Дело № 2-303/2019
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.
при секретаре Сычуговой А.В.,
с участием: ответчика ФИО1,
представителя ответчика - ФИО2, действующей на основании заявления ответчика,
представителя третьего лица - ФИО3, действующей на основании доверенности от 3 декабря 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковому заявлению муниципального образования Комсомольский муниципальный район Хабаровского края к ФИО1 об изъятии земельного участка,
у с т а н о в и л:
Муниципальное образование Комсомольский муниципальный район в лице администрации Комсомольского муниципального района обратилось в Комсомольский районный суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка, указывая, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок в СНТ <данные изъяты>, кадастровый №. В результате рейда было установлено, что земельный участок используется не по назначению, так как на нем расположен объект - <данные изъяты>, что подтверждается договором краткосрочной аренды от 20 марта 2017 года №. По результатам проверок ответчику были выданы предписания от 16 июля 2018 года, 10 октября 2018 года, 18 марта 2019 года, однако нарушения не устранены. Ответчик привлекалась к административной ответственности. Исходя из положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года, просит прекратить право собственности ответчика путем изъятия земельного участка площадью <данные изъяты>, кадастровый №, расположенный в <адрес>, признать право собственности Комсомольского муниципального района на указанный земельный участок.
11 июля 2019 года представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности от 6 мая 2019 года №, изменила исковые требования, просила прекратить право собственности ответчика путем изъятия земельного участка площадью <данные изъяты>, кадастровый №, расположенного в <адрес>, признать право собственности Комсомольского муниципального района на указанный земельный участок.
Ответчик ФИО1 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что на основании федерального законодательства не запрещено размещение линейного объекта на землях сельскохозяйственного назначения. Нарушений земельного законодательства она не допускает. Привлечение к административной ответственности за неисполнение предписаний она не обжаловала, так как штраф незначительный. Предписания она также не обжаловала.
Представитель ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении иска, поскольку ФИО1 не нарушает требования земельного законодательства, как собственник сдала земельный участок в аренду.
Представитель третьего лица ФИО3 пояснила, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку на основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Согласно примечанию 2 к Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995) содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. При этом понятие "антенно-мачтовое сооружение" является более широким по отношению к понятию "опора связи". Разделом "Особенности заполнения макета консолидированных форм С-1, С-2" Порядка представления сведений по формам федерального статистического наблюдения юридическими лицами, оказывающими услуги связи на основании лицензии, утвержденного письмом Минкомсвязи России от 19.03.2015 № НН-П14-4332 "О порядке представления статистической отчетности" определено, что в строке 6752 "Антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи" указываются данные по сооружениям для сотовой связи, функционально предназначенным для размещения оборудования связи (мачты, башни, столбы). Таким образом, законодатель, указывая в терминологии закона такое понятие как "антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи", имеет в виду ряд аналогичных объектов, такие как мачты, башни, столбы (опоры), которые все объединены единым термином "антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи". Следовательно, при размещении на земельном участке антенно-мачтового сооружения, в силу примечания № 2 Классификаторам 540, отдельного указания разрешенного использования не требуется. Согласно п. 3.3. Порядка подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты (Методические указания. МУ 4.3.2320-08, утв. Роспотребнадзором 22.01.2008), санитарно-эпидемиологические заключения выдаются раздельно: на размещение передающего радиотехнического объекта (далее ПРТО); на эксплуатацию ПРТО. При размещении базовой станции на спорном земельном участке была проведена работа по подготовке пакета документов для получения санитарно-эпидемиологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения для размещения указанного оборудования. Санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатацию ПРТО выдается по результатам контрольных измерений интенсивности ЭМИ и санитарно-эпидемиологической экспертизы. По результатам полученных заключений объект - <данные изъяты> не наносит вред здоровью населения.
Представитель истца - администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника судебного разбирательства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
1 января 2019 года между ФИО1 (Арендодатель) и ФИО8 (Арендатор) заключен краткосрочный договор аренды земельного участка №, по условиям которого Арендодатель передает Арендатору в аренду (временное владение и пользование) земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенный по адресу <адрес>. По условиям договора Арендатор обязан использовать земельный участок способами, не наносящими вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Договор заключен на срок 11 месяцев.
Исходя из положений статьи 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.
Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612.
18 марта 2019 года ФИО1 было выдано предписание отдела по управлению имуществом и охраны окружающей среды администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края № 22-р об освобождении земельного участка с кадастровым №, расположенный по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> от <данные изъяты> до 1 августа 2019 года.
Вместе с тем, земельный участок, на котором расположена базовая станция, используется арендатором ФИО8 Поэтому требование к ответчику об освобождении земельного участка от вышеуказанного объекта заявлено не обоснованно.
Доказательства, что земельный участок ответчиком используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, что повлекло существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинен вред окружающей среде, в учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
В соответствии со ст. Пунктами 6 и 7 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание: направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с данным иском в суд срок исполнения предописания от 18 марта 2019 года не истек. Тем самым нарушен порядок для обращения с иском в суд.
При таких обстоятельствах, заявленные требования необоснованные и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований муниципального образования Комсомольский муниципальный район Хабаровского края к ФИО1 об изъятии земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 16 сентября 2019 года.
Председательствующий Н.Ю.Богатырева