Дело № 2-303/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Карабатовой Е.В.
при секретаре Кириленко М.А.,
помощник судьи Родионовой Е.В.,
с участием
прокурора Флат В.В.,
рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Тегульдетского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Орехову В.А. о возложении обязанности устранить на пункте приема и отгрузки древесины нарушения правил пожарной безопасности,
установил:
прокурор Тегульдетского района Томской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Орехову В.А. (далее – ИП Орехову В.А.), в котором просит обязать ответчика в срок в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, 48 «г» нарушения правил пожарной безопасности, а именно: 1) Утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствие с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 ** «О противопожарном режиме»; 2) Провести обучение по пожарно-техническому минимуму лиц, допущенных к работе, в соответствие с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 3) В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок разместить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны в соответствие с п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 4) Разместить знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Обозначить места, специально отведенные для курения табака, знаками «Место для курения» в соответствие с п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 5) Обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 6) Под воздушными линиями электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) ликвидировать горючие кровли, навесы, а также открытые склады (штабели, скирды и др.) горючие вещества, материалы и изделия в соответствие с п.41 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 7) Устранить нарушения изоляции электропроводки и кабелей в помещениях, складах и на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А в соответствие с п.п. «а» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 8) Устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками предусмотренных конструкцией светильника в помещениях, складах и бытовках на территории пункта приема и отгрузки древесины в соответствие с п.п. «в» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 9) Очистить объект и прилегающую к нему территорию, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (опилок, щепы, отходы лесопиления в соответствие с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 10) Очистить противопожарные расстояния от объектов защиты и сооружений различного назначения от горючих материалов, мусора, отходов древесных, и других горючих материалов в соответствие с п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 11) Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов расположить от ограждения на расстоянии не менее 15 метров в соответствие с п. 4.12 Свода правил СП 114.13330 Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003; 12) Обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе не более 200 метров, обеспечивающих нормативный расход воды в соответствие со ст. 62, ст. 68, ст. 99 Ф3-123; п.6.8.51, таблица 38 СП 4.13130.2013, п. 5.7, таблица 5, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.131302009); п. 4.10, раздел 12, Таблица 4, п. 13.2, Таблица 5 СНиП 21-03-2003; 13) Для навесов складов лесоматериалов обеспечить установку оповещения людей о пожаре, на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.) в соответствие с п. 11.5 СНиП 21-03-2003, п. 6.8.33 СП 4.13130.2013; ч.2 ст. 54 ФЗ - 123; 14) На территории открытых складов лесоматериалов обеспечить установку адресной электрической пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями в соответствие с п. 6.8.30 Сп 4.13130.2013; п. 11.1 СНиП 21-03-2003; ч.2 ст. 54 Ф3-123; 15) Нанести на огнетушители, установленные на объекте защиты, порядковые номера в соответствие с п. 475 ППР № 390; 16) Обеспечить наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Завести специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в соответствие с п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 17) Укомплектовать пожарные щиты покрывалом, вилами в соответствие с п. 482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 18) Установить бочки для хранения воды рядом с пожарными щитами объемом не менее 0,2 куб.метра, укомплектованные ведрами. Обеспечить наличие ящиков для песка объемом не менее 0,5 куб. метра, укомплектованными совковыми лопатами соответствие с п. 483 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; 19) Обеспечить пункт приема и отгрузки древесины достаточным количеством огнетушителями по нормам согласно пунктам 468, 471 и 474 и приложениям № 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Тегульдетского района Томской области с привлечением специалистов проведена проверка исполнения ИП Ореховым В.А. требований законодательства при осуществлении деятельности по распиловке древесины, деревообработке и торговле пиломатериалами по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, 48 «г», которую ответчик ведет с 06.03.2018 по настоящее время. Установлено, что по указанному адресу у ИП Орехова В.А. организована производственная площадка с нежилыми помещениями, в которых размещен деревообрабатывающий ленточнопильный станок «Алтай 900», «Атлант», кромочный станок, рама лесопиления - станок «РТ 40», запитанные от электричества, 3 печи на дровах. Также по указанному адресу у ИП Орехова В.А. имеется прилегающая территория, на которой расположен круглый лес, пиломатериал, дрова для отопления. Таким образом, ИП Орехов В.А. по адресу: ул. Маяковского, 48 «г» в с. Тегульдет Тегульдетского района Томской области осуществляет деятельность по организации пункта приема и отгрузки древесины. Земельный участок по указанному адресу ИП Орехов В.А. использует в соответствии с договором субаренды земельного участка от 01.02.2018, заключенным со С. (С. с администрацией Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области от 20.10.2014 № **). У ИП Орехова В.А. по указанному адресу работают: по трудовому договору Л. (станочник, ремонт, обслуживание, подготовка к работе станков), по договорам подряда подсобные рабочие Т., Е. (сортировка пиломатериалов), Ш. (контролер лесного производства), М. (подсобный рабочий), К. (представитель, организует деятельность пункта приема и отгрузки древесины). Также в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности: 1) На пункте приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А. отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п. 2 ППР № 390); 2) К работе допущены лица без прохождения обучения по пожарно- техническому минимуму (п. 3 ППР № 390); 3) В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР № 390); 4) Руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Запрещается курение на территории и в помещениях складов. Руководитель организации не обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, не обозначаются знаками «Место для курения» (п. 14 ППР № 390); 5) Руководитель организации не обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии п. 20 ППР № 390, главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 - ФЗ; 6) Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий (п. 41 ППР № 390); 7) Допускается эксплуатация электропроводки и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в помещениях, складах и на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А (п.п. «а» п. 42 ППР № 390); 8) Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренных конструкцией светильника в помещениях, складах и бытовках на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А (п.п. «в» п. 42 ППР № 390); 9) Не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории на пункте приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (опилок, щепы, отходы лесопиления) (п. 77 ППР № 390); 10) На территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А. противопожарные расстояния от объектов защиты и сооружений различного назначения используются для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, и других горючих материалов (п. 79 ППР № 390); 11) Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются от ограждения на расстоянии менее 15 метров (п. 4.12 Свода правил СП 114.13330 Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21- 03-2003); 12) При открытом хранении лесоматериалов, щепы и опилок не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе не более 200 метров, обеспечивающих нормативный расход воды (ст. 62, ст. 68, ст. 99 Ф3-123; п.6.8.51, таблица 38 СП 4.13130.2013, п. 5.7, таблица 5, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.131302009); п. 4.10, раздел 12, Таблица 4, п. 13.2, Таблица 5 СНиП 21-03-2003); 13) Для навесов складов лесоматериалов не предусмотрено оповещение людей о пожаре, на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно- поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.) (п. 11.5 СНиП 21-03-2003, п. 6.8.33 СП 4.13130.2013; ч.2 ст. 54 ФЗ - 123); 14) На территории открытых складов лесоматериалов не предусмотрена адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями (п. 6.8.30 Сп 4.13130.2013; п. 11.1 СНиП 21-03-2003; ч.2 ст. 54 Ф3-123); 5) Огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковые номера (п. 475 ППР № 390); 16) Руководитель организации не обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы (п. 478 ППР №390); 17) Пожарные щиты не укомплектованы достаточным немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (отсутствуют покрывало, вилы) (п. 482 ППР № 390); 18) Отсутствуют бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, объем не менее 0,2 куб.метра и укомплектованные ведрами, ящики для песка объемом не менее 0,5 куб.метра, не укомплектованы совковой лопатой (п. 483 ППР № 390); 19) Пункт приема и отгрузки древесины не обеспечен достаточным количеством огнетушителями по нормам согласно пунктам 468, 471 и 474 и приложениям № 1 и I ППР № 390 (отсутствуют запасные огнетушители). Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. С целью устранения вышеуказанных нарушений законодательства 27.08.2019 прокуратурой Тегульдетского района Томской области ИП Орехову В.А. уже вносилось представление, однако по результатам его рассмотрения к настоящему времени каких- либо конкретных мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства им так и не принято.
Истец прокурор Флат В.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила доводы, указанные в иске, считать за её пояснения в суде, требования удовлетворить.
Ответчик ИП Орехов В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не уведомил и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд от него не поступало.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения прокурора Флат В.В., изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жизнь и охрану здоровья (статьи 20 и 41). В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пунктам 1,2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (п. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (п. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (п. 4).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Так, п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ) предусмотрено, что в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
Пунктом 3 указанных ППР РФ предусмотрено, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 6 указанных ППР РФ предусмотрено, что складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
В пункте 14 указанных ППР РФ указано, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках, за исключением мест, специально отведенных для курения табака в соответствии с законодательством. Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".
В пункте 20 указанных ППР РФ указано, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п. 42 указанных ППР РФ запрещается: а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с п. 77 указанных ППР РФ руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
Согласно пункту 79 указанных ППР РФ запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
В силу пункта 468 указанных ППР РФ в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей. Требования по защите считаются выполненными при использовании огнетушителей более высокого ранга в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, при условии, что расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не превышает норм, установленных пунктом 474 настоящих Правил.
Согласно пункту 471 указанных ППР РФ огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
На основании пункта 474 указанных ППР РФ расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя (с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования) не должно превышать 20 метров для помещений административного и общественного назначения, 30 метров - для помещений категорий А, Б и В1 - В4 по пожарной и взрывопожарной опасности, 40 метров - для помещений категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности, 70 метров - для помещений категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности. Здания и сооружения производственного и складского назначения дополнительно оснащаются передвижными огнетушителями в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 475 указанных ППР РФ предусмотрено, что каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой.
Согласно пункту 478 указанных ППР РФ руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы.
В силу пункта 482 указанных ППР РФ пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6.
Согласно пункту 483 указанных ППР РФ бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. метра и комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. метра и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий (пункт 1). Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара (пункт 2). Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 4).
Статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими, в том числе применением автоматических и (или) автономных установок пожаротушения (пункт 10).
Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (пункт 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (пункт 2). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (пункт 3).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
Статьей 99Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.
2. Запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.
В силу ст. 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Так, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и следует из Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 19.01.2018, выданном Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 ПО Томской области, Орехов В.А. является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП **), поставлен на учет 19.01.2018 в Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск Томской области в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Департаментом лесного хозяйства Томской области ИП О. выдано свидетельство № ** от 06.03.2018 о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, д. 48 г.
Администрацией Тегульдетского сельского поселения 20.10.2014 предоставлялся земельный участок по указанному адресу для складирования и продукции его переработки, что следует из договора № ** аренды земельного участка от 20.10.2014, заключенного между Администрацией Тегульдетского сельского поселения и В., акта приема-передачи земельного участка от 20.10.2014, договора субаренды земельного участка от 01.02.2018, заключенного между С. и ИП Ореховым В.А. на срок по 05.10.2021.
Прокуратурой Тегульдетского района с привлечением специалистов проведена проверка исполнения ИП Ореховым В.А. требований действующего законодательства при осуществлении деятельности пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, д. 48 г, а именно требований законодательства при осуществлении деятельности по распиловке древесины, деревообработке и торговле пиломатериалами по указанному адресу.
В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу расположено предприятие ИП Орехова В.А., основным видом деятельности которого является распиловка и строгание древесины, деревообработка, торговля пиломатериалами; организована производственная площадка с нежилыми помещениями, на которых размещен деревообрабатывающий ленточнопильный станок «Алтай 900», «Атлант», кромочный станок, рама лесопиления – станок «РТ 40», запитанные от электричества, 3 печи на дровах. По вышеуказанному адресу у ИП Орехова В.А. также имеется прилегающая территория, на который расположен круглый лес, пиломатериалы, дрова, где ИП Орехов В.А. осуществляет деятельность по организации пункта приема и отгрузки древесины.
Кроме того, у ИП Орехова В.А. по вышеуказанному адресу работают: по трудовому договору Л. (станочник, ремонт, обслуживание, подготовка к работе станков), по договорам подряда подсобные рабочие Т., Е. (сортировка пиломатериалов), Ш. (контролер лесного производства), М. (подсобный рабочий), К. (представитель, организует деятельность пункта приема и отгрузки древесины).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: 1) На пункте приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А. отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п. 2 ППР № 390); 2) К работе допущены лица без прохождения обучения по пожарно- техническому минимуму (п. 3 ППР № 390); 3) В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР № 390); 4) Руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Запрещается курение на территории и в помещениях складов. Руководитель организации не обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, не обозначаются знаками «Место для курения» (п. 14 ППР № 390); 5) Руководитель организации не обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии п. 20 ППР № 390, главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 - ФЗ; 6) Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий (п. 41 ППР № 390); 7) Допускается эксплуатация электропроводки и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в помещениях, складах и на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А (п.п. «а» п. 42 ППР № 390); 8) Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренных конструкцией светильника в помещениях, складах и бытовках на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А (п.п. «в» п. 42 ППР № 390); 9) Не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории на пункте приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (опилок, щепы, отходы лесопиления) (п. 77 ППР № 390); 10) На территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А. противопожарные расстояния от объектов защиты и сооружений различного назначения используются для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, и других горючих материалов (п. 79 ППР № 390); 11) Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются от ограждения на расстоянии менее 15 метров (п. 4.12 Свода правил СП 114.13330 Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21- 03-2003); 12) При открытом хранении лесоматериалов, щепы и опилок не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе не более 200 метров, обеспечивающих нормативный расход воды (ст. 62, ст. 68, ст. 99 Ф3-123; п.6.8.51, таблица 38 СП 4.13130.2013, п. 5.7, таблица 5, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.131302009); п. 4.10, раздел 12, Таблица 4, п. 13.2, Таблица 5 СНиП 21-03-2003); 13) Для навесов складов лесоматериалов не предусмотрено оповещение людей о пожаре, на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно- поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.) (п. 11.5 СНиП 21-03-2003, п. 6.8.33 СП 4.13130.2013; ч.2 ст. 54 ФЗ - 123); 14) На территории открытых складов лесоматериалов не предусмотрена адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями (п. 6.8.30 Сп 4.13130.2013; п. 11.1 СНиП 21-03-2003; ч.2 ст. 54 Ф3-123); 5) Огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковые номера (п. 475 ППР № 390); 16) Руководитель организации не обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы (п. 478 ППР №390); 17) Пожарные щиты не укомплектованы достаточным немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (отсутствуют покрывало, вилы) (п. 482 ППР № 390); 18) Отсутствуют бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, объем не менее 0,2 куб.метра и укомплектованные ведрами, ящики для песка объемом не менее 0,5 куб.метра, не укомплектованы совковой лопатой (п. 483 ППР № 390); 19) Пункт приема и отгрузки древесины не обеспечен достаточным количеством огнетушителями по нормам согласно пунктам 468, 471 и 474 и приложениям № 1 и I ППР № 390 (отсутствуют запасные огнетушители).
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- актом проверки от 09.08.2019, от 24.12.2019 с приложением фотографий;
- объяснением представителя ИП Орехова В.А. - К. от 14.08.2019, который признал все установленные в ходе проверки нарушения, указал, что указанные нарушения законодательства имеют место исключительно по вине ИП Орехова В.А. и в ближайшее время будут приняты меры по устранению всех отмеченных нарушений законодательства;
- представлением прокуратуры Тегульдетского района Томской области от 27.08.2019, в котором указаны перечисленные нарушения, а также то, что основной причиной допущенных нарушений является игнорирование ИП Ореховым В.А. требований законодательства в обозначенных сферах при условии отсутствия в штате его работников специалистов, отвечающих за соблюдение требований экологического законодательства и законодательства об охране труда. Также одним из условий нарушения требований экологического законодательства является отсутствие контроля со стороны ИП Орехова В.А. за деятельностью подчиненных работников;
- актом о рассмотрении представления прокуратуры Тегульдетского района Томской области, из которого следует, что ИП Ореховым В.А. принимаются меры к их устранению и недопущению впредь. Подробный перечень принятых мер ИП Орехов В.А. предоставит дополнительно. Одно, указанный перечень представлен не был, и по результатам проверки к настоящему времени каких- либо конкретных мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства ИП Ореховым В.А. так и не принято.
Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь, здоровье и имущества неопределенного круга лиц, а также то, что в отношении ИП Орехова В.А. ранее 27.08.2019 уже выносилось представление об устранении нарушений требований законодательства при организации деятельности пункта приема и отгрузки древесины, которое ответчиком не исполнено по настоящее время, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Тегульдетского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Орехову В.А. о возложении обязанности устранить на пункте приема и отгрузки древесины нарушения правил пожарной безопасности, расположенного по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, 48 «г», являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.
При таком положении, суд принимая во внимание, что заявленные исковые требования Тегульдетского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, судом удовлетворены, то ИП Орехов В.А. обязан в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Тегульдетского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Орехову В.А. о возложении обязанности устранить на пункте приема и отгрузки древесины нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Орехова В.А. (ОГРНИП **) в срок в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Маяковского, 48 «г» нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
1) Утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствие с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
2) Провести обучение по пожарно-техническому минимуму лиц, допущенных к работе, в соответствие с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
3) В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок разместить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны в соответствие с п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
4) Разместить знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Обозначить места, специально отведенные для курения табака, знаками «Место для курения» в соответствие с п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
5) Обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
6) Под воздушными линиями электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) ликвидировать горючие кровли, навесы, а также открытые склады (штабели, скирды и др.) горючие вещества, материалы и изделия в соответствие с п.41 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
7) Устранить нарушения изоляции электропроводки и кабелей в помещениях, складах и на территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Орехов В.А. в соответствие с п.п. «а» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
8) Устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками предусмотренных конструкцией светильника в помещениях, складах и бытовках на территории пункта приема и отгрузки древесины в соответствие с п.п. «в» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
9) Очистить объект и прилегающую к нему территорию, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (опилок, щепы, отходы лесопиления в соответствие с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
10) Очистить противопожарные расстояния от объектов защиты и сооружений различного назначения от горючих материалов, мусора, отходов древесных, и других горючих материалов в соответствие с п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
11) Штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов расположить от ограждения на расстоянии не менее 15 метров в соответствие с п. 4.12 Свода правил СП 114.13330 Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003;
12) Обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе не более 200 метров, обеспечивающих нормативный расход воды в соответствие со ст. 62, ст. 68, ст. 99 Ф3-123; п.6.8.51, таблица 38 СП 4.13130.2013, п. 5.7, таблица 5, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.131302009); п. 4.10, раздел 12, Таблица 4, п. 13.2, Таблица 5 СНиП 21-03-2003;
13) Для навесов складов лесоматериалов обеспечить установку оповещения людей о пожаре, на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации (сирены, колокола и т.д.) в соответствие с п. 11.5 СНиП 21-03-2003, п. 6.8.33 СП 4.13130.2013; ч.2 ст. 54 ФЗ - 123;
14) На территории открытых складов лесоматериалов обеспечить установку адресной электрической пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями в соответствие с п. 6.8.30 Сп 4.13130.2013; п. 11.1 СНиП 21-03-2003; ч.2 ст. 54 Ф3-123;
15) Нанести на огнетушители, установленные на объекте защиты, порядковые номера в соответствие с п. 475 ППР № 390;
16) Обеспечить наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Завести специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в соответствие с п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
17) Укомплектовать пожарные щиты покрывалом, вилами в соответствие с п. 482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
18) Установить бочки для хранения воды рядом с пожарными щитами объемом не менее 0,2 куб.метра, укомплектованные ведрами. Обеспечить наличие ящиков для песка объемом не менее 0,5 куб. метра, укомплектованными совковыми лопатами соответствие с п. 483 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
19) Обеспечить пункт приема и отгрузки древесины достаточным количеством огнетушителями по нормам согласно пунктам 468, 471 и 474 и приложениям № 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.В. Карабатова
УИД: 70RS0009-01-2020-000128-74