дело № 2-3040/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04.07.2014 года город Омск
Центральный районный суд города Омска
в составе председательствующей судьи Васильевой Т.А.
при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В.
с участием представителя истицы ФИО8
представителя Администрации г. Омска ФИО9
представителя Департамента имущественных отношений ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Администрации города Омска о признании действий недействительными, восстановлении на учете и обязании предоставить бесплатно в собственность земельный участок,
установил:
Истица обратилась в суд с названным исковым заявлением к Администрации города Омска. В обоснование иска указала, что право на которое она претендует, находится в зависимости от того обстоятельства, что истица является многодетной матерью. На основании ст. 7.<адрес> № – ОЗ 21.09.2011г. она подала заявление о принятии ее на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности для индивидуального жилищного строительства. Согласно письма Администрации <адрес> от 25.10.2011г. и Постановления Администрации <адрес> от 05.04.2012г. ФИО6 поставили на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на котором не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности <адрес> или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства граждан; 05.02.2014г. ФИО7, согласно извещения, был предложен земельный участок с кадастровым номеров №, площадью № кв. м., местоположение: <адрес>, Ленинский административный округ, <адрес>, северо-западнее 5-этажного жилого <адрес>, земельный участок № № с размещенным использованием: для строительства индивидуальных жилых домов; 06.02.2014г. она подала заявление о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка; письмом от 07.03.2014г. Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> ФИО7 было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка на основании того, что она утратила основания, предусмотренные ст. 7.<адрес> от 08.02.2006г. № 731-03, и по информации Министерства труда и социального развития <адрес> по состоянию на 06.02.2014г. ее семья в качестве многодетной не зарегистрирована. 19.03.2014г.; Постановлением Администрации <адрес> № 359-п ФИО6 была снята с учета в целях бесплатного предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка. На момент обращения ФИО7 в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка ее признали многодетной матерью. Согласно письма Администрации <адрес> о 25.10.2011г. и Постановления Администрации <адрес> от 05.04.2012г. № 516-П ФИО6 поставили на учет. Органами местного самоуправления был нарушен п. 9 Постановления, в котором указан месячный срок рассмотрения вышеуказанного заявления, так заявление подано ФИО7 21.09.2011г., а поставили ее на учет лишь 05.04.2012г. (т.е., спустя 7 месяцев). Извещение о предоставлении земельного участка было получено 05.02.2014г., заявление, предусмотренное п. 22 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п, подано 06.02.2014г., а снятие с учета произведено 19.03.2014г. Исходя из содержания п.п. 21-23 Постановления можно сделать вывод о том, что на момент рассмотрения заявления ФИО7 от 06.02.2014г. у департамента имущественных отношений Администрации <адрес> отсутствовало основание для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку снятие ее с учета произошло лишь 19.03.2014г. Кроме того, п. 20 Постановления установлено, что гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, свободных от прав третьих лип. утвержденного органом, осуществляющим распоряжение земельными участками (далее -перечень). Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Таким образом, на момент утверждения перечня ФИО6 являлась многодетной семьей и не утратила свое право на получение в собственность бесплатно земельного участка. Считает отказ департамента имущественных отношений Администрации <адрес> (письмо от 07.03.2014г. № исх. дио/5040Г) незаконным, поскольку на момент обращения ФИО7 в Администрацию г. Омска она соответствовала требованиям п. 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006г. № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» и признавалась многодетной матерью. Однако, в связи с тем, что ответчик на протяжении длительного времени не принимал действительных мер по предоставлению истцу на льготных основаниях земельного участка, один из детей достиг совершеннолетия, и семья ФИО7 не смогла в установленные сроки реализовать свое право и получить земельный участок. Сам по себе факт исполнения ребенку 18 лет не может служить основаниям для снятия с учета, поскольку Администрация не исполнила требования законодательства, не обеспечила семью земельным участком по независящим от ФИО7 причинам (л.д.5-8).
Позднее требования уточнила, просила: признать действия Администрации г. Омска, выразившееся в просрочке принятия решения о постановке ФИО7 на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, незаконными; признать действия Администрации г. Омска по отказу ФИО7 в предоставлении в собственность земельного участка незаконными; восстановить истицу в очереди на постановленный учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для ИЖС; обязать Администрацию г. Омска предоставить бесплатно в собственность земельный участок ФИО7 (л.д.70).
В судебном заседании истица участия не принимала, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.71).
Представитель ФИО7, действующая на основании доверенности ФИО10 (л.д.56,85), в судебном заседании от поддержания требования о признании действий Администрации <адрес>, выразившихся в просрочке принятия решения о постановке ФИО7 на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка незаконными отказалась, в остальной части просила требования удовлетворить с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в иске. Суду указала, что, поскольку, до настоящего времени ответчик – администрация не исполнила требования, изложенные в <адрес> № 1631-ОЗ и вступившими в силу изменениями (Постановление № 129-п от 18.06.2014г.), следовательно, нарушенное право истицы не может считаться восстановленным. Указанное подтверждается ответом ответчика на обращение истицы от 01.07.2014г. Таким образом, ответчик обязан восстановить истицу в очереди на постановленный учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для ИЖС и предоставить ФИО7 бесплатно в собственность земельный участок.
Представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО11 (л.д.31), заявленные истицей требования не признала в полном объеме указав, что, согласно действующей редакции пункта 7.<адрес> № 1631-ОЗ, по достижении ребенком истицы (третьим из несовершеннолетних) предельного возраста, истица была снята с регистрационного учета и в предоставлении земельного участка бесплатно ей было отказано. В настоящее время на основании вступивших в законную силу изменений принято Постановление <адрес> № 129-п от 18.06.2014г., согласно которому, истица и еще ряд граждан подлежат восстановлению в списках очередников. Законом не предусмотрен срок исполнения требований о восстановлении в очереди, считает, что по аналогии необходимо применить положения ФЗ № 59-ФЗ, следовательно, если с момента вступления в силу изменений (18.06.2014г.) не прошел месяц, значит, право истицы не может считаться нарушенным, поскольку подлежит восстановлению после согласования проекта Постановления о восстановлении в списках. При изложенных обстоятельствах, в действиях администрации отсутствует вина и бездействие, а значит, заявленные требования удовлетворению не подлежат в полном объеме. Представлен отзыв (л.д. 29-30).
Определением суда к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, действующая по доверенности ФИО14 (л.д.93), в судебном заседании заявленные истицей требования не признала в полном объеме указав, что, в случаях, установленных статьей 7.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>», земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности <адрес> или муниципальной собственности бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства, в том числе, семьям, зарегистрированным в качестве многодетных в соответствии с областным законодательством и признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Земельный участок предоставляется в собственность бесплатно в границах муниципального района (городского округа), на территории которого гражданин (члены многодетной семьи) зарегистрирован по месту жительства, в порядке очередности поступления обращений граждан, из числа земельных участков, свободных от прав третьих лиц, утвержденный органами, осуществляющими распоряжение земельными участками. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п «О мерах по реализации <адрес>» утвержден Порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в собственности <адрес> или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Согласно указанному порядку для постановки на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков граждане обращаются в органы местного самоуправления муниципального образования городской округ <адрес>, на территории которых они зарегистрированы по месту жительства. Порядком утверждена форма заявления о принятии на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка и перечень документов, прилагаемых к заявлению. Заявление рассматривается органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня его поступления. Результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления является принятие решения о постановке гражданина на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка. В соответствии с Положением «О департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>», утвержденным Решением Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ - прием и рассмотрение заявлений о принятии на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, подготовка проектов правовых актов Администрации <адрес>, отказе в постановке на учет, снятии с учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, подготовка проектов правовых актов Администрации <адрес> о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для указанных целей осуществляется департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась с заявлением на предоставление земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено письмо о том, что департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> принято решение о постановке заявителя на учет, согласно Книге учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для ИЖС, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства номер очереди ФИО7 был 302. Таким образом, решение о постановке на учет было принято в срок, срок же для издания распорядительного акта законодательно не установлен. Учитывая изложенное, бездействия со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в отношении рассмотрения заявления ФИО7 не допущено. Пунктом 16 Порядка учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, утвержденного постановлением № 115-п, предусмотрены основания для снятия граждан с учета, в частности это утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии со статьей 7.1. Закона № l-ОЗ. В соответствии с Порядком предложения гражданам земельных участков, утвержденным постановлением № 115-п ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ был предложен земельный участок из перечня, утвержденного постановлением Администрации <адрес> № 1000-п от 11.09.2014. Однако поскольку по данным Министерства труда и социального развития <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО7 утратила статус многодетной, согласно подпункту 3 пункта 16 Порядка учета граждан ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Администрации <адрес> № 359-п о снятии ее с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ издано постановление <адрес> № 129-п «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-<адрес> указанному постановлению в отношении граждан, указанных в законе № 1631-ОЗ, сохраняется (восстанавливается) очередность постановки на учет, определенная порядковым номером в Книге учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков; восстановление на учете оформляется решением органа местного самоуправления. В настоящее время подготовлен проект постановления Администрации <адрес> о восстановлении заявителя на учете, указанный проект проходит процедуру согласования в структурных подразделениях Администрации <адрес>. Учитывая изложенное, полагают, что бездействия со стороны департамента имущественных отношений Администрации <адрес> не допущено, права заявителя в данном случае не нарушены. В связи с чем, просит в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. Представлен отзыв (л.д.94-96).
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доводы и доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены из права и свободы
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 7.<адрес> от 08.02.2006г. № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (с изменениями и дополнениями от: ДД.ММ.ГГГГ, 2, 6 февраля, 1 июня, 27 июля, ДД.ММ.ГГГГ, 12 марта, ДД.ММ.ГГГГ, 12 февраля, 6 апреля, ДД.ММ.ГГГГ, 4 июня, ДД.ММ.ГГГГ, 22 марта, 2 июня, 26, 27 июля, 31 октября, 5, ДД.ММ.ГГГГ, 6 марта, 2 ноября, ДД.ММ.ГГГГ, 8 апреля, 27 мая, 28 июня, 7 ноября, ДД.ММ.ГГГГ, 31 января, 4 марта, 30 мая, ДД.ММ.ГГГГ) установлены категории лиц, которым бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, государственная собственность на которых не разграничена, земельные участки, находящихся в собственности <адрес> или муниципальной собственности. К данной категории, в том числе относятся семьи, зарегистрированные в качестве многодетных семей.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п утвержден порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и предложения гражданам земельных участков (далее Постановление).
Для постановки на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков граждане обращаются в органы местного самоуправления муниципальных районов Омской области или муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства (п.3 Постановления).
Органы местного самоуправления ведут учет граждан на основании заявления о принятии на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка по установленной форме согласно приложению № к настоящему Порядку (п.4 Постановления).
К заявлению прилагаются документы, указанные в п.п. 6-7 названного Постановления.
В соответствии с п. 9 названного Постановления заявление рассматривается органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня его поступления.
Результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления является принятие решения о постановке гражданина на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка либо принятие решения об отказе в постановке на учет гражданина в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка (п. 10).
Постановка гражданина на учет осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. После принятия решения орган местного самоуправления ставит на учет гражданина в порядке очередности подачи заявления (п.11).Сведения о принятых на учет гражданах включают в Книгу учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков (далее - Книга учета граждан), которая ведется по установленной форме (п. 12).
Копию решения о постановке или об отказе в постановке на учет орган местного самоуправления направляет гражданину в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
Порядок предложения земельных участков определен в разделе 2 Постановления, на основании которого гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, свободных от прав третьих лиц, утвержденного органом, осуществляющим распоряжение земельными участками.
Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Нумерация земельных участков в перечне осуществляется исходя из даты их постановки на кадастровый учет. В случае совпадения даты постановки земельных участков на кадастровый учет очередность определяется значением единиц кадастрового деления, начиная с кадастровых районов (от меньшего к большему).
Гражданин, имеющий право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в Книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка (либо его представитель), при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение пяти рабочих дней извещается об этом органом местного самоуправления в письменной форме. Количество граждан, которым органом местного самоуправления направляются извещения, определяется количеством включенных в перечень земельных участков.
Гражданин в течение 5 рабочих дней со дня вручения извещения, указанного в п. 21 Порядка, обращается в орган, осуществляющий распоряжение земельным участками, с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 16 Постановления Правительства Омской области от 29.06.2011 № 115-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» основаниями для снятия с учета гражданина являются: подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета; предоставление гражданину земельного участка в соответствии со статьей 7.1 Закона Омской области; утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии со статьей 7.1 Закона Омской области; смена гражданином места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район (городской округ); выявление в представленных гражданином документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием постановки гражданина на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа местного самоуправления
при решении вопроса о постановке на учет.
Снятие гражданина с учета оформляется решением органа местного самоуправления. Решение о снятии с учета орган местного самоуправления направляет гражданину в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 17 Постановление Правительства Омской области от 29.06.2011 № 115-п).
Пунктом 1 статьи 7.1 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений Омской области» (далее - Закон № 731-ОЗ) отдельным категориям граждан, в том числе семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством, предоставлено право на бесплатное приобретение в собственность для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в собственности Омской области или муниципальной собственности (далее - земельные участки).
Пунктом 5 статьи 7.1 Закона № 731-ОЗ установлено, что порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, а также порядок предложения гражданам земельных участков устанавливаются Правительством Омской области.
Как отмечалось выше, Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 № 115-п предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по учету граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.
В соответствии с Положением «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», утвержденным Решением Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ - прием и рассмотрение заявлений о принятии на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, подготовка проектов правовых актов Администрации <адрес>, отказе в постановке на учет, снятии с учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, подготовка проектов правовых актов Администрации <адрес> о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для указанных целей осуществляется департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>.
Судом установлено, согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №516-п, истица ФИО6 была поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС, как многодетная мать (л.д.12-13), на основании ее заявления от 21.09.2011г. (л.д.9-10).
Факт того, что истица относится к названной категории подтвержден удостоверением и копиями свидетельств о рождении детей (л.д.34-38), из которых усматривается, что истица имеет 5 детей: ФИО1, 15.08.№.р., ФИО2, 22.02.1991г.р., ФИО3, 09.07.1993г.р., ФИО4, 21.09.1995г.р., ФИО5, 02.07№.р., из которых: ФИО4 и ФИО5 являются учащимися БОУ ОО СПО «ОКТС».
Согласно копии из Книги учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для ИЖС, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, истица принята на учет в дату обращения – 21.09.2011г., номер очереди ФИО7 был 302 (л.д.100-101).
В указанной связи, издание Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №516-п о постановке ФИО7 как многодетной матери на учет, в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС, спустя 7 месяцев после обращения, не повлекло нарушение ее прав.
Далее. Пунктом 16 Порядка учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, утвержденного постановлением № 115-п (далее - Порядок учета граждан), предусмотрены основания для снятия граждан с учета, в частности, это утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии со статьей 7.<адрес> № 731-ОЗ, а именно: в случае если поставленная на учет в целях бесплатного предоставления в собственность семья теряет статус многодетной, она подлежит снятию с учета.
При этом условия регистрации многодетной семьи установлены статьей 40 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, согласно которой при регистрации в составе многодетной семьи учитываются:
супруги, имеющие трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи, в том числе мачеха, отчим, супруг опекуна (попечителя);
родитель (опекун, попечитель, приемный родитель), имеющий трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи;
дети в возрасте до восемнадцати лет, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью и совместно проживающие с вышеназванными лицами или с одним из них;
дети старше восемнадцати лет, в том числе находившиеся на попечении, либо воспитании в приемной семье) до восемнадцатилетнего возраста, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Многодетная семья считается зарегистрированной по месяц включительно, с которого в составе семьи число детей (включая принятых под опеку, попечительство) составит менее трех.
Порядок регистрации многодетных семей определяется Правительством Омской области.
Многодетным семьям, уполномоченным государственным учреждением Омской области, находящимся в ведении Министерства труда и социального развития <адрес>, выдается удостоверение многодетной семьи установленного образца, подтверждающее статус многодетной семьи.
Как отмечалось выше, согласно пункту 7 Порядка учета граждан, снятие гражданина с учета оформляется решением органа местного самоуправления.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в соответствии с Порядком предложения гражданам земельных участков, утвержденным постановлением №115-п, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ был предложен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> административном округе <адрес>, из перечня земельных участков, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1000-п (л.д.14).
В ответ на Извещение, 06.02.2014г. ФИО6 обратилась с заявлением о предоставлении названного земельного участка (л.д.15).
Однако, поскольку, по сведениям Министерства труда и социального развития <адрес> по состоянию на 05.02.2014, семья истицы утратила статус многодетной (письмо Министерства труда и социального развития <адрес> от 14.02.2014г. - л.д.49), согласно подпункту 3 пункта 16 Порядка учета граждан, 19.03.2014г. принято постановление Администрации <адрес> № 359-п о снятии с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка семьи истицы (л.д.47-48).
Таким образом, из анализа изложенных норм, в совокупности с представленными документами, суд приходит к выводу, что ФИО6 обоснованно была снята с учета в соответствии с действующим в тот период законодательством <адрес>, в связи с чем, ее требования о признании незаконными действий администрации по отказу в предоставлении ей земельного участка, не могут быть удовлетворены, как основанные на неверном толковании закона. Поскольку, ответчики действовали в своих полномочиях и на основании положений ст. 7.1 Закона № 731-ОЗ, следовательно, принятое решение отвечает требованиям законности и не повлекло нарушение прав истицы. Здесь же суд отмечает, что предложение конкретного земельного участка не влечет возникновения на него права собственности до государственной регистрации перехода права собственности в силу закона (ст.223 ГК РФ); в настоящее время, предложенный истице земельный участок предложен следующему по очереди лицу – ФИО13 (л.д.82).
Далее. Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1631-ОЗ «О внесении изменения в <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - <адрес> № 1631-ОЗ), опубликованный ДД.ММ.ГГГГ в газете «Омский вестник».
Согласно <адрес> № 1631-ОЗ граждане, принятые на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, чье право на получение земельного участка не было реализовано в связи с достижением ребенком (детьми) возраста 18 лет (23 лет, в случае обучения ребенка (детей) в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очном форме обучения), а лицами из числа детей-сирот - 25 лет, сохраняют право на получение земельного участка в соответствии со статей 7.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
В целях реализации названного <адрес> № 1631-ОЗ принято постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 129-п «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п». Постановление № 129-п впервые было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном портале <адрес> и далее - в газете «Омский вестник» 27.06.2014.
Согласно указанному постановлению в отношении граждан, поименованных в законе № 1631-ОЗ, сохраняется (восстанавливается) очередность постановки на учет, определенная порядковым номером в Книге учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков; восстановление на учете оформляется решением органа местного самоуправления.
Из ответа Администрации <адрес> от 01.07.2014г. на обращение истицы за восстановлением в списке очередников (л.д.84), следует, что в настоящее время осуществляется подготовка проекта постановления Администрации <адрес> о восстановлении на учете граждан, ранее снятых с учета в связи с достижением детьми или самими гражданами предельного возраста, необходимого для сохранения льготного статуса, в т.ч. и в отношении истицы. О результатах истица будет проинформирована (л.д.104-105).
Указанное подтвердила в своих пояснениях представитель ответчика, указав, что в настоящее время Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> подготовлен проект постановления Администрации <адрес> о восстановлении заявителя на учете, в нем, в том числе, поименована истица; указанный проект проходит процедуру согласования в структурных подразделениях Администрации <адрес>.
Суду представлена копия проекта названного Постановления (л.д.97-99).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что со стороны Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> и Администрации <адрес> осуществляются меры по восстановлению истицы в ее праве на получение земельного участка бесплатно.
Между тем, исходя из того, что изменения, дающие право истице получить бесплатно в собственность земельный участок в настоящее время (в период рассмотрения заявленного ею спора) вступили в законную силу; положения статьи 7.1 Закона № 731-ОЗ и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 129-п возлагают обязанность на органы местного самоуправления восстановить, в том числе истицу на учете лиц, имеющих право на получение земельного участка бесплатно; однако, как установлено судом, до настоящего времени истица на соответствующем учете не восстановлена; суд приходит к выводу о необходимости возложить на Администрацию <адрес> обязанность по восстановлению ФИО7 на учете лиц для бесплатного предоставления в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, с даты обращения (21.09.2011г.), поскольку, длительность процедуры оформления и согласования соответствующего решения органа местного самоуправления отдаляет получение истицей результата, в виде восстановленного права, на неопределенный срок, что не может являться допустимым.
Вместе с тем, требование истицы о возложении обязанности по предоставлению ей земельного участка не подлежит удовлетворению в указанной части, поскольку, из порядка предложения земельных участков, определенного в разделе 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 115-п, на основании которого гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, свободных от прав третьих лиц, утвержденного органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, следует, что очередность предложения земельных участков гражданам находится в зависимости от даты утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Нумерация земельных участков в перечне осуществляется исходя из даты их постановки на кадастровый учет. В случае совпадения даты постановки земельных участков на кадастровый учет очередность определяется значением единиц кадастрового деления, начиная с кадастровых районов (от меньшего к большему). Гражданин, имеющий право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в Книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка (либо его представитель), при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение пяти рабочих дней извещается об этом органом местного самоуправления в письменной форме. Количество граждан, которым органом местного самоуправления направляются извещения, определяется количеством включенных в перечень земельных участков. Гражданин в течение 5 рабочих дней со дня вручения извещения, указанного в п. 21 Порядка, обращается в орган, осуществляющий распоряжение земельным участками, с заявлением о предоставлении земельного участка.
Из указанного следует, что органами местного самоуправления установлен определенный порядок предоставления земельного участка в собственность отдельных категорий граждан бесплатно. Право, поименованное в ст. 7.1 Закона о регулировании земельных отношений, не является конституционным (безусловным) правом, а только временной, дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, в связи с чем, возложение судом такой обязанности, повлечет подмену судебным решением полномочий органа местного самоуправления.
Поскольку право истицы состоять на учете в целях получения бесплатно в собственность земельного участка восстановлено посредством разрешения заявленного спора по данному делу, следовательно, суд приходит к выводу, что обращение с требованиями о возложении обязанности на ответчика предоставить истице земельный участок, в данном случае, является преждевременным, поскольку доказательств того, что после восстановления на учете истице требуемый земельный участок предоставлен не будет, суду не представлено, судом не добыто. В связи с указанным, в удовлетворении названной части исковых требований, истице следует отказать.
Иных доказательств, помимо исследованных, суду не представлено, судом не добыто.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО7 – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> восстановить ФИО6 на учете граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, с даты обращения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Васильева Т.А.