ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-303/2015 от 04.06.2015 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-303/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 июня 2015 г. пос. Ныроб

Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,

с участием заместителя прокурора Ныробской прокуратуры – Собянина Д.А.,

представителя Совета депутатов Бондюжского сельского поселения – депутата ФИО6,

при секретаре Коростелевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чердынского района к Совету депутатов Бондюжского сельского поселения о признании бездействие незаконным и возложении обязанности разработать и принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чердынского района в порядке ст.45 ГПК РФ и главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании бездействия Совета депутатов Бондюжского сельского поселения незаконным и возложении обязанности выполнить законные требования. Прокурор указывает, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Чердынского района федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции». В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства муниципальный правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Совета депутатов Бондюжского сельского поселения не разработан и не принят. Мотивируя тем, что принятие правовых актов, касающихся деятельности по осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным, прокурор просит:

1. Признать бездействие Совета депутатов Бондюжского сельского поселения, выразившегося в уклонении от разработки и принятии порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – незаконным.

2. Обязать Совет депутатов Бондюжского сельского поселения разработать и принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Прокурор в судебном заседании на своих требованиях настаивает. Подтвердил, что требование на дату рассмотрения заявления в суде – не выполнено. Полагает, что бездействие Совета депутатов Бондюжского сельского поселения может повлечь в дальнейшем принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, и является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. В оставшейся части дал пояснения, аналогичные, доводам, изложенным в заявлении. На установлении определенных сроков для устранения выявленного нарушения законодательства не настаивает. Просит удовлетворить требования.

Представитель Совета депутатов Бондюжского сельского поселения – ФИО8. в судебном заседании обоснованность требований прокурора не оспаривает. Прояснил, что 5 июня 2015 года состоится заседание Совета депутатов и на нем будет принят правовой акт, касающийся деятельности по осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Заслушав прокурора, представителя Совета депутатов Бондюжского сельского поселения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 38 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ, органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной, экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Изложенные требования закона в их системной связи позволяют прийти к выводу, что принятие правовых актов, касающихся деятельности по осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемее действия (бездействие).

Из пояснений прокурора в суде следует, что Совет депутатов Бондюжского сельского поселения порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, до настоящего времени не разработал, что не отрицается представителем органа, чьи действия оспариваются. Суд, оценив в порядке ст.67 ГПК РФ все имеющиеся по делу доказательства, приходит к заключению, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Своим бездействием Совет депутатов Бондюжского сельского поселения не способствует противодействию коррупции.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Чердынского района к Совету депутатов Бондюжского сельского поселения Чердынского района Пермского края - удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов Бондюжского сельского поселения, выразившегося в уклонении от разработки и принятии порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – незаконным.

Обязать Совет депутатов Бондюжского сельского поселения разработать и принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края (пос. Ныроб Чердынского района Пермского края) в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья А.Г. Набиюллина