ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-303/2013 от 27.08.2013 Вытегорского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-303/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вытегра                           27 августа 2013 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Воронцова Л.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заварзина А.Н. к УМВД России по <данные изъяты> области о признании незаконным отказа в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру и возложении обязанности согласовать прекращение права оперативного управления на квартиру,

у с т а н о в и л :

Истец Заварзин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по <данные изъяты> области (далее по тексту УМВД России по <данные изъяты> области) о признании незаконным отказа в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру и возложении обязанности согласовать прекращение права оперативного управления на квартиру, указав в обоснование, что он зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение передано в оперативное управление ОМВД России по <данные изъяты> району. ДД.ММ.ГГГГ он направил в УМВД России по <данные изъяты> области ходатайство о согласовании прекращения права оперативного управления на указанную выше квартиру в связи с намерением провести приватизацию жилья. В удовлетворении данного ходатайства ему было отказано в связи с тем, что согласно ст.54 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» используемые полицией земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Истец не согласен с этим, поскольку не просил согласовывать вопрос о передаче указанной квартиры третьим лицам на правах аренды, безвозмездного пользования или иных правах, а также о прекращении права собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации. Спорная квартира является собственностью <данные изъяты> области и в федеральную собственность не передана, статус служебного жилья квартире не придан. Квартира приобреталась истцом по договору купли-продажи и предназначалась для проживания. Она никаким образом не обеспечивает деятельность полиции и не влияет на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» ответчик вправе согласовывать распоряжение недвижимым имуществом истца. Просит отменить отказ УМВД России по <данные изъяты> области в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и обязать ответчика согласовать прекращение права оперативного управления на данную квартиру.

В судебное заседание истец Заварзин А.Н. не явился, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Федоскова И.О. поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнив, что квартира была приобретена ОВД по <данные изъяты> району именно для проживания Заварзина А.Н., являющегося начальником ОВД, однако подтвердить это в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия надлежаще оформленных документов. Квартира до настоящего времени в федеральную собственность не передана.

Представитель ответчика УМВД России по <данные изъяты> области по доверенности Билев В.А. в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с исковым заявлением не согласны, просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку статуса служебного жилого помещения квартире, расположенной по адресу: <адрес>, присвоено не было в связи с тем, что ОМВД России по <данные изъяты> району в нарушение требований ч.9 ст.54 ФЗ «О полиции» не произвел регистрацию права собственности Российской Федерации. Согласно справки жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <данные изъяты> области от 26.07.2013 г. №, решения ЖБК по распределению данной квартиры не принималось. Заварзин А.Н. не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел (на 1 марта 2005 г.). Полагают, что отказ в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру был дан законно и обоснованно, оснований для приватизации или иного отчуждения квартиры (отказа от права оперативного управления) не имеется.

Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, вопрос об удовлетворении заявленных истцом требований оставляют на усмотрение суда, поясняют, что спорная квартира была приобретена ОВД <данные изъяты> района по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с условиями договора поступила в оперативное управление ОВД <данные изъяты> района и в собственность <данные изъяты> области. На момент приобретения квартиры действовал Закон РФ «О милиции», которым было предусмотрено, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений, поэтому в бюджете области выделялись денежные средства для правоохранительных органов без разбивки по статьям и видам расходов бюджета, за счет указанных средств и была приобретена квартира. Поскольку средства были выделены из бюджета области, в договоре было указано, что квартира поступает в областную собственность. Право собственности <данные изъяты> области и право оперативного управления ОВД <данные изъяты> района были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку именно ОВД <данные изъяты> района выступало в качестве приобретателя и балансодержателя квартиры, оно вправе было осуществить и предоставление ее гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма или как служебного жилья по договору найма специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, в Департаменте отсутствуют сведения о том, кому и на каких условиях была предоставлена настоящая квартира. В настоящее время ФЗ «О полиции» предусмотрено, что финансирование полиции осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, а статьей 54 определено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до осуществления такой передачи органы полиции вправе безвозмездно использовать такое имущество. Департаментом ведется работа по передаче имущества, ранее закрепленного за ОВД <данные изъяты> района, в федеральную собственность. В связи с чем в настоящее время в Реестре собственности <данные изъяты> области вышеуказанная квартира не учитывается. Департамент считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку из искового заявления следует, что конечной целью истца является получение спорной квартиры в собственность в соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, а исковые требования сводятся к обязанию прекратить право оперативного управления на квартиру.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истец Заварзин А.Н., являясь начальником ОМВД России <данные изъяты> району, обратился в УМВД России по <данные изъяты> области с ходатайством о согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с намерением провести ее приватизацию. Однако, в согласовании данного вопроса УМВД России по <данные изъяты> области было отказано в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «О полиции» все используемые полицией жилые помещения должны быть переданы в федеральную собственность.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «СК» и отделом внутренних дел <данные изъяты> района <данные изъяты> области был заключен договор купли-продажи квартиры за №, в соответствии с которым ОВД <данные изъяты> района (в дальнейшем ОМВД России по <данные изъяты> району) принял в оперативное управление принадлежащую Продавцу (ЗАО «СК») квартиру № в доме № по <адрес>. Согласно договора данная квартира вступает в государственную собственность <данные изъяты> области и поступает в оперативное управление ОВД <данные изъяты> района. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности <данные изъяты> области и право оперативного управления ОВД <данные изъяты> района на данную квартиру зарегистрированы в ЕГРПНС за кадастровым номером <данные изъяты>. Таким образом, в соответствии со ст.299 ГК РФ квартира поступила в оперативное управление ОВД <данные изъяты> района и была учтена на балансе ОВД <данные изъяты> района. Поскольку ОВД <данные изъяты> района являлось приобретателем и балансосодержателем данной квартиры, оно было вправе осуществить предоставление квартиры гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма или по договору найма специализированного жилищного фонда (как служебное жилье). Однако, согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной начальником ООТО УМВД России по <данные изъяты> области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не имеет статуса служебного жилого помещения в связи с тем, что ОМВД России по <данные изъяты> району не произвел регистрацию права собственности Российской Федерации, решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <данные изъяты> области по вопросу распределения данной квартиры отсутствуют. Из отзыва Департамента имущественных отношений <данные изъяты> области также следует, что там отсутствуют сведения о том, кому и на каких условиях была предоставлена данная квартира. Согласно отзыва УМВД России по <данные изъяты> области, по состоянию на 01 марта 2005 года Заварзин А.Н. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел не состоял. Таким образом, истцом не предъявлено никаких доказательств, на основании чего ему была предоставлена вышеуказанная квартира.

Кроме того, на основании ст.ст.47,48, 54 Федерального Закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что финансирование полиции осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, и используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с этим в Реестре собственности <данные изъяты> области, согласно письма Департамента имущественных отношений <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, данная квартира не учитывается.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.

В соответствии с п.3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке выполняет функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации; согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, УМВД России по <данные изъяты> области, являясь учредителем ОМВД России по <данные изъяты> району, имеет право, а не обязанность согласовывать распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в оперативном управлении ОМВД России по <данные изъяты> району.

В соответствии со ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Никаких оснований для прекращения права собственности на квартиру в данном случае не имеется.

С учетом изложенного, суд считает отказ УМВД России по <данные изъяты> области в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру по адресу: <адрес>, законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Заварзина А.Н. к УМВД России по <данные изъяты> области о признании незаконным отказа в согласовании прекращения права оперативного управления на квартиру и возложении обязанности согласовать прекращение права оперативного управления на квартиру, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья                                   Л.В.Воронцова

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 03 октября 2013 года.