подпунктом 3 п. 7, пунктом 7.1. ст. 40 ФЗ от 06 октября 2003 года № с131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ст. 4 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпунктом 3 п.3 ст. 12.1. ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Прокурор полагает, что в нарушение требований представления, ст. 21, 28 Устава города Минусинска, ст.ст. 22, 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Минусинского городского Совета депутатов, главы города Минусинска по существу рассмотрен не был. Депутаты приняли решение не рассматривать данный вопрос до окончания следственных действий и решения суда. Прокурор указывает в своем заявлении, что действующее законодательство не связывает прекращение полномочий депутата или главы города с наличием решения или приговора суда.
В судебном заседании заместитель прокурора Коптева Е.И. на требованиях о признании незаконным решения Минусинского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, а в отношении требований о понуждении депутатов Минусинского городского Совета на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Минусинского городского Совета депутатов и главы города Минусинска ФИО1 представила в суд заявление прокурора об отказе от требований и просила прекратить производство по делу.
Определением суда от 19 августа 2013 года производство по делу прекращено в части требований прокурора о понуждении Минусинский городской Совет депутатов на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Минусинского городского Совета депутатов и главы города Минусинска ФИО1
Представитель Минусинского городского Совета депутатов по доверенности ФИО2 (л.д. 26) с требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ № За указанное решение проголосовало большинство депутатов. Других обязанностей относительно указанного представления прокурора, кроме как рассмотреть его, у Минусинского городского Совета депутатов нет.
Заинтересованное лицо – глава города Минусинска, привлеченное к участию в деле (л.д. 31), в суд не явилось, о времени и месте судебного слушания было извещено надлежащим образом, что является основанием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что требования Минусинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, на основании следующего.
В силу п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Согласно Устава городского округа г. Минусинск (ст. ст. 21, 28) полномочия Главы города прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; полномочия депутата городского Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (л.д.66 оборот, л.д. 69).
В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является депутатом Минусинского городского Совета депутатов и являлась главой города Минусинска (л.д. 34-36, 98).
Прокурором внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (л.д. 8-16).
Представление прокурора содержит требование на ближайшей сессии Минусинского городского Совета депутатов рассмотреть представление с его участием; вынести на обсуждение Минусинского городского Совета депутатов вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Минусинского городского Совета депутатов и главы города Минусинска ФИО1; принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, разработать меры к недопущению подобных нарушений впредь (л.д. 16).
В оспариваемом Решении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37) депутаты Минусинского городского Совета депутатов, рассмотрев указанное представление прокурора, решили не рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата и главы города Минусинска ФИО1 до окончания следственных действий и решения суда.
Оценив указанное требование прокурора, изложенное в представлении, а также принятое по результатам рассмотрения представления прокурора решение Минусинского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводам, что указанное решение не соответствует Закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по следующим основаниям.
Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ поступило в уполномоченный орган - Минусинский городской Совет депутатов 10 июня 2014 года, что подтверждается материалами дела.
В указанный день (10.06.2014 года) на момент поступления представления прокурора состоялась 17 очередная сессия городского Совета депутатов (л.д. 90).
Таким образом, представление поступило между сессиями и в силу прямого и императивного требования Закона – ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования по вопросу прекращения полномочий депутата ФИО1 должно быть принято не позднее чем через три месяца, то есть до 10 сентября 2014 года.
Суд полагает, что оспариваемое Решение № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует Закону, так как рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата поставлено в зависимость от принятия судом решения и совершения следственными органами каких-то действий, тогда как Закон ограничивает указанные действия трехмесячным сроком и не связывает рассмотрение указанного вопроса с наличием или отсутствием какого-либо решения суда или проведением органами предварительного расследования каких-либо следственных действий.
Согласно требований ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Таким образом, при наличии представления прокурора, в котором содержится требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, данное требование не может быть проигнорировано со ссылкой на будущее решение суда или проведение каких-либо следственных действий, так как при наличии оснований для рассмотрения указанного вопроса, единственным ограничением является установленный ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ срок принятия такого решения.
Однако в своем Решении Минусинский городской Совет депутатов не определил дату рассмотрения указанного вопроса в пределах указанного срока, а принял решение не рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата и Главы города без каких-либо законных оснований.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным решения Минусинского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Минусинского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении представления Минусинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № признать незаконным.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 22.08.2014 года.