Дело № 2-303/19 Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Замбуржицкой И.Э.
при секретаре Смолка М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** о признании незаконным решения, восстановлении выплаты пенсии в прежнем размере и перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в *** о признании незаконным решения, восстановлении выплаты пенсии в прежнем размере и перерасчете пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с *** он обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на ***, которая была восстановлена, при этом пенсия была пересчитана и ее размер уменьшен на ***%, в связи с чем он обратился в ГУ-УПФ РФ в *** за разъяснением причины уменьшения размера пенсии. В ответе, полученном на руки ***, ответчик указал, что с *** выплата ранее назначенных пенсий осуществляется в новом размере. Между тем, ему пенсия была назначена с *** года по Списку №***, следовательно, в результате перерасчета по новой формуле в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер его пенсии уменьшению не подлежит.
Просит признать недействительным и незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ***№***, восстановить выплату пенсии в полном объеме с *** и произвести перерасчет пенсии.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика – ГУ-УПФ РФ в *** – ФИО2, принимавшая участие в судебном заседании до объявления судом перерыва, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что уменьшение размера пенсии истца связано не с перерасчетом его пенсии по новым правилам, установленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», а произведено в связи с выявленной технической ошибкой в расчете. Так, в связи с обращением ФИО1 с заявлением о перерасчете размера пенсии от ***№*** Управлением была проведена проверка правильности расчета размера и выплаты пенсии по документам выплатного дела истца, в результате которой было установлено, что при проведении валоризации в массовом порядке в автоматизированном режиме размер установленной суммы валоризации был необоснованно завышен с ***. В настоящее время размер пенсии истца приведен в соответствие с нормами действующего пенсионного законодательства и с *** составил ***
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пенсионное дело истца, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего закона подлежит валоризации (повышению) в размере 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 вышеуказанного Федерального закона, и сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года, определенного пунктам 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен расчет размера трудовой пенсии по следующей формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,
где: РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
С 01.01.2015. вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом от 28.12.2013 в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» было введено понятие индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно статье 3 указанного Закона индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года была установлена трудовая пенсия по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного (пенсионного) дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года (часть 2 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с *** является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 и подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с наличием требуемого стажа на работах с вредными условиями труда, а также необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно справке ГУ – УПФ РФ в *** от ***№*** размер страховой пенсии истца за период с *** по *** составил:
***
***
***
***
***
***
В письме от ***№***, направленном ГУ-УПФ РФ в *** в адрес ФИО1, Управление сообщило о том, что в связи с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии от ***№*** по документам выплатного дела была произведена проверка правильности расчета и выплаты пенсии, в результате которой установлено необоснованное завышение суммы валоризации и пенсионного капитала при расчете размера страховой части трудовой пенсии в автоматизированном режиме с ***, в рамках реализации норм Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ. С *** размер пенсии приведен в соответствие с нормами действующего законодательства, и с указанной даты составляет *** (в том числе повышенная фиксированная выплата с учетом ***).
Из письма ГУ-УПФ РФ в *** от ***№*** следует, что по документам выплатного (пенсионного) дела ФИО1, страховой стаж, учтенный с *** по *** (в том числе служба в армии по призыву с *** по ***), в календарном исчислении составляет ***, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера - ***. Общий трудовой стаж на ***, применяемый для расчета размера пенсии (как наиболее выгодный вариант расчета), составил - ***, стаж на соответствующих видах работ (Список №***) составил - ***, на *** - ***.
Отношение среднемесячного заработка ФИО1, рассчитанное за период с *** по *** по данным о заработной плате выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период составляет ***. Максимальное ограничение отношения, применяемого для расчета размера пенсии - 1,4 для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлен районный коэффициент к заработной плате работников в размере до 1,5.
Размер страховой части пенсии на дату ее назначения исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (как наиболее выгодней вариант) следующим образом: ***, где: 0,55 – стажевой коэффициент за 25 лет, требуемых для назначения пенсии мужчинам; 1,4 - максимальное отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране; 1671 - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за 3-й квартал *** года; 450 - базовая часть пенсии, установленная на ***; 300 - стаж в месяцах, за 25 требуемых лет для назначения пенсии мужчинам; *** - индивидуальный стаж ФИО1 на *** в месяцах (***); *** - суммарный коэффициент всех государственных индексаций и повышений, проведенных в Российской Федерации за период с *** по дату установления пенсии.
Размер пенсии на *** составил: ***, где: *** - размер страховой части пенсии на дату назначения; *** - размер базовой части пенсии на дату назначения пенсии с учетом ***. (установлена по ***); *** - сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете истца за период с *** по дату назначения страховой части пенсии; 186 – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при установлении страховой части трудовой пенсии в *** году (пункт 1 статьи 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
С *** произведена индексация страховой части пенсии на 7,5% на основании постановления Правительства Российской Федерации от ***№***. Размер пенсии составил – *** (в том числе базовая часть, с учетом ***).
С *** базовая часть пенсии установлена в размере *** на основании Федерального закона от 28.04.2009 № 72-ФЗ. Размер пенсии составил – ***
В соответствии со статьями 30.1-30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф3), с 01.01.2010 величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежала валоризации (повышению) с учетом трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
Продолжительность общего трудового стажа ФИО1, приобретенного до ***, составляет ***, отсюда коэффициент валоризации - *** процентов (10 процентов величины расчетного пенсионного капитала плюс 08 процентов за стаж до ***).
Сумма валоризации на *** должна была составить:
***, где: *** - страховая часть на дату назначения пенсии; 0,18 - коэффициент валоризации; 1,075 - суммарный коэффициент всех государственных индексаций и повышений, проведенных в Российской Федерации за период с даты назначения истцу пенсии по ***.
Однако, в связи с технической ошибкой при проведении валоризации в массовом порядке в автоматизированном режиме, размер установленной суммы валоризации был завышен и установлен в размере 554,17 рублей.
Согласно представленному ответчиком расчету, который также приведен в письме от ***№***, направленном в адрес истца, с *** размер пенсии истца составил – ***
С *** произведена индексация пенсии на 6,3% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2010 № 167, неверный размер пенсии составил – ***
В 2010-2014 годах истцу произведены корректировки страховой части трудовой пенсии в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С *** произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам (сумма учтенных страховых взносов составила ***). Неверный размер пенсии составил – ***. Увеличение страховой части пенсии в результате корректировки составило ***
*** произведена индексация пенсии на 8,8% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2011 № 21. Неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам (сумма учтенных страховых взносов составила ***). Неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***. Увеличение страховой части пенсии в результате корректировки составило ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена индексация размера пенсии на 7,0% в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2012 № 4. Неверный размер пенсии после повышения составил – *** неверная сумма валоризации – ***), верный размер пенсии – ***
С *** произведена индексация размера пенсии на 3,41% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2012 № 237. Неверный размер пенсии после повышения составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам (сумма учтенных страховых взносов составила ***). Неверный размер пенсии составил – ***, неверная сумма валоризации – ***). Увеличение страховой части пенсии в результате корректировки составило *** верный размер пенсии – ***
С *** произведена индексация размера пенсии на 6,6% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2013 № 26. Неверный размер пенсии после повышения составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена индексация размера пенсии на 3,3% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 № 264. Неверный размер пенсии после повышения составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам (сумма учтенных страховых взносов составила ***). Неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***. Увеличение страховой части пенсии в результате корректировки составило ***, верный размер пенсии – ***
С ***, с учетом индексации размера пенсии на 6,5% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 № 46, неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С ***, с учетом индексации размера пенсии на 1,7% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 № 241, неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***, верный размер пенсии – ***
С *** произведена корректировка страховой части пенсии по страховым взносам (сумма учтенных страховых взносов составила ***). Неверный размер пенсии составил – *** неверная сумма валоризации – ***. Увеличение страховой части пенсии в результате корректировки составило ***, верный размер пенсии – ***
После вступления в силу с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на *** составляла 64,10 рублей.
С *** неверный размер пенсии составил *** неверная величина индивидуального коэффициента на *** составила *** верный размер пенсии – ***, верный ИПК – ***.
С *** неверный размер пенсии составил ***, в том числе фиксированная выплата с учетом *** (постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 39 и постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 40), верный размер пенсии – ***.
В связи с вступлением в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу указанного Федерального закона установлены трудовые пенсии подлежали уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий по состоянию на *** в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Закона. Такая корректировка произведена истцу без заявления в *** года.
Сумма взносов, учтенных на лицевом счете ФИО1, по данным персонифицированного (индивидуального) учета на ***, составила ***.
После проведенной корректировки неверный размер пенсии с *** составил – ***; с *** – ***.
Верный размер пенсии после корректировки должен был составлять: с *** – ***; с *** –***.
С *** неверный размер пенсии истца составил ***, верный размер пенсии должен был составлять ***.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, которые работали в *** году, в *** года произведено увеличение страховой пенсии (беззаявительный перерасчет), исходя из начисленных за *** год пенсионных баллов в денежном эквиваленте, но не более трех пенсионных баллов следующим образом: 3,000 (начисленные пенсионные баллы истца *** год).
Таким образом, с *** неверный размер пенсии истца составил *** верный размер пенсии – ***.
С *** неверный размер пенсии, с учетом индексации размера пенсии на 5,4%, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от ***№*** и от ***№***, составил – *** Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на *** составляла *** верный размер пенсии – ***.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.04.2017 стоимость пенсионного коэффициента установлена в размере ***, неверный размер пенсии составил - *** верный размер пенсии -***.
С *** на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» произведена индексация (повышение) размеров страховых пенсий: фиксированная выплата на 3,7%, стоимость ИПК (балла) страховой пенсии (за исключением фиксированной выплаты) установлена в размере ***.
После указанного повышения, с *** пенсия истца составила ***
С *** неверный размер пенсии в автоматизированном размере был пересчитан и с указанной даты составил ***.
Проверяя обоснованность уменьшения размера пенсии ФИО1, суд, проанализировав представленный ответчиком расчет, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении выплаты пенсии в прежнем размере и перерасчете пенсии не имеется.
При этом суд исходит из того, что расчет размера пенсии истца и ее выплата с *** приведены ответчиком в соответствие с нормами действующего пенсионного законодательства. Представленный ГУ-УПФ РФ в *** расчет пенсии является правильным и не противоречит закону, расчет размера пенсии произведен истцу по наиболее выгодным для него условиям.
Ссылка ФИО1 на положения части 3 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которым, если при перерасчете размера трудовой пенсии по старости размер страховой пенсии по старости не достигает получаемого пенсионером на день вступления настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере, подлежит отклонению, поскольку основана на ошибочном толковании истцом норм материального права.
В данном случае уменьшение размера пенсии истца связано не с перерасчетом по новым правилам размера пенсии, а произошло в связи с технической ошибкой при проведении валоризации в автоматизированном режиме с ***.
Разрешая требование о признании незаконным решения пенсионного органа, суд учитывает, что сопроводительное письмо от ***№***, с которым из ГУ-УПФ РФ в *** в адрес истца было направлено решение от ***№*** об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты, и в котором сообщено об уменьшении с *** размера пенсии, не является решением ГУ-УПФ РФ в ***, не разрешает какие-либо вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, и не влечет за собой никаких последствий как для истца, так и для ответчика, в связи с чем вопрос о недействительности сопроводительного письма от ***№*** не может быть рассмотрен судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** о признании незаконным решения, восстановлении выплаты пенсии в прежнем размере и перерасчете пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья подпись И.Э. Замбуржицкая