дело № 2-304(3)/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пугачевский районный суд (3) Саратовской области в составе: председательствующего судьи Кротова А.В.
при секретаре судебного заседания Шершиной Е.В.
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.01.2010 года,
рассмотрев исковое заявление ФИО1 к администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, перерасчет и взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском к администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области (далее по тексту администрация). В обосновании исковых требований истец указал, что его общий муниципальных стаж работы составляет 20 лет 11 месяцев 06 дней. 05.10.2010 года он обратился с заявлением в администрацию о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании п. 2 приложения к решению собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 16.12.2009 года №99 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.). 18.10.2010 года истцом получен ответ, на основании которого последнему отказано в начислении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. По мнению истца, администрацией неправильно применен закон. На основании решения собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 16.12.2009 года №99 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.) утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.) в соответствии с п. 2 которого, он имеет право на ежемесячную доплату к пенсии поскольку он замещл муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром, при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 15 лет. Истец указывает, что он имеет стаж работы более 20 лет. Кроме того, просил суд обязать администрацию произвести перерасчет невыплаченной доплаты, взыскав в его пользу образовавшуюся задолженность в размере 25340 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении изменив исковые требования, в рамках суммы подлежащей взысканию с учетом декабря 2010 года в сумме 17097 рублей.
В своем возражении администрация просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям. По своей правовой природе право муниципального служащего на ежемесячную доплату к пенсии является дополнительной гарантией, устанавливаемой органом местного самоуправления при условии надлежащего финансирования, поэтому на основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» доплата к пенсии муниципальным служащим Краснопартизанского района является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, с финансированием из средств местного бюджета. Комиссия по установлению стажа, рассмотрев заявление ФИО1 от 05.10.2010 года, в соответствии с постановлением администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 25 мая 2010 г. N 77 "Об исчислении стажа муниципальной службы для установления муниципальным служащим администрации Краснопартизанского муниципального района ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу" пришла к выводу об отсутствии оснований к назначению доплаты, поскольку общий стаж муниципальной службы ФИО1 составил 20 лет 11 месяцев 06 дней, однако стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления администрации Краснопартизанского района составил 08 лет 11 месяцев 06 дней, что лишает ФИО1 права на получение доплаты к пенсии. Кроме того администрация не согласна с расчетом ежемесячной доплаты, поскольку по их мнению денежное содержание начальника отдела культуры и кино не соответствует фактическому.
Представитель администрации - ФИО2, в ходе судебного заседания исковые требования не признала, дав пояснения аналогичные отзыву на исковое заявление, за исключением того, что общий стаж муниципальной службы ФИО1 составил 20 лет 09 месяцев.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, выслушав мнение специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а суд лишь оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Решением собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 16.12.2009 года №99 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.) утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.).
Пункт 2 указанного положения предусматривает, что оно распространяется на лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром, при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 15 лет, в том числе имеющие стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления Краснопартизанского района не менее десяти лет и уволенные с муниципальной службы.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, социальная защита, включая социальное обеспечение муниципальных служащих, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 22 вышеназванного Закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 этого же Федерального закона определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, при этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Право муниципального служащего на ежемесячную доплату к трудовой пенсии указанным Федеральным законом не предусмотрено. Специальный закон Саратовской области, предусматривающий данное право, в настоящее время отсутствует.
Пунктом 2 статьи 8 Закона Саратовской области от 02.02.2005 г. N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" предусмотрено право лиц, замещавших должности государственной гражданской службы области, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Однако ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, а не самой пенсией, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В отсутствие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших муниципальную службу, и их семей, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять опережающее правовое регулирование и устанавливать муниципальным служащим ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В ходе судебного заседания установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 в период с 23.10.1978 года по 25.08.1986 года занимал должность секретаря парткома колхоза «Чапаевец» Краснопартизанского райкома КПСС, в период с 28.09.1998 года по 15.02.2002 года занимал должность начальника отдела культуры и кино администрации Краснопартизанского ОМО, в период с 15.03.2005 года по 04.10.2010 года занимал должность начальника отдела культуры и кино администрации Краснопартизанского муниципального района, проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР в период с 01.06.1968 года по 27.05.1970 года, имеет общий стаж муниципальной (государственной службы) 20 лет 09 месяцев, из которых стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления администрации Краснопартизанского района составил 08 лет 11 месяцев 06 дней.
05 октября 2010 года ФИО1 обратился с заявлением в администрацию о назначении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии
18 октября 2010 года ему поступил отказ, с мотивировкой тем, основаниям, что стаж муниципальной службы составляет 20 лет 09 месяцев, из них в органах местного самоуправления Краснопартизанского района 08 лет 11 месяцев 06 дней. Однако, в соответствии с п. 2 положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснопартизанского муниципального района (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 апреля, 17 июня 2010 г.) необходимый стаж работы в органах местного самоуправления Краснопартизанского района должен составлять не менее10 лет.
Как пояснила допрошенная в качестве специалиста учитель русского языка и литературы первой категории К.Л.Н. общий смысл ч. 2 указанного выше положения следует понимать следующим образом: право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром, при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 15 лет, из которых необходим стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления Краснопартизанского района не менее 10 лет.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям указанного специалиста, поскольку К.Л.Н. имеет общепедагогический стаж работы 27 лет в должности учителя русского языка и литературы, кроме того ее выводы не противоречат другими материалами дела.
Несостоятелен довод ФИО1 о том, что по смыслу закона для назначения дополнительных пенсионных выплат необходимо любое из условий, предусмотренных в п. 2 положения, поскольку как следует из смысла вышеуказанного положения право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром, при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 15 лет, из которых необходим стаж работы непосредственно в органах местного самоуправления Краснопартизанского района не менее десяти лет. Таким образом, по смыслу закона, лишь при соблюдении обоих условий, предусмотренных в указанном пункте положения, гражданин имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания доводы ФИО1 о предвзятости в отношении него со стороны руководства администрации Краснопартизанского муниципального района, а также о первоначальном удовлетворении его заявления о назначении пенсионных доплат, поскольку в подтверждение указанных обстоятельств суду не были предоставлены какие либо доказательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации в назначении ФИО1 дополнительных пенсионных доплат, не противоречит требованиям законодательства муниципального образования и поэтому имеются основания для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, так же не подлежит удовлетворению требование истца, о произведении перерасчета доплаты к трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях ФИО1 к администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, перерасчет и взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Пугачевский районный суд (3) Саратовской области, после изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2010 года на 6 (шести) листах компьютерного текста.