Дело № 2-3038/2012 6 сентября 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Брагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера трудовой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее – Управление) о перерасчете размера трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что с марта 2010 года она является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ей в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При назначении пенсии в ее страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не был включен период ее работы в <***>..., а также не учтена заработная плата. В декабре 2011 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с вступлением в силу ФЗ от 04.06.2011 № 126 «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». В перерасчете пенсии ей было отказано по причине отсутствия в представленной ею справке сведений о том, что она не приобрела право на назначение пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности. Считает, оснований для отказа в перерасчете размера пенсии у пенсионного органа не имелось. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с даты вступления в силу ФЗ от 04.06.2011 № 126 «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», т.е. с <Дата>.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Борзая А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Суду пояснила, что правовых оснований для включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, поскольку включение таких периодов в указанный стаж не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. В страховой стаж может быть учтен только период с <Дата> по <Дата>, так как частично период работы в <***>... (с <Дата> по <Дата>) при назначении пенсии истцу был включен в ее страховой стаж. Также указала, что с включением периода с <Дата> по <Дата> в страховой стаж у истца возникнет право на перерасчет размера пенсии. Кроме того, полагала возможным произвести такой перерасчет с <Дата>, поскольку истец с заявлением о перерасчете обратилась <Дата>.
По определению суда с учетом мнения представителя ответчика дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и материалов пенсионного дела истца следует, что она является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <Дата>.
<Дата> истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии. В перерасчете пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимых документов, в частности документов, свидетельствующих о том, что истец не приобрела право на назначение пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности за период службы в прокуратуре.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ.
В силу п.1 ст.30 данного Федерального закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Одна из частей расчетного пенсионного капитала с 01.01.2002 формируется из сумм уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Лица, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», перечислены в п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона.
Граждане, проходившие военную службу и иную, приравненную к ней службу (службу в органах прокуратуры), не подлежат обязательному пенсионному страхованию с <Дата> и к лицам, застрахованным в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», не относятся.
Вместе с тем, возможность преобразования пенсионных прав граждан, приобретенных за период вышеуказанной службы, в расчетный пенсионный капитал, предусмотрена Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
Так, в силу ст. 1 указанного закона гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - застрахованные лица), производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.
Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы (работы). При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца (ст. 2 ФЗ от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»).
Судом установлено, что истец в период с <Дата> по <Дата> проходила службу в органах <***>... в должности <***>. Уволена из органов <***><Дата> по собственному желанию, пенсия за выслугу лет по линии <***>... не назначалась и не выплачивалась, право на пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности не приобрела.
Таким образом, истец имеет право на преобразование пенсионных прав, приобретенных за период службы в органах прокуратуры, в расчетный пенсионный капитал
Вместе с тем, из материалов пенсионного дела следует, что период службы истца в <***> с <Дата> по <Дата> при назначении пенсии включен пенсионным органом в общий трудовой стаж истца, в связи с тем, что до <Дата> с денежного содержания прокуроров уплачивался единый социальный налог.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец службу в органах прокуратуры проходила в период, когда на нее не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволена начиная с <Дата>, не приобрела право на пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности, или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, включению в страховой стаж истца подлежит неучтенный период службы в органах прокуратуры с <Дата> по <Дата>.
Включение указанного периода службы, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, повлияет на расчетный пенсионный капитал застрахованного лица.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании полагала возможным произвести перерасчет размера пенсии с даты вступления в законную силу ФЗ от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», т.е. с <Дата>, поскольку истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии до <Дата>.
Таким образом, требования истца о перерасчете размера пенсии с <Дата> подлежат удовлетворению.
..., где проходила службу истец, находится в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненном к районам Крайнего Севера.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Между тем, законодатель, предусмотрев субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, освободив работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд с денежного содержания прокуроров, не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые с учетом особенностей в сфере обязательного пенсионного страхования обеспечивали бы реальную защиту права на трудовую пенсию данной категории граждан.
Исходя из изложенного, суд считает, что период службы истца с <Дата> по <Дата> подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о том, что период службы истца в органах прокуратуры не подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд считает несостоятельными.
В то же время следует отметить, что включение указанного периода в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на размер трудовой пенсии по старости истца не повлияет, поскольку конвертация (преобразование) пенсионных прав истца произведена от общего стажа (на общих основаниях).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о перерасчете размера трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости ФИО1 с <Дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова