ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3039/2022 от 11.10.2022 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

С участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоненко О.С.

при секретаре Софоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела № 2-3039/2022 по иску Администрации г.о. Сызрань к Гришиной М.А. об изъятии жилого помещения путем его выкупа, признании права собственности, встречному иску Гришиной М.А. к Администрации г.о. Сызрань о взыскании выкупной стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд к ответчику Гришиной М.А. с вышеназванным иском, в котором просит:

-изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем его выкупа у Гришиной М.А. с выплатой возмещения в размере 750 000 руб.

- обязать Гришину М.А. заключить с Администрацией г.о. Сызрань Соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение – квартиру, общей площадью 37,8 кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, определив размер возмещения – 750 000 руб., в том числе: 31% - 232 500 руб. – средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 64% - 480 000 руб. – средства областного бюджета, 5% - средства бюджета муниципального образования г.о. Сызрань;

-прекратить право собственности за Гришиной М.А. на квартиру, общей площадью 37,8 кв.м, кадастровый № ***, расположенную по указанному выше адресу;

-признать право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Гришина М.А. является собственником жилого помещения № *** общей площадью 37,8 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке (Постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***).

Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ *** «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в таких домах» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 63:08:0201021:9, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Самарская <адрес>, и жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего Ответчику.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Поскольку Ответчик приобрел право собственности на Квартиру в многоквартирном доме (договор купли-продажи квартиры от <дата>) после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в его адрес был направлен проект соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.

Размер возмещения за изымаемую Квартиру определен в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и составляет 750 000 руб., в том числе: 31% - 232 500 руб. - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 64% - 480 000 руб. - средства областного бюджета, 5% - 37 500 руб. - средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань. Однако соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение с Ответчиком до настоящего времени не достигнуто.

В ходе судебного разбирательства Администрация г.о. Сызрань исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила, просила суд:

- Изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем его выкупа у Гришиной М.А. с выплатой возмещения в размере 750 000 руб.

- Обязать Гришину М.А. заключить с Администрацией г.о. Сызрань соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, определив размер возмещения - 750 000 руб., в том числе, 95% - 712 500 руб. - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета, 5% - 37 500 руб. - средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань.

- Прекратить право собственности Гришиной М.А. на указанную выше квартиру.

- Признать право собственности муниципального образования г.о. Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м, кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что в соответствии с п.1.5. Дополнительного соглашения к Соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области от 01.06.2022г. № *** «Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках 4 этапа Адресной программы исходя из следующего процентного соотношения: 95% - средства Фонда и областного бюджета, 5% - средства местного бюджета Муниципального образования».

Гришина М.А. обратилась в суд к Администрации г.о. Сызрань со встречным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о взыскании денежных средств в счет выкупной цены жилого помещения, общей площадью * * * кв. м., кадастровый № ***, расположенного на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, определив размер возмещения 1 658 931 руб. В обоснование иска ссылаясь на то, что Гришиной М.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежит жилое помещение № *** в многоквартирном доме по адресу: Самарская область г. Сызрань, <адрес>.

Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются», в отношении изымаемого у меня жилья не применяются в соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в таких домах» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, и жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего мне на праве собственности.

Полагает, что действиями Администрации г.о. Сызрань ущемляются жилищные права Гришиной М.А., поскольку спорная квартира принадлежит ей на праве собственности. Другого жилья не имеется. Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, расположенного в аварийном жилом фонде, расселение из аварийного жилья регулируется ст. 32 ЖКРФ.

Согласно указанной нормы права, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, предоставлено право выбора на получение возмещения за изымаемое у них жилое помещение и по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения. Полагает, что, согласно законодательству у нее имеется право выбора, а значит имеет право на выплату возмещения за изымаемое помещение.

Однако, предлагая Гришиной М.А. денежная компенсация за изымаемую у квартиру, Администрация г.о. Сызрань ссылается на ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Указала, что не согласна с доводом Администрации г.о. Сызрань о том, что поскольку право собственности на спорную квартиру у Гришиной М.А. возникло на основании Договора купли-продажи в 2015 году, т.е. после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то ей положена в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ только денежная компенсация.

Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В названном предписании закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в п. 8 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1(2019), утв. Президиумом ВС РФ от 24.04.2019 г.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного Кодекса при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение; досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным ФЗ от 29 июля 1998 г № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в РФ».

Часть 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения в его действие, но только в том случае, прямо предусмотренным этим актом.

Таким образом, указанная норма права не должна быть применима в спорном случае, поскольку она не может распространяться на Правоотношения, которые возникли до ее принятия. У Гришиной М.А. право собственности возникло в 2015 году, следовательно, в соответствии ст. 32 ЖК РФ она имеет право на предоставление мне компенсации в размере 1 658 931 руб..

Также не согласна с представленной Администрацией г.о. Сызрань оценкой принадлежащего ответчику имущества, практики по делам, связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утв. Президиумом ВС. РФ от <дата>, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено п. 4 ст. 57 ЗК РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу ст. 282 ГК РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

В судебном заседании представитель истца – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО5 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, встречный иск Гришиной М.А. не признала. Указала, что представленный ими отчет, является обоснованным и отражает фактическую стоимость аварийного жилья. Требования Гришиной М.А. в части выплаты ей суммы в размере 1 658 931 руб. не признают. Отказалась ходатайствовать о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.

В судебном заседании ответчик Гришина М.А. (истец по встречному иску) требования встречного иска с учетом уточнений поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в иске, иск Администрации г.о. Сызрани не признает. Указала, что за предлагаемую Администрацией г.о. Сызрань выплату в размере 750 000 руб., она не сможет приобрести другое жилое помещение. В связи с чем, она обратилась к эксперту об определении стоимости за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно отчету ООО «ПрофОценка» от <дата>№ *** размер возмещения за спорное жилое помещение составил 1 658 931 руб. Ходатайствовать о назначении по делу судебной оценочной экспертизы отказалась.

В судебном заседании представитель третьего лица – Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО6 иск Администрации поддержала, встречный иск Гришиной М.А. не признала.

В судебном заседании представитель третьего лица – Комитета по строительству архитектуры Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО5 иск Администрации г.о. Сызрань поддержала, встречный иск Гришиной М.А. не признала.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО7 пояснила, что был произведен осмотр спорного помещения по адресу: <адрес> целью определения стоимости (размера возмещения) за указанное жилое помещение. Работы по оценке жилого помещения проводились как по заказу Администрации г.о. Сызрань, так и по заказу Гришиной М.А. с разницей в пять месяцев. Оценивался один и тот же объект недвижимости, с одними и теми же характеристиками, но в связи с чем, что на рынке жилья произошли изменения цен в сторону увеличения, размер денежного возмещения за жилое помещения в отчетах тоже увеличился. Дополнила, что при оценке ветхого и аварийного жилья применяются аналоги жилого помещения, находящиеся в нормальном состоянии, поскольку в последующем люди переселяются не в аварийное жилье.

Суд, заслушав стороны, специалиста, заключение прокурора, полагавшего, что иск Администрации г.о. Сызрань не подлежит удовлетворению, а встречный иск Гришиной М.А. является обоснованным, при этом размер стоимости возмещения изымаемого жилого помещения полагал подлежащим удовлетворению в пределах суммы, указанной в отчете ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>., поскольку стороны отказались от проведения судебной экспертизы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом установлено, что истец Гришина М.А. на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> является собственником жилого помещения (квартиры), площадью * * *.м., с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>№ ***

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2 вышеназванного Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** установлена дата отселения граждан из многоквартирного жилого дома в срок до 2015 года.

На основании Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>" до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от <дата> N 179, постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> N 829 утверждена Адресная программа городского округа Сызрань "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>" до 2025 года».

В Адресной программе указанный выше многоквартирный дом обозначен под номером - № ***.

<дата> Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, изъят для муниципальных нужд.

Установлено также, что в адрес Гришиной М.А. Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань было направлено уведомление, в котором сообщалось о наличии права Гришиной М.А. на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение со ссылкой на ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, с приложением проекта Соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение – квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>.

<дата> Гришина М.А. в письменном заявлении выразила несогласие с размером возмещения, в связи с чем Проект соглашения не был подписан сторонами.

Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Исходя из приведенной правовой нормы, в случае, когда собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, по смыслу приведенной правовой нормы истец Гришина М.А. имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, поскольку право собственности ей приобретено <дата> - после признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, в силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу 28.12.2019, межу тем Федеральный закон от 27.12.2019 №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после <дата>, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В обоснование заявленных требований в части размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размере 750 000 руб., истцом Администрацией г.о. Сызрань представлен договор купли-продажи квартиры от <дата>, заключенным Гришиной М.А. с прежними собственниками спорной квартиры.

Не согласившись в размером возмещения (750 000 руб.) за изымаемое жилое помещение Гришина М.А. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Администрации г.о. Сызрань денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения, по адресу: г. Сызрань, <адрес>, определив размер возмещения 1 658 931 руб., в обоснование размера возмещения Гришиной М.А. представлены Отчеты ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>, № *** от <дата>.

Согласно отчету ООО «ПрофОценка» № *** от <дата> об определении стоимости (размера возмещения) за жилое помещение, стоимость (размер возмещения) за жилое помещение площадью 37,8 кв.м., этаж № ***, расположенное по адресу: <адрес> составляет 1 658 931 руб. и включает: рыночную стоимость жилого помещения – 1 189 453 руб.; убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием - 23 400 руб.; рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество – 54 924 руб.; стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома – 391 154 руб.

Оспаривая размер заявленных требований по встречному иску Администрацией г.о. Сызрань был представлен Отчет ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>, согласно которому стоимость (размер возмещения) за спорное жилое помещение составляет 1 175 727 руб., и включает: рыночную стоимость жилого помещения – 706 860 руб.; убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием - 23 400 руб.; рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество – 54 313 руб.; стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома – 391 154 руб.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные сторонами в качестве доказательств размера возмещения за жилое помещение Отчеты ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>, № *** от <дата>, № *** от <дата> суд приходит к выводу о том, что отчет ООО «ПрофОценка» № *** от <дата> в полной мере является допустимым и достоверным доказательством установления размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку выполнен на момент рассмотрения дела судом с соблюдением правил, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирных дом, и стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома, что также соответствует разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>№ *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ».

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО7 суду пояснила, что разница в определенных ею денежных суммах при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ранее проведенной оценкой, указанных в Отчетах № *** от <дата>, № *** от <дата>, № *** от <дата> была вызвана изменением рыночных цен на недвижимое имущество.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороны отказались ходатайствовать о проведении по делу судебной оценочной экспертизы, что подтверждается расписками от <дата>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что встречные требования истца Гришиной М.А. о взыскании Администрации г.о. Сызрань денежных средств в счет выкупной цены спорного жилого помещения подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно в размере 1 658 931 руб. в соответствии с отчетом ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>.

Как было указано выше Постановлением Правительства Самарской области от <дата>№ *** утверждена Государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>".

<дата> между Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области.

<дата> Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области от <дата>.

Согласно п. 1.3. Дополнительного соглашения пункт 2.1 раздела «2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» Соглашения изложен в следующей редакции: «п. 2.1. Общий объем субсидии, предусмотренный к предоставлению из областного бюджета, составляет: в 2022 году 1 147 567 162,36 руб., в 2023 году 172 142 786,84 руб.».

Согласно п. 1.5. Дополнительного соглашения, подпункт 2.2.2. Соглашения дополнен следующим содержанием: Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках 4 этапа Адресной программы исходя из следующего процентного соотношения:

95% - средства Фонда и областного бюджета, 5% - средства местного бюджета Муниципального образования.

Финансирование, в том числе авансовых платежей, исполнения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.».

При таких обстоятельствах, стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общем размере 1 658 931 руб. подлежит взысканию в следующем процентном соотношении: 5% за счет местного бюджета – 82 946,60 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 1 575 984,40 руб.

Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что соблюдение предусмотренной ч.ч. 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним (ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) (п. 20).

Из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Изъятие помещения, является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у него отсутствует право на изъятие путем выкупа жилых помещений, расположенных на данном участке.

Поскольку в ходе судебного разбирательства был подтвержден факт признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу<адрес>, а также последующее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации г.о. Сызрань к Гришиной М.А. об изъятии спорного жилого помещения путем его выкупа у Гришиной М.А., прекращении права собственности Гришиной М.А. на спорное жилое помещение и признании права собственности на спорное жилое помещение за Администрацией г.о. Сызрань подлежат удовлетворению.

При этом, суд не соглашается с размером возмещения в сумме 750 000 руб., поскольку как было указано выше, в основу решения в качестве допустимого доказательства стоимости возмещения изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, суд принял Отчет ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации г.о. Сызрань -удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>, путем его выкупа у Гришиной Марины Алексеевны <дата> года рождения (паспорт серии 3613 № *** выдан <дата> Отделом УФМС России по Самарской области в г. Сызрани и <адрес>) с выплатой денежного возмещения в размере 1 658 931 руб. в том числе: 5% за счет местного бюджета – 82 946,60 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 1 575 984,40 руб.

Обязать Гришину М.А., <дата> года рождения (* * *) заключить с Администрацией г.о. Сызрань Соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>, определив размер возмещения – 1 658 931 руб., в том числе: 5% за счет местного бюджета – 82 946,60 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 1 575 984,40 руб.

Прекратить право собственности Гришиной М.А., <дата> года рождения (паспорт серии 3613 № *** выдан <дата> Отделом УФМС России по Самарской области в г. Сызрани и <адрес>) на жилое помещение - квартиру, общей площадью 37,8 кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, <адрес>.

Признать право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>.

В остальной части иск Администрации г.о. Сызрань оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление Гришиной Марины Алексеевны, <дата> года рождения (* * *) – удовлетворить

.

Взыскать с Администрации г.о. Сызрань в пользу Гришиной М.А., <дата> года рождения (* * *) денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения - квартиры, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>.а именно в размере 1 658 931 руб. в том числе: 5% за счет местного бюджета – 82 946,60 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 1 575 984,40 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2022 года.

Судья: Сорокина О.А.