№__ Дело № 2-303/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.С.,
при секретаре Титовой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Инте Республики Коми 28 апреля 2022 года исковое заявление ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения ____» о признании незаконным решения от __.__.__№__ об отказе учесть награждение как ведомственного знака отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Интинский городской суд с исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Минтруда Республики Коми), государственному бюджетному учреждению «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения ____» (далее – ГБУ «ЦСЗН ____») о признании незаконным решения от __.__.__№__ об отказе учесть награждение как ведомственного знака отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов. В обоснование искового заявления указав, что с __.__.__ по __.__.__ она работала в <....>. Ее общий трудовой стаж составляет более <....>, в том числе в <....> – более <....>. __.__.__ в соответствии с приказом <....> № №__ она была награждена почетной грамотой Федеральной налоговой службы России за безупречную службу и эффективную <....>, что подтверждается записью в трудовой книжке на страницах 18-19. __.__.__ в соответствии с приказом <....> от __.__.__ она была награждена почетной грамотой <....> за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную службу в <....>, что подтверждается записью в трудовой книжке на страницах 18-19. __.__.__ истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче «Удостоверения ветерана». Уведомлением от __.__.__№__ ответчик сообщил, что по результатам рассмотрения всех представленных документов, приказом Минтруда Республики Коми от __.__.__№__ было принято решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче «Удостоверения ветерана» на основании пп. 2 п. 1 положения утв. П. Правительства Республики Коми от __.__.__№__ «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда». С указанным решением истец не согласна, указывая на то, что федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Однако, такие знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Согласно п. 1,2 Положения о Почетной грамоте, утв. Приказом <....> от __.__.__ № №__ почетная грамота <....> является ведомственной наградой <....>, которой награждаются, в том числе работники центрального аппарата, территориальных органов ФНС России и государственных учреждений, федеральных государственных предприятий, находящихся в ведении <....>, за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, за заслуги в профессиональной деятельности, проработавшие в <....>, учреждениях и предприятиях не менее 2 лет. Свои доводы истец основывает на положениях ст. 72, 76 Конституции РФ, Федерального закона от __.__.__ № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Республики Коми от __.__.__№__-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утв. П. Правительства РК от __.__.__№__.
__.__.__ от истца поступили уточненные исковые требования, в которых она просит признать незаконным приказ Минтруда от __.__.__№__ об отказе учесть награждения как ведомственными знаками отличия в труде двумя почетными грамотами: «Почетной грамотой <....> за безупречную службу и эффективную государственную гражданскую службу в <....>» от __.__.__; «Почетной грамотой <....> за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную службу в <....>» от __.__.__; возложении обязанности на Минтруда Республики Коми и ГБУ «ЦСЗН ____» присвоить ей звание «Ветеран труда». Уточненное исковое заявление не содержит требования о взыскании с ответчика судебных расходов (л.д. 48).
Истец, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик Минтруда Республики Коми, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своей позиции по делу указал, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе определять ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, а также органов власти и управления СССР, РСФСР или Российской Федерации. Из анализа Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривается наличие двух условий одновременно: факт награждения ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа. В Республике Коми присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». Истица награждена Почетной грамотой <....> за безупречную и эффективную государственную службу в <....>. Вместе с тем, указанные знаки отличия в труде не входят в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Министерством каких-либо нарушений законодательства не допущено (л.д. 38-42).
Ответчик ГБУ «ЦСЗН ____», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменный отзыв не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела ФИО1, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом <....> от __.__.__ № №__ФИО1 награждена Почетной грамотой <....> России за безупречную службу и эффективную государственную гражданскую службу в <....> (л.д. 35).
Приказом <....> от __.__.__ № №__ФИО1 награждена почетной грамотой <....> России за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную службу в <....> (л.д. 34).
__.__.__ истица обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. К заявлению истцом приложено 7 грамот ФНС за период ее работы, в том числе от __.__.__ и от __.__.__.
Протоколом подсчета стажа ГБУ РК «ЦСЗН» определен трудовой стаж истицы <....>. С __.__.__ истица получает трудовую пенсию по старости.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от __.__.__№__ истице отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия оснований, так как представленные документы не отвечают требованиям пп. 1 п. 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного П. Правительства Республики Коми от __.__.__№__
__.__.__ истица вновь обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. К заявлению истцом приложено 2 грамоты ФНС за период ее работы от __.__.__ и от __.__.__.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от __.__.__№__ истице вновь было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия оснований, так как представленные документы не отвечают требованиям пп. 1 п. 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного П. Правительства Республики Коми от __.__.__№__.
В соответствии с п. 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного П. Правительства Республики Коми от __.__.__№__, для лиц, указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение по состоянию на __.__.__ ведомственными знаками отличия в труде по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению №__ к настоящему Положению; трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению №__ к настоящему Положению.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, следует, что звание «Ветеран труда» присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или РФ либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).
Приложением №__ к Положению о порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, установлен перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Приложение №__ признано не соответствующим Конституции Республики Коми Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и ведущий к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших отражения в настоящем Приложении.
Доводы ответчика о том, что знаки отличия в <....> России, которым награждена истица не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку не предусмотрены Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, указанных в Приложении №__ к Положению, являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемых наград.
Почетная грамота учреждена приказом <....> от __.__.__ № №__ «О Почетной грамоте <....>», согласно п.1 которому названная грамота является ведомственной наградой <....> РФ. Согласно п. 1 Положения о ведомственной награде <....> «Почетная грамота <....>» почетной грамотой <....> награждаются работники центрального аппарата Федеральной <....>, территориальных органов <....> и организаций, находящихся в ее владении, за заслуги в профессиональной деятельности и безупречную и эффективную гражданскую службу. В соответствии с п. 17 Приказа сведения о награждении Почетной грамотой вносятся в личное дело и в трудовую книжку награжденных лиц.
Согласно п. 1, 2 Положения о <....>, утвержденного П. Правительства РФ от __.__.__№__ с последующими изменениями. <....>) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по <....> в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за <....> в пределах компетенции <....> органов. <....> и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по <....>,
<....> входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указом Президента РФ от __.__.__№__ с последующими изменениями.
Таким образом, судом установлено, что почетная грамота <....> РФ является ведомственной наградой органа исполнительной власти, награждение ею напрямую связано с конкретными заслугами федерального государственного гражданского служащего.
В силу вышеизложенного ссылка Минтруда Республики Коми на то, что в Приложении №__ к П.№__ от __.__.__ Почетная грамота <....> за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в <....>; почетная грамота <....> РФ за безупречную службу и эффективную государственную гражданскую службу в <....> не указаны как ведомственный знак отличия, и поэтому нет оснований для присвоения истице звания «Ветеран труда», не основана на законе.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что приказ Минтруда Республики Коми от __.__.__№__ не основан на законе.
Поскольку в силу п. 11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного П. Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, Министерство рассматривает представленные центрами по предоставлению государственных услуг документы и в течение 20 рабочих дней со дня их поступления в Министерство принимает решение о присвоении звания «Ветеран труда» (об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»), которое оформляется приказом Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Удостоверение ветерана» (далее - удостоверение) или приказом Министерства об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», издаваемым в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Министерства, то надлежащим ответчиком по делу является Минтруда Республики Коми в части требований о присвоении звания «Ветеран труда», а не ГБУ РК «ЦСЗН ____». Учитывая, что ГБУ РК «ЦСЗН ____» является ненадлежащим ответчиком, в иске в данной части следует отказать.
Первоначальное заявление истицы с соответствующими документами в ГБУ РК «ЦСЗН ____» поступило __.__.__.
Согласно п. 10 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного П. Правительства РК от __.__.__№__, Центр по предоставлению государственных услуг в течение 10 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, рассматривает их и направляет в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» (об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»).
Таким образом, с момента первоначального обращения истца с заявлением в Центр по предоставлению государственных услуг (__.__.__), последний не позднее __.__.__ был обязан направить их в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, которое должно было вынести решение по заявлению в течение 20 рабочих дней со дня их поступления, т.е. не позднее __.__.__ в соответствии с пунктом 11 названного Положения в действующей редакции от __.__.__.
Срок принятия Минтруда Республики Коми оспариваемого решения (издания приказа) в отношении истца (__.__.__) не нарушен, поэтому суд приходит к выводу, что __.__.__ в отношении истца Минтруда Республики Коми должно было принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Удостоверение ветерана», поскольку истцом при подаче первоначального заявления были представлены все необходимые документы, являющиеся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Таким образом, звание «Ветеран труда» истцу необходимо присвоить с __.__.__.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от __.__.__№__ «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми принять решение о присвоении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., звания «Ветеран труда» и о выдаче удостоверения «Удостоверение ветерана» с __.__.__.
В удовлетворении исковых требований требований ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения ____» о понуждении присвоить звание «Ветеран труда» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Изюмова
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2022