№2-303/13
Решение
Именем Российской Федерации
14 марта 2013 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре Соломатиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Звездный городок к Совету депутатов городского округа Звездный городок о признании части ненормативного правового акта противоречащим закону,
Установил:
Администрации городского округа Звездный городок обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что Советом депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года принято решение №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области», которое опубликовано в газете «Взгляд с орбиты» №5 (19) декабрь 2010 года. В пункте 2.2 данного решения указано: «От имени учредителя решение об учреждении предприятия принимается Руководителем Администрации (далее Руководитель администрации) городского округа Звездный городок в форме постановления, издаваемого на основании решения Совета депутатов по вопросу учреждения Предприятия», в пункте 2.6 указано: «Проект Постановления Руководителя администрации с упомянутым в п.2.6 настоящего Положения приложениями направляется в Совет депутатов для принятия соответствующего решения по вопросу учреждения Предприятий», в пункте указано: «решение о реорганизации предприятия или Учреждения оформляется соответствующим постановлением Руководителя администрации, выносимым на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области». По мнению истца, положения пунктов 2.2, 2.6, 4.2, а также все нормы регулирующие порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений указанного Положения не соответствуют нормам действующего законодательства, в частности ст.35, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 08.05.2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», приняты с превышением компетенции Совета депутатов и вторгаются в компетенцию администрации, что является недопустимым исходя из принципа властей – компетенции представительного и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Просит:
- решение Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» в части определения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области признать противоречащим Федеральному закону от 08.05.2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- признать противоречащими федеральному законодательству пункт 2.2 в части слов «издаваемого на основании решения Совета депутатов по вопросу учреждения Предприятия», пункт 2.6 и пункт 4.2 в части слов «выносимым на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области» Решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области».
В ходе рассмотрения дела исковые требования были неоднократно уточнены и в их окончательной редакции /л.д.114/ были истцом изложены следующим образом:
- решение Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» в части определения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, а именно в п.1.1 слова «муниципальных учреждений», в п.1.2 «а также порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений», раздел 3 в п.п.4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 слова «или Учреждения», признать недействующим как противоречащим Федеральному закону от 08.05.2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- пункт 2.2 в части слов «издаваемого на основании решения Совета депутатов по вопросу учреждения Предприятия», пункт 2.6; пункт 2.8 в части слов «на основании соответствующего решения Совета депутатов. При создании Предприятия таковым решением является решение, принятое в соответствии с п.2.6 настоящего Положения»; пункт 2.14 в части слов «на основании соответствующего решения Совета депутатов»; пункт 4.2 в части слов «выносимым на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области»; пункт 5.3 в части слов «выносимого на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области» Решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» признать недействующими как противоречащими федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель истца – ФИО1 (доверенность в деле) исковые требования поддержала и подтвердила обстоятельства, на которых они основаны с учетом ранее поданных письменных пояснений по иску /л.д.101, 109/.
Представитель Совета депутатов городского округа Звездный городок в лице депутата ФИО2 (доверенность в деле) исковые требования не признал, указав, что решение Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» принято в соответствии с законом /л.д.104, 117/.
Выслушав представителей сторон изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области – ФИО3, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254, ст.255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.25 Устава городского округа Звездный городок Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области №81 от 03.02.2010 года структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет депутатов городского округа; Глава городского округа; Администрация городского округа; контрольно-ревизионная комиссия городского округа.
Согласно п.3 ст.26 Устава Совет депутатов обладает правами юридического лица, действует на основании настоящего Устава и имеет печать со своим полным наименованием.
Судом установлено, что 05.05.2010 года Советом депутатов городского округа Звездный городок Московской области принято решение №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области», согласно которому было решено:
1. Утвердить Положение «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области».
Указанное решение Советом депутатов городского округа Звездный городок Московской области было принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г., ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002г. и Уставом Закрытого административно-территориального образования городской округ Звездный городок Московской области, опубликовано в газете «Взгляд с орбиты» №5 (19) декабрь 2010 года.
Из пункта 1.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области видно, что указанное положение разработано в соответствии, в том числе с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.6 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Однако согласно п.6 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 года №83-ФЗ) "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Федеральный закон РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ в части внесения изменений в п.6 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" вступил в законную силу с 01.01.2011 года.
Именно с этого времени вступила в силу поправка, внесенная в п.10 ч.6 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ, исключившая из данного пункта слова "и учреждений".
То есть, на момент принятия решения Советом депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» в п.6 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 года №83-ФЗ) "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" еще не были внесены изменения согласно которых к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Таким образом Совет депутатов 05.05.2010 года мог принимать оспариваемое решение в соответствии с ранее действующей редакцией п.6 ч.10 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находились, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Вместе с тем оспариваемое решение Совета депутатов с 01.01.2011 года в части определения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений не соответствует п.6 ч.10 ст.35 Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции, поскольку в соответствии с указанными нормами закона представительный орган с 01.01.2011 года не вправе устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, т.к. с указанного времени это является полномочиями администрации муниципального образования.
В данном конкретном случае необходимо руководствоваться указанным Федеральным законом, в редакции, действующей в настоящее время.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч.4 ст.7 приведенного Закона местное самоуправление осуществляется в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.95 №8 (в ред. Постановления ПВС РФ от 06.02.2007 года №5) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Учитывая данные обстоятельства, суд находит требования истца о признании решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» в части определения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, недействующим с 01.01.2011 года.
В отношении требований истца о признании недействующими и противоречащими отдельных пунктов принятого оспариваемым решением Совета депутатов Положения «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» суд приходит к следующему.
В силу ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Статьей 114 ГК РФ установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или оранном местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
В соответствии с ч.4 ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктами 6, 9 и 11 ст.6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 года №83-ФЗ определено, что решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии с ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Данный перечень полномочий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п.1 ст.61 Устава Закрытого административно-территориального образования городской округ Звездный городок Московской области администрация городского округа вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и выступает их учредителем от имени городского округа.
Согласно ч.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 2.2 Положения (далее Положение) «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» от имени учредителя решение об учреждении Предприятия принимается Руководителем Администрации городского округа Звездный городок в форме постановления, издаваемого на основании решения Совета депутатов по вопросу учреждения Предприятия.
Из пункта 2.6 Положения видно, что проект Постановления Руководителя администрации с упомянутыми в п.2.5 настоящего Положения приложениями направляется в Совет депутатов для принятия соответствующего решения по вопросу учреждения Предприятия.
Из пункта 2.8 Положения видно, что закрепление имущества за Предприятием на праве хозяйственного ведения осуществляется распоряжением Руководителя Администрации на основании соответствующего решения Совета депутатов. При создании Предприятия таковым решением является решение, принятое в соответствии с п.2.6 настоящего Положения.
Согласно пункту 2.14 Положения руководитель Предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом Предприятия. Руководитель Предприятия назначается Руководителем Администрации на основании соответствующего решения Совета депутатов по вопросу назначения Руководителя Предприятия.
В пункте 4.2 Положения указано, что решение о реорганизации Предприятия или Учреждения оформляется соответствующим постановлением Руководителя Администрации, выносимым на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области.
Из пункта 5.3 Положения видно, что Предприятие или Учреждение может быть ликвидировано по решению Руководителя Администрации в форме постановления, выносимого на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области, копия которого в течение трех дней направляется в орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере регистрации юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что Предприятие или Учреждение находится в процессе ликвидации.
Таким образом приведенные пункты Положения «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» противоречат ранее указанным нормам закона.
Возражения представителя Совета депутатов о том, что решение Совета лишь выражает согласие на создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий, суд находит необоснованным, поскольку из Положения не видно, что решение Совета депутатов является промежуточным решением, а окончательное решение принимается Администрацией городского округа Звездный городок.
Анализируя содержание пунктов Положения, суд приходит к выводу о том, что указанным Положением определена процедура создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий. В тоже время из смысла указанных пунктов Положения не следует, что именно Администрацией городского округа Звездный городок принимаются решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
В этой связи суд соглашается с доводами истца о том, что положения вышеприведенных пунктов Положения приняты с превышением компетенции Совета депутатов и вторгаются в компетенцию администрации.
Судом также установлено, что в ходе рассмотрения дела Советом депутатов были приняты меры по разрешению вопроса о приведении решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05.05.2010 года №103 в соответствие с действующим законодательством.
В этой связи Советом депутатов городского округа Звездный городок 29.01.2013 года и 05.03.2013 года были приняты решения №348 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05.05.2010 года №103» и №360 «О прекращении действия решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05.05.2010 года №103» соответственно.
Вместе с тем, из пояснений представителя ФИО2 усматривается, что указанные решения Совета депутатов в установленном законом порядке опубликованы не были, а новый проект «Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области», с учетом замечаний Администрации городского округа Звездный городок Московской области, находится в стадии согласования и на день рассмотрения дела Советом депутатов еще не утвержден.
Принимая во внимание изложенное суд находит требования Администрации городского округа Звездный городок подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд,
Решил:
Признать недействующим с 01 января 2011 года решение Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области» в части определения порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений; положения пункта 1.1 слова «муниципальных учреждений», пункта 1.2 слова «а также порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений», раздела 3, пунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 слова «или Учреждения» Положения «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103.
Признать пункт 2.2 в части слов «издаваемого на основании решения Совета депутатов по вопросу учреждения Предприятия», пункт 2.6; пункт 2.8 в части слов «на основании соответствующего решения Совета депутатов. При создании Предприятия таковым решением является решение, принятое в соответствии с п.2.6 настоящего Положения»; пункт 2.14 в части слов «на основании соответствующего решения Совета депутатов»; пункт 4.2 в части слов «выносимым на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области»; пункт 5.3 в части слов «выносимого на основании соответствующего решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области» Положения «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в закрытом административно-территориальном образовании городской округ Звездный городок Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области 05.05.2010 года №103 противоречащими требованиям федерального законодательства с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.В.Савина