ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-303/2014 от 04.04.2014 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

 Дело № г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Центральный районный суд <адрес> в составе

 председательствующего : Сулеймановой А.С.,

 при секретаре: П,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ПМ к ООО «<данные изъяты>» о защите прав потребителей,

 УСТАНОВИЛ:

 ПМ обратилась в суд с иском к ООО <данные изъяты>» о защите прав потребителей. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял у нее на дому тунику зеленого цвета. При принятии туники, ответчик, как всегда, не составил какого-либо акта приема-передачи, не заключил договор на оказание услуг по химчистке. Истице не была предоставлена необходимая и достоверная информация. Оказанная ответчиком услуга выполнена с недостатками, т.к. ответчик испортил вышеуказанную тунику, оставив на ней след от утюга. Данные недостатки не могли быть установлены при обычном способе приемки, т.к. не являются явными, из-за особенности расцветки материала. Поэтому они были обнаружены мною позднее, когда истица одела тунику. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с требованием безвозмездного устранения недостатков. Ответчик отказался удовлетворять ее законное требование, мотивируя это тем, что данные недостатки уже были при приемке ответчиком.

 Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., штраф в размере 50% от суммы взыскиваемой в пользу потребителя, а также судебные расходы: за удостоверение доверенности 700 руб., составление искового заявления 3 000 руб., подготовка пакета документов в суд 2 000 руб., услуги представителя 5 000 руб.

 В судебном заседании истец ПМ настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснила, что туника из натурального шелка, практически новая, одевала ее раза два-три, сама истица её не стирала, сдала в химчистку. Услугами ответчика пользуется много лет. Работник из химчистки сам приезжает за вещами, никакого акта не составляет, потом привозит вещи назад, выдает квитанцию, в которой она расписывается. При передаче туники из химчистки, сразу истица недостаток на ней не заметила, т.к. он в глаза не бросается. А позднее, надев тунику, обнаружила дефект, которого ранее не было. Указала, что в квитанции, которую она подписала, на первом листе в описании повреждений принимаемых в чистку вещей, не был указан недостаток туники – раздвижка нитей. Первый лист квитанции ответчик заменил.

 Представитель истца Ф, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя.

 Ответчик ООО «<данные изъяты>» в лице представителя Ш, действующей на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что при возврате вещи из химчистки, истица расписалась, что претензий не имеет. Позже обратилась к ним с претензией. Однако, вина ответчика в наличии недостатка установлена не была. На тунике имеется растяжка нитей, дефект может усиливаться после каждой химчистки, возможно он существовал еще при покупке вещи. При приеме вещи в химчистку данный дефект присутствовал, что отражено в квитанции, истица была предупреждена о данном недостатке. Также указала, что квитанция, в случае получения вещей в химчистку на дому у заказчика, подписывается заказчиком при получении вещей из химчистки.

 Суд, выслушав мнение сторон, допросив эксперта, свидетеля, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

 Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах, работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 Данный закон определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести, либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 В соответствии с п. 1ст. 10 «Закона о защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

 Согласно ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

 Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 В соответствии с п.1 ст. 29 «Закона о защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 В соответствии с п. 4 ст. 29 «Закона о защите прав потребителей», исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

 В соответствии с п.6. ст. 29 «Закона о защите прав потребителей», в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать: соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами; отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

 Согласно ст. 30 «Закона о защите прав потребителей», недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.

 Согласно ст. 15 «Закона о защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1007), договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

 В соответствии со ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ПМ обратилась к ответчику за оказанием услуг по химчистке вещей, в том числе туники зеленого цвета.

 После получения вещей из химчистки, истицей были обнаружены недостатки туники, выразившиеся в деформации ткани, дефект похож на след от утюга.

 ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ООО «<данные изъяты>» с претензией о возмещении стоимости изделия, или приобретении новой аналогичной вещи. Из ответа на претензию следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор № на оказание услуг по чистке нескольких вещей, а именно; фасонного постельного белья (с ручным подглаживанием), блузки черного цвета, туники зеленого цвета, сарафана серо-черного цвета, брюк (бриджи) бежевого цвета. Согласно, Вашего заявления, одна из сданных в нашу организацию вещей - туника, по Вашему мнению, деформировалась, а именно - на изделии произошла деформация ткани, в виде оставление следа от утюга. Однако, при приемке вещей в чистку, сотрудник нашей организации, в письменном в виде перечислил имеющиеся дефекты на изделиях, а именно какие именно имеются недостатки эксплуатации на изделиях. В отношении зеленой туники указано, что на ней имеются: потёртости, заломы, присутствуют пятна и серость на изделии, а также имеется раздвижка нитей. Также Вы были уведомлены о том, что может произойти неполное удаление загрязнения и пятен, а также могут усилятся имеющиеся на изделии дефекты. С вышеуказанными дефектами и предупреждениями Вы были согласны, в связи, с чем внесли в кассу организации денежные средства за предоставленную Вам услугу. Предъявляя претензию, Вы говорите о том, что произошла деформация ткани, дефект похож на след от утюга. Однако Выши утверждения являются несостоятельными, так как Вы не правильно классифицируете имеющийся на изделии дефект. В данном случае дефект классифицируется как раздвижка нитей, что наша организация при приемке зафиксировала наличие данного дефекта, а также предупредила Вас о возможности проявления дефекта с усилением, с чем Вы были согласны и сдали изделие в ООО «Сервис-Леда». При таких обстоятельствах ООО «<данные изъяты>» не может удовлетворить Вашу претензию, поскольку со стороны исполнителя не выявлена некачественность выполненной услуги.

 Для установления наличия недостатков изделия, причин их образования определением суда от 21.10.2013г. назначена судебная товароведческая экспертиза. Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» № от 27.02.2014года, установлено: представленное на исследование швейное изделие из группы - плечевая одежда: женская блузка с маркировкой «Clips more», 42 размера, имеет дефекты и недостатки: разная ширина припуска для подгибки низа изделия; разница в размерах одноименных деталей: правый боковой шов длиннее левого на 10мм; наличие шовного мусора; искривление швов деталей швейного изделия; по спинке в правой нижней части проколы от игл, с образованием неустранимой раздвижки нитей переплетения ткани; по переду изделия в левой нижней части участки с раздвижкой нитей основного материала площадными размерами 16x11 и 9х6мм, сопровождается деформативным изменением первоначальной плоскостной формы основного материала. По результатам экспертного исследования установлено, что исследуемое швейное изделие имеет как производственные недостатки, так и недостатки, образовавшиеся после передачи товара потребителю по причине нарушения рекомендуемых производителем правил по уходу.

     Таким образом, экспертное заключение подтверждает тот факт, что недостатки на изделии образовались в результате нарушения рекомендуемых производителем правил по уходу.

 Опрошенный в судебном заседании эксперт В, суду пояснила, что она проводила экспертизу, является товароведом-экспертом ООО «<данные изъяты>», стаж в данной организации с 2013 года. Согласно ГОСТУ 2007, значок Р (подчеркнуто) означает профессиональную сухую чистку в тетрохлорэтилене, мягкий режим, подразумевается обработка в растворителе, чистка, полоскание, центрифугирование, сушка подходящими методами, сушка в барабане исключена. Технолог должен давать рекомендации по необходимым процессам. Допустима сушка только на горизонтальной поверхности. Швейное изделие выполнено из 100% шелка. Согласно символам по уходу за данным изделием, его нельзя стирать, отбеливать, глажение при максимальной температуре подошвы утюга 110 С, глажение с паром может вызвать необратимые повреждения; профессиональная сухая чистка в тетрахлорэтилене и во всех растворителях, перечисленных для символа F(углеводородах), мягкий режим, не применять сушку в барабане. Противоречий в маркировке она не увидела. В данном случае, изделие подвергалось отжиму и сушке в барабане, что запрещено. Согласно технологической карте все операции с изделием производились в машине. В процессе эксплуатации одежды из натурального шелка возможен ряд недостатков, таких как, натяжение в проймах, либо, если неправильно подобран размер, в участках наибольшего натяжения возможна раздвижка нитей. По переду изделия в левой нижней части два участка с изменением поверхностной структуры основного материала, сопровождающиеся раздвижкой нитей и изменением плоскостной формы основного материала, причина их возникновения - нарушение правил по уходу за изделием. При 20-ти кратном увеличении следов опала не установлено.

 Свидетель Г суду пояснила, что является заместителем директора по технологической части ООО «<данные изъяты>». Истец является клиентом с 1998 года. При приеме заказа на дому, водитель принимает изделие и оформляет рукописную квитанцию, так же объясняет о возможных дефектах. Заказ он доставляет в главный офис, находящийся на <адрес>. В случае, если неправильно оформлен заказ, составляется акт о возврате. В квитанции указывается описание изделия, наличие дефектов, стоимость заказа. Квитанция подписывается заказчиком при приеме изделий из хим. чистки. Выдача изделия производится по квитанции. Сам процесс химчистки сухой, т.е. заложили сухое изделие в машину и вытащили сухое. Производились отжим и сушка - в машине химчистки, которая запрограммирована, изменить программу невозможно. Сушка - это процесс, производимый после стирки (сухой чистки), процесс включает отжим и сушку.

 Согласно карте технологического процесса влажно-тепловой обработки туники зеленого цвета, проведены операции : отделка на гладильном столе: уложить изделия на поверхность гладильного стола время-1 сек, глажение спинки паровым утюгом на «воздушной подушке»время- 5 сек температура 110 С; глажение переда, паровым утюгом на «воздушной подушке» время-5 сек температура 110 С; навешивание изделия на плечики время- 1 сек.

 Из карты технологического процесса чистки туники следует, что процесс чистки происходил при загрузке изделий 60% от оптимальной в машине химической чистки, с временем обработки 1 мин. Мойка в машине химической чистки с применением материала ПХЭ охлажденный, режим обработки при температуре 15С в течение 3 мин, в режиме щадящего вращения. Отжим произведен в два приема в течение 1 мин, с применением ПХЭ охлажденный, сушка проведена в машине химической чистки при температуре 50С в течение 15 мин. Проветривание в машине химической чистки в течении 6 мин., выгрузка в течении 1 мин.

     Национальным стандартом РФ, ГОСТ ИСО 3758-2007г. «Изделия текстильные - маркировка символами по уходу», установлена система графических символов, предназначенных для использования при маркировке текстильных изделий несущих информацию, предупреждающую необратимое повреждение в процессе ухода за текстилем; определяет использование этих символов при маркировке. В настоящем стандарте охвачены следующие виды домашней обработки: стирка, отбеливание, глажение и сушка после стирки. Включены также виды профессиональной обработки - сухая и мокрая чистки; исключено промышленное глажение. Настоящий стандарт применим ко всем текстильным изделиям в том виде, в каком они поставлены потребителю. В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

     Процесс стирки обозначается изображением таза с жидкостью. Стирка: процесс предназначенный для очистки текстильных изделий в водной среде. Примечание -стирка включает все или некоторые из следующих операций в необходимых сочетаниях: -замачивание, предварительная и основная стирка, проводимые обычно при нагревании, механическом воздействии и при наличии моющих средств или других продуктов и полоскание; отжим, т.е. выкручивание или выжимание, выполняемый во время и/или в конце упомянутых выше операций. Эти операции могут быть выполнены машинами или ручным способом.

     Процесс отбеливания обозначают изображением треугольника. Отбеливание: процесс, происходящий в водной среде до, в течение или после стирки, требующий использования окисляющего средства, включающего либо хлорсодержащие или кислородосодержащие (без хлора) вещества, применяющегося с целью улучшения удаления грязи и ржавчины и/или придания большей белизны. Хлорный отбеливатель: средство, которое выделяете раствор ионы гипохлорита, например гипохлорит натрия. Кислородный отбеливатель: средство, которое выделяет в раствор перекисные соединения. Примечание-отбеливающие кислородные средства включают широкий спектр различных активированных и не активированных отбеливающих веществ, которые отличаются по своей активности.

      Процесс сушки обозначают изображением квадрата. Сушка: процесс, проводимый с текстильными изделиями после стирки, что бы устранить излишнюю воду (влагу);

     Профессиональная сухая чистка, это процесс чистки изделий из текстиля путем обработки в каком-либо растворителе ( за исключением воды), обычно используемом для сухой чистки профессионалами. Примечание- этот процесс состоит из чистки, полоскания и центрифугирования. За ними следует проводимая подходящими методами сушка и восстановительные отделочные процедуры.

     Изображение креста на любом из них означает, что обработка, обозначенная этим символом, запрещена.

     Процесс глажения и прессования обозначают изображением ручного утюга. Процесс, проводимый с текстильным изделием для восстановления его формы и внешнего вида с помощью подходящего приспособления, использующего нагревание, давление и, возможно, пар. Утюг означает домашний процесс глажения и прессования с использованием и без использования пара. Максимальные уровни пара указываются одной, двумя и тремя точками, расположенными внутри символа. Имеющееся значение, указывает, на то, что допустимо глажение при максимальной температуре подошвы утюга 110 С глажение паром может вызвать необратимые повреждения.

     Согласно маркировке изделия, указанные символы читаются как: не стирать, не отбеливать, глажение при максимальной температуре подошвы утюга 110 С, глажение с паром может вызвать необратимые повреждения; профессиональная сухая чистка в тетрахлорэтилене и во всех растворителях, перечисленных для символа F(углеводородах), мягкий режим, не применять сушку в барабане (ГОСТ ИСО 3758-2007г.).

             Национальным стандартом РФ ГОСТ ИСО 3175-2-2011 «Материалы текстильные- профессиональный уход, сухая и мокрая химические чистки тканей и одежды» установлены процедуры сухой чистки с применением тетрахлорэтилена (перхлорэтилена) с использованием серийных машин для сухой чистки текстильных материалов и одежды. В настоящем стандарте приведены методы испытаний для обычных материалов, а так же методы испытаний для чувствительных и очень чувствительных материалов. В настоящем стандарте применены термины с соответствующим определениями: материалы - одежда, композитный материал или ткань; чувствительный материал-материал, для которого может потребоваться введение ограничений в отношении механического воздействия и/или процедур сушки, и/или добавления воды. Пример: акриловый материал, шелк, креп.

     Из вышеуказанного ГОСТа следует, что при применении метода сухой чистки для чувствительных материалов температура растворителя должна составлять 30+ 3С, время цикла мойка: 10 мин, промежуточный отжим 2 мин, полоскание:3 мин., заключительный отжим 2 мин., температура сушки вход: 60+3С, выход 50+3С, время дезодорации 5 мин.

 ГОСТ ИСО 3758-2007г. в п. 2.6.1. прим. устанавливает требование к сущке изделия, выполняемой в качестве этапа профессиональной сухой чистки, - подходящими методами. В экспертном заключении эксперт пришел к выводу о том, что раздвижка нитей основного материала по переду изделия образовалась в результате нарушения правил по уходу за изделием в процессе отжима в машине химической чистки при проведении процесса химической чистки.

 Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что ответчиком при проведении процесса профессиональной сухой чистки был применен неподходящий метод сушки, без учета особенностей материала, что повлекло повреждение изделия.

 Доводы ответчика о том, что туника была принята в чистку с уже имеющимися повреждениями, не нашел своего безусловного подтверждения в процессе судебного разбирательства. Так из пояснений истца, свидетеля Г, следует, что квитанция-договор № 24576, представленная в материалы дела, выдана истцу при получении вещей из чистки, наличие недостатков, выявленных при приемке изделий в чистку, указанных ответчиком в квитанции, с истцом не оговаривалось, ее подпись в квитанции отсутствует. Как следует из пояснений истца, она не сразу при получении туники от ответчика обнаружила дефект, в связи с чем, получив вещи, в квитанции указала, что претензий к качеству не имеет.

 В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера денежных средств, взыскиваемых в качестве компенсации морального вреда суд учитывает переживания истца связанные с необходимостью отстаивать свои интересы в суде. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., с учетом причиненных ему нравственных страданий, по мнению суда, является завышенным. Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.

 В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей", При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

 Пунктом 46 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

 В силу ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «<данные изъяты>» в пользу ПМ за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 1500 руб.

 Помимо указанного, исковые требования о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимые расходы.

 В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 Статья 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Истец понес судебные расходы: подготовка и передача документов в суд, юридические консультации - 2000 рублей, составление искового заявления - 3000 рублей, юридические услуги 5000 рублей, а также госпошлина за нотариальную доверенность -700 рублей.

 Данные расходы подтверждены материалами дела, являются обоснованными, разумными, с учетом объема оказанных представителем услуг, сложности дела.

 Таким образом, с ответчика ООО «<данные изъяты>» в пользу ПМ подлежат судебные расходы в сумме 10 700 рублей.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

     Поскольку истица освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований, что составляет 488 руб.

     Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

     Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу ПМ компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

     Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу ПМ штраф в размере 1500 рублей,

     Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу ПМ судебные расходы в сумме 10 700 рублей.

 В оставшейся части требований ПМ отказать.

 Взыскать с ООО «<данные изъяты> в доход местного бюджета госпошлину в сумме 488 руб.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

 Судья                                 Сулейманова А.С.

 Решение в окончательном виде изготовлено 10.04. 2014 г.