ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-304 от 19.01.2012 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Сочи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        стр. из

дело 2-304/2012

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации   г.Сочи

19.01.2012 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Карибове В.И.,

с участием представителя администрации г.Сочи ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2, ФИО3 об оспаривании действий администрации г.Сочи, выразившиеся в отказе согласования проектной документации и применении градостроительного плана, признании градостроительного плана действующим, обязании выдать разрешение на строительство,

установил:

ФИО2, ФИО3 просят признать действия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи в части отказа в согласовании проектной документации и применения градостроительного плана земельного участка № для выдачи разрешения на строительства незаконными; признать градостроительный план земельного участка № с градостроительным регламентом: предельное количество этажей - 26, предельная высота зданий, строений сооружений - 85,60 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка 75%, действующим и подлежащим применению для проектирования, получения заключения государственной экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство; обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО2, ФИО3 выдав разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по  в Центральном районе г.Сочи согласно проекта, выполненного в 2008 г. ООО ЮГАКАДЕМЦЕНТР.

В обоснование заявления указывают, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ 195779 от 07.10.2008 г. ФИО2, ФИО3 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204009:55 площадью 1160 кв.м, с разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирных жилых домов по адресу .

В 2008 г. начальником управления архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с градостроительным планом для земельного участка установлен следующий градостроительный регламент: предельное количество этажей - 26, предельная высота зданий, строений сооружений - 85,60 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка 75%.

В декабре 2011 г. они обратились в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи по вопросу согласования проектной документации и выдачи разрешения на строительство. Представленный проект по своим параметрам (этажность - 16, максимальная высота здания - 56,35 м, площадь застройки - 66%) соответствует градостроительному регламенту, указанному в градостроительном плане земельного участка №.

Ответом заместителя директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 16-этажного жилого дома площадью застройки земельного участка 66%, в связи с принятием Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. №202, земельный участок по адресу:  находится в территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажной застройки до 12 этажей), в которой градостроительные регламенты предусматривают максимальную высоту здания 36 м, коэффициент застройки 30%.

Заявители считают данный отказ незаконным и необоснованным и нарушающим мои права, по следующим основаниям.

Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие.

При этом Департаментом не было учтено, что отношения связанные с проектированием и строительством многоквартирного дома возникли до утверждения Правил землепользования и застройки г.Сочи, в связи с чем градостроительный регламент территориальной зоны Ж-4 не может применяться.

23.05.2011 г. они обратились в Сочинский отдел "Краснодаркрайгосэкспертизы" для получения заключения по проектной документации, однако в связи с отказом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи согласовать проектную документацию и рассматривать градостроительный план № как действующий и подлежащий применению, вопрос получения положительного заключения был приостановлен.

Заявители указывают на неоднократные обращения в администрацию г.Сочи по вопросу согласования проектной документации и выдачи разрешения на строительство на основании градостроительного плана земельного участка №, отсутствия правовых оснований для отказа в выдаче такого разрешения, и считают, что администрация г.Сочи должна устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав и более не препятствовать их осуществлению.

Заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - администрации г.Сочи - считает требования не подлежащими удовлетворению, обосновывает позицию согласно ответа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, имеющегося в материалах дела.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Порядок подготовки и согласования исходно-разрешительной документации для выдачи разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства утвержден Распоряжением Главы г.Сочи от 04.06.2009 г. № 563-р.

Согласно Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства" администрацией г.Сочи, утв. Постановлением от 02.09.2010 г. №1336 в предоставлении муниципальной услуги участвует управление архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи, которое осуществляет прием представляемых застройщиками документов, необходимых для получения разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, их проверку, регистрацию, выдает разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (отказы в выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства).

Градостроительный план земельного участка № по объекту многоквартирный жилой дом в , утв. Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи 14.01.2009 г. предусматривает предельное количество этажей 26, предельную высоту строений 85,6, максимальный процент застройки земельного участка 75%.

Как указывают заявители, они в декабре 2011 г. обратились в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи по вопросу согласования проектной документации и выдачи разрешения на строительство. Представленный проект по своим параметрам (этажность - 16, максимальная высота здания - 56,35 м, площадь застройки - 66%) соответствует градостроительному регламенту, указанному в градостроительном плане земельного участка №.

Ответом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 08.12.2011 г. №1819/21-08 отказано в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 16-этажного жилого дома площадью застройки земельного участка 66%, в связи с принятием Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. №202, поскольку земельный участок по адресу:  находится в территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажной застройки до 12 этажей), в которой градостроительные регламенты предусматривают максимальную высоту здания 36 м, коэффициент застройки 30%.

В ч.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В силу ч.4 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ч.7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9).

Из положений ст.23 Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), которые не содержат сведений о территориальных зонах.

Подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с нормами ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а также положениями ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 г. №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст.51 названного Кодекса документы.

Таким образом, разрешение на строительство является ненормативным правовым актом органом местного самоуправления, как решение, носящее индивидуально-разовый, индивидуально определенный характер и принимаемое в данном случае в силу полномочий органа местного самоуправления, установленных ст.8 Градостроительного кодекса РФ.

Факт нахождения земельного участка на котором планируется в территориальной зоне Ж-4 (зона многоэтажной застройки до 12 этажей), в которой иные градостроительные регламенты (максимальная высота здания 36 м, коэффициент застройки 30%) подтверждается ответом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 08.12.2011 г. №1819/21-08, что исключает его освоение строительством в соответствии предоставленной заявителями проектом на основании градостроительного регламента, указанного в градостроительном плане земельного участка № (этажность - 16, максимальная высота здания - 56,35 м, площадь застройки - 66%).

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ Городское Собрание Сочи Решением от 29.12.2009 г. №202 утвердило Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи

В соответствии с п.4 решение вступает в силу со дня опубликования, т.е. с 20.01.2010 г. (Новости Сочи", №7).

Вступление в силу муниципального нормативного акта о правилах землепользования и застройки в муниципальном образовании, в результате чего земельный участок, в отношении которого устанавливались градостроительные регламенты, стал подпадать под территориальную зону с иными градостроительными регламентами, в силу ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ является существенным изменением обстоятельств.

По мнению суда, из анализа ч.1 ст.4 ГК РФ следует, что исключение, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу ч.2 ст.3 ГК РФ понимаются только федеральные законы.

Суд признает неправомерной ссылку заявителя на ст.4 ГК РФ, поскольку правоотношения, связанные с установлением органами местного самоуправления градостроительных регламентов на территории муниципального образования, нормами ГК РФ не регулируются.

В силу ч.2 ст.4 ГК РФ ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ запрещает с момента принятия Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования выдавать разрешение на строительство без предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, а следовательно, даже начатая до вступления в силу Решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. №202 об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи процедура подготовки и согласования исходно-разрешительной документации для выдачи разрешений на строительство с первоначальными градостроительными регламентами после этой даты не могла быть завершена.

Суд основывает этот вывод на том, что правоотношение по выдаче разрешения на строительство возникает на основании сложного юридического состава. Только комплекс юридических фактов как юридический состав в целом может вызвать определенное юридическое последствие. Оформление градостроительного плана земельного участка для строительства является только частью процесса по накоплению юридических фактов для формирования юридического состава как основания возникновения градостроительного правоотношения. Суд также поясняет, что в рассматриваемом случае правоотношения по выдаче разрешения на строительство между сторонами еще не возникли, каких-либо актов распорядительного характера до введения в действие Правил землепользования и застройки орган местного самоуправления не принимал.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления ФИО2, ФИО3 об оспаривании действий администрации г.Сочи, выразившиеся в отказе согласования проектной документации и применении градостроительного плана, признании градостроительного плана действующим, обязании выдать разрешение на строительство

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24.01.2011 г.

Председательствующий