ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3038/2013 от 13.08.2013 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ                             <адрес>

    Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Черновой Н.Е.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании осуществить обязанность,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании осуществить обязанность. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о государственной собственности установлено, что здание общежития, расположенного по адресу <адрес> (общей площадью 6576,3кв.м, в том числе жилой – 3569кв.м и нежилой – 240,20кв.м), до настоящего времени не передано в муниципальную собственность, числится в реестре федеральной собственности. Ранее указанное здание находилось на праве хозяйственного ведения ФГУП «ФИО8», которое в соответствии с распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р подлежало приватизации. При этом здание общежития приватизации не подлежало. Планировалась его передача в муниципальную собственность. Согласно постановлению администрации <адрес> одной из функций ДМИЗО администрации <адрес> является организация работы по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность жилого и нежилого фонда. Таким образом, со стороны ответчиков с июля 2006 года имеет место бездействие, связанное с непринятием мер по передаче в муниципальную собственность спорного здания общежития. Истец просил суд признать бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по передаче и приему в муниципальную собственность указанного здания общежития незаконным. Просил суд обязать ответчиков организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность и передать в муниципальную собственность здание общежития. Впоследствии истец уточнил заявленные требования и просил признать бездействие ДМИЗО администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по передаче и приему в муниципальную собственность указанного здания общежития незаконным. Просил суд обязать ДМИЗО администрации <адрес> организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность и принять в муниципальную собственность здание общежития. Впоследствии истец вновь уточнил заявленные требования и просит суд признать бездействие ДМИЗО администрации <адрес>, а также ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившееся в непринятии мер по передаче и приему в муниципальную собственность указанного здания общежития незаконным. Просит суд обязать ответчиков организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность и передать в муниципальную собственность здание общежития.

Помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель ответчика ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ФИО4 (доверенность от 30.072012г.) заявленные требования не признала.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, МБУ <адрес> «Центр недвижимости» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения относительно заявленных требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 18 в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Вышеперечисленными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Исходя из ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма (и соответственно в части права на приватизацию) при условии, что данные жилые дома переданы в ведение органов местного самоуправления.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, и подлежали обязательной передаче в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

На основании п.2 Постановления ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности (в том числе объекты жилищного фонда) независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предложения о передаче имущества в муниципальную собственность направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" определен перечень документов, необходимых для решения вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность.

В силу п.1.5 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 270 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", а также п.22 и п.23 распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 110-р "Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>" ДМИЗО администрации <адрес> осуществляет подготовку документов, проектов правовых актов города по передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность и муниципальной собственности в государственную собственность в соответствии с разграничением полномочий согласно законодательству; организует непосредственное выполнение мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры, движимого имущества.

     В судебном заседании установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о государственной собственности. В результате проверки установлено, что здание общежития, расположенного по адресу <адрес> (общей площадью 6576,3кв.м, в том числе жилой – 3569кв.м и нежилой – 240,20кв.м), до настоящего времени не передано в муниципальную собственность и числится в реестре федеральной собственности. Ранее указанное здание находилось на праве хозяйственного ведения ФГУП «Монтажно-технологическое управление «ФИО9». В соответствии с распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р данное предприятие подлежало приватизации и было преобразовано в ОАО «Монтажно-технологическое управление «ФИО10». Согласно приложению № к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №р здание общежития приватизации не подлежало. В дальнейшем планировалась его передача в муниципальную собственность.

    ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ ФАУГИ) в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ДМИЗО администрации <адрес> письмо № с просьбой рассмотреть вопрос о принятии здания общежития по <адрес> в <адрес> в собственность муниципального образования с предоставлением соответствующего пакета документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДМИЗО администрации <адрес> просит ТУ ФАУГИ в <адрес> организовать совместно с организацией-балансодержателем работу по передаче в муниципальную собственность города неприватизированных комнат в указанном общежитии и направить в адрес департамента городского имущества следующие документы: выписку из реестра федерального имущества, копии свидетельств о регистрации прав собственности, информацию из ЕГРП об отсутствии обременения на объекты, необходимую техническую и правоустанавливающую документацию. ДД.ММ.ГГГГ

ТУ ФАУГИ направило в адрес департамента выписку из реестра федерального имущества и распоряжение №р от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между ТУ ФАУГИ и МБУ <адрес> «Центр недвижимости» заключен договор возмездного оказания услуг №/В-ТУ/2012 по условиям которого МБУ «Центр недвижимости» принял на себя обязательства произвести в установленные сроки техническую инвентаризацию объектов, расположенных по адресу <адрес> помещения <данные изъяты>. Аналогичный договор №/В-ТУ/2012 был заключен между теми же сторонами ДД.ММ.ГГГГ с целью с целью проведения технической инвентаризации помещений <данные изъяты> в общежитии по данному адресу. Часть жилых помещений в общежитии приватизированы жильцами.

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>: <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 18,7 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 3; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 6; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 3; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 5; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 2; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 6; <адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 6; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 4; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 2; <адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 4; <адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 9; <адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 4; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 6; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 2; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 1; <адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 6; <адрес> общей площадью 18,8 кв.м., этаж 2; <адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 3. – находятся в собственности Российской Федерации, обременения прав не зарегистрированы, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ

Тот факт, что спорное общежитие в нарушение действующего законодательства до настоящего времени не передано в муниципальную собственность, не должен влиять на жилищные права проживающих в нем граждан, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей в муниципальную собственность помещений, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Вместе с тем оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания бездействия ответчиком в принятии мер по передаче и приему в муниципальную собственность указанного здания общежития незаконным, суд не усматривает, поскольку ТУ ФАУГИ принимались меры по проведению инвентаризации помещений, регистрации государственной собственности на помещения, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № просит организовать работу по передаче помещений в общежитии.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность и передать в муниципальную собственность здание общежития, поскольку ДМИЗО является принимающей стороной, и не уклоняется от подписания акта приема-передачи имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> организовать работу по непосредственному выполнению мероприятий, связанных с передачей в муниципальную собственность помещений, расположенных по адресу: <адрес>:

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 18,7 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 3

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 6

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 3

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 5

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 2

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 6

<адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 6

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 4

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 2

<адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 4

<адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 9

<адрес> общей площадью 12,1 кв.м., этаж 4

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 6

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 2

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 1

<адрес> общей площадью 12,2 кв.м., этаж 6

<адрес> общей площадью 18,8 кв.м., этаж 2

<адрес> общей площадью 11,8 кв.м., этаж 3 и передать в муниципальную собственность по акту приема-передачи.

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору <адрес> отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                      Н.Е.Чернова