ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-303/2013 от 03.06.2013 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-303/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» июня 2013 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Мухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к УФПС Владимирской области - филиалу ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточнений к УФПС Владимирской области - филиалу ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в почтовое отделение г. Покрова для получения заказного письма, но ему было отказано в связи с отсылкой письма адресату и отказала сделать отметку в получении на бланке извещения. Считает, что нарушен срок пересылки почтовых отправлений, правила обработки и вручения судебных заказных писем. Считает, что обычные заказные письма должны храниться на почте один месяц, а не семь дней. На его извещениях нет отметки, что ему поступило судебное письмо. В связи с этим нарушены его права потребителя. Сам факт отсылки адресату ответчиком заказного письма с важными для него документами нанес ему моральный вред, который он оценивает в ### рублей. Своим внутренними приказом от ДД.ММ.ГГГГ### «Почта России» сократила срок хранения заказных писем и бандеролей разряда «судебное», установив, что они возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления в отделение почтовой связи. В связи с этим считает действия ФГУП «Почта Россия» незаконными и нарушающими его права. Полученные им ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ извещения свидетельствуют о нарушении срока доставки писем. Об этом свидетельствуют извещения о заказном письме от ДД.ММ.ГГГГ, полученное им ДД.ММ.ГГГГ после истечения срока их хранения на почте. Несоблюдение работниками связи особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений раздела «Судебное» и неполнота записи о причине невручения уведомления препятствуют признанию лица извещенным надлежащим образом, что исключает принятие итогового судебного акта в отсутствии не явившихся участников судебного процесса. Из-за нарушений в работе почты он периодически не получает своевременно судебные акты и их отсылают в суд.

Просит возложить на ответчика обязанность хранить всю поступающую на его имя всю регистрируемую почтовую корреспонденцию, в том числе и судебную в течение месяца; взыскать компенсацию морального вреда в сумме ### рублей; обязать ответчика вернуть ему все заказные письма, отправленные адресату с нарушаем доставки в период с ДД.ММ.ГГГГ за счет ответчика; обязать ответчика сообщать ему куда отправлена корреспонденция им не полученная.

В суде ФИО1 поддержал исковые требования.

Представитель ответчика УФПС Владимирской области - филиалу ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО2 в суде показала, что согласно ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17.07.1999 г. и п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления в зависимости от способа обработки подразделяются на простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении и регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. В квитанции указывается вид и категория почтового отправления, фамилия (наименование) адресата, наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (п.32 Правил).

Почтовые отправления доставляются (вручаются) в объектах почтовой связи. При невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений может быть продлен по заявлению отправителя или адресата в соответствии с п.п. 33, 35 Правил оказания услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «Судебное» не врученные адресатам возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

При неявки адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Претензии к оператору почтовой связи о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления (ст. 37 ФЗ «О почтовой связи»). Претензии предъявляются в письменном виде. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанции, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления и т.п.), и в случае предъявлении претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причинённого ущерба (п. 53 Правил). В соответствии со ст. 37 ФЗ «О почтовой связи», в случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Претензий от истца в адрес ответчика по неполучению заказного письма не поступало.

Кроме того, истцом не представлена информация о данном заказном письме, который был возвращен обратно отправителю (кто отправлял письмо так же неизвестно), а именно: доказательство, что на имя данного адресата поступило заказное письмо (извещение на получение заказного письма, в, котором указывается идентификационный номер данного письма, вид почтового отправления, дата отправки и получения данного письма), не имея данной информации, невозможно установить действительно ли письмо было получено отделением почтовой связи на имя данного адресата.

Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Факт причинения вины ответчику - ФГУП «Почта России» так же не доказан и не подтвержден документально.

ФГУП «Почта России» не имея указанных данных не может идентифицировать данное письмо о котором идет речь в исковом заявлении, в связи с чем не возможно предоставить информацию о том, какие именно заказные письма (судебные или иные) доставлялись и вручались лично адресату.

Требованиям истца по предоставлению всей корреспонденции, приходящей на его адрес за период 2012 г. считает необоснованными, поскольку в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи (п. 32 правил) почтовые отправления о которых говорит истец являются регистрируемыми почтовыми отправлениями, при оформлении которых выдается квитанция в которой указывается: вид и категория почтового отправления, фамилия адресата (либо наименование юридического лица), номер почтового отправления.

Истцом не предоставлена информация по которой можно было идентифицировать поступающие на его адрес заказные письма. Кроме того в соответствии с п.п. 33, 35 Правил - почтовые отправления хранятся в объектах почтовой связи в течении месяца. Срок хранения почтовых отправлений может быть продлен только при наличии письменного заявления адресата или отправителя. Не полученные адресатами регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, первичное извещение выписано ДД.ММ.ГГГГ, вторичное -ДД.ММ.ГГГГ Получатель за письмом не явился и по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю. Контрольные сроки возврата заказного письма категории «Судебное» не нарушены, что подтверждается извещением ф.22. Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ и вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением ф.22 с подписью ФИО1 Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, первичное извещение выписано ДД.ММ.ГГГГ, вторичное ДД.ММ.ГГГГ Получатель за письмом не явился и по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю. Контрольные сроки возврата заказного письма с уведомлением категории «Судебное» не нарушены, что подтверждается извещением ф.22. Заказная бандероль ### поступила в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением ф. 22 с подписью ФИО1

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Управление Роспотребнадзора в суд не явился.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что работает начальником почтового отделения связи г. Покрова Владимирской области. Почтовое отделение работает в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Почтовая корреспонденция на имя ФИО1 поступает в отделение почтовой связи г. Покрова. Извещения почтальоном сразу же доставляются ФИО1 Однако, адресат часто отсутствует дома. При отсутствии получателя, извещения опускаются в почтовый ящик. Через три дня они вторично доставляют извещения о поступившей заказной корреспонденции. Если в течение семи дней заказная корреспонденция с отметкой «судебное» не получена адресатом, она возвращается отправителю. Письменные претензии от ФИО1 в отделение связи не поступали. ФИО1 просил, чтобы ему делали отметки о причинах возврата заказных писем на почтовых извещениях, но ему было отказано, поскольку это не предусмотрено правилами оказания услуг почтовой связи.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, в том числе договоров об оказании услуг.

Пунктом 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи» установлено, что правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи», ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, которыми регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжении такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17.07.1999 г. и п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления в зависимости от способа обработки подразделяются на простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении и регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. В квитанции указывается вид и категория почтового отправления, фамилия (наименование) адресата, наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (п. 32 Правил).

В соответствии с п.п. 33, 35 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления доставляются (вручаются) в объектах почтовой связи. При невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений может быть продлен по заявлению отправителя или адресата. Почтовые отправления разряда «Судебное» не врученные адресатам возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

При неявки адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Установлено, что непосредственное оказание услуг почтовой связи ФИО1 осуществляется отделениями почтовой связи федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» г. Покрова Владимирской области.

В своих исковых требованиях ФИО1 указывает, что его права были нарушены при получении заказных писем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в почтовом отделении г. Покрова Владимирской области.

На основании Порядка оформления и хранения письменной корреспонденции разряда «Судебное», введенные в действие приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 г. N 343, заказные почтовые отправления разряда «судебное» хранятся в отделении почтовой связи г. Покрова Владимирской области в течение 7 календарных дней, в случае неполучения писем адресатам, по истечению срока хранения возвращаются отправителю.

Установлено, что заявлений на розыск почтовых отправлений от ФИО1 не поступало.

Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, первичное извещение выписано ДД.ММ.ГГГГ, вторичное -ДД.ММ.ГГГГ Получатель за письмом не явился и по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю. Контрольные сроки возврата заказного письма категории «Судебное» не нарушены, что подтверждается извещением ф.22, распечаткой отслеживания РПО в системе ОАСУ РПО, накладными на выдачу извещений ф. 22 в доставку почтальону, накладной на возврат заказного письма.

Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ и вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением ф.22 с подписью ФИО1

Заказное письмо ### поступило в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, первичное извещение выписано ДД.ММ.ГГГГ, вторичное ДД.ММ.ГГГГ Получатель за письмом не явился и по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю. Контрольные сроки возврата заказного письма с уведомлением категории «Судебное» не нарушены, что подтверждается извещением ф. 22, распечаткой отслеживания РПО в системе ОАСУ РПО, накладными на выдачу извещений ф. 22 в доставку почтальону, накладной на возврат заказного письма.

Заказная бандероль ### поступила в ОПС Покров ДД.ММ.ГГГГ, вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением ф. 22 с подписью ФИО1

ФИО1 с заявлениями на розыск возвращенных заказных писем в отделение почтовой связи г. Покрова Владимирской области не обращался

В иске ФИО1 также указал на неправомерные действия сотрудников отделения связи г. Покрова Владимирской области.

Истцом не представлено доказательств того, что начальником и сотрудниками вышеуказанных отделений почтовой связи были допущены нарушения прав истца, что направляемые ему почтовые отправления были не получены и возвращены за истечением срока хранения, именно в результате неправомерных действий сотрудников ФГУП «Почта России».

Требования истца об обязании ответчика хранить всю поступающую в его адресу почтовую корреспонденции, сообщать ему куда отправлена корреспонденция им не полученная, не основаны на законе, работа отделений почтовой связи регламентирована Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, моральный вред определяется как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат поскольку суду не представлено доказательств причинения истцу физических или нравственных страданий, которые бы нарушили личные неимущественные права истца, либо посягали на другие нематериальные блага, не доказана причинно-следственная связь между фактом отсылки адресату ответчиком заказного письма с важными документами и действиями ответчиков.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку вина в причинении морального вреда ФГУП «Почта России», сотрудниками почтового отделения г. Покрова Владимирской области при оказании истцу почтовых услуг отсутствует.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Исходя из представленных документов, непосредственное оказание услуг почтовой связи ФИО1 осуществлялось отделениями почтовой связи г. Покрова федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

Не имеется доказательств того, что ФИО1 предъявлял претензии к почтовому отделению связи или направлял в вышестоящие инстанции жалобы на плохую работу и ненадлежащее обслуживание граждан сотрудниками почтового отделения г. Покрова.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к УФПС Владимирской области - филиалу ФГУП «Почта России» об обязании работать в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи,, хранить судебную почтовую корреспонденцию в течении месяца, взыскании компенсации морального вреда в сумме ### рублей, обязании вернуть все заказные письма за период с ДД.ММ.ГГГГ, обязании сообщать куда отправлена не полученная им корреспонденция, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Мотивированное решение составлено 10.06.2013 г.

Судья Н.Н. Киселева