Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2013 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Касимовой А.Н.,
при секретаре Коркуновой Т.В.,
с участием представителя заявителя ФИО1, представитель заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3041/2013 по заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области незаконным, обязании провести регистрацию, взыскании государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований истцами указано, что 00.00.0000 года ФИО3 было подано заявление в регистрирующий орган МИФНС, с приложенными документами: решением о создании юридического лица, учредительными документами в 2-х экземплярах, документом об уплате госпошлины, уставом кооператива. 00.00.0000 года ФИО3 был получен отказ от 00.00.0000 года, согласно которому Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. В обоснование МИФНС указано, что из представленного на государственную регистрацию пакета документов установлено, что вновь создаваемый Гаражно-Строительный Кооператив (данные изъяты) является некоммерческой организацией, однако, в нарушение п.п. «К» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ заявителем заполнены раздел 6 на странице 2, а также раздел 10 листа «б». На данном основании заявление, содержащее сведения, не подлежащие внесению в государственный реестр, не может являться основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, в связи с чем является непредоставленным. Считают данный отказ незаконным и необоснованным. Поскольку было подано заявление с соблюдением требований ст. 12 Закона № 129-ФЗ, предъявляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. Сведения, содержащиеся в предоставленных учредительных документах достоверны
Просят признать отказ МИФНС № 17 по Иркутской области в государственной регистрации Гаражно-Строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации от 00.00.0000 года, незаконным; обязать МИФНС № 17 по Иркутской области произвести государственную регистрацию Гаражно-Строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации; взыскать с МИФНС № 17 по Иркутской области в их, заявителей, пользу расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание истицы ФИО3, ФИО4, ФИО5 не явились по неизвестной причине, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что действительно, были заполнены те листы, которые не должны были заполняться, но такого основания не достаточно МИФНС для отказа в государственной регистрации кооператива.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не поддержал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 40-41).
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно ст. 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пп. «К» п. 1 ст. 5 Закона в едином государственном реестре юридических лиц содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице – размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).
Судом установлено следующее.
00.00.0000 года ФИО3, ФИО4, ФИО5 в регистрирующий орган - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области было подано заявление о регистрации в качестве некоммерческой организации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты), с приложенными документами: решением о создании юридического лица, учредительными документами в 2-х экземплярах, документом об уплате госпошлины, уставом кооператива. При этом заявителем ФИО3 были ошибочно заполнены: раздел 6 заявления формы Р11001, а также раздел 10 в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5
Решением МИФНС № 17 по Иркутской области от 00.00.0000 г. ФИО3 ФИО4, ФИО5 отказано в государственной регистрации в качестве некоммерческой организации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) на основании пп. «А» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно указанному решению, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что в связи с внесением заявителем сведений, не подлежащих внесению в государственный реестр, данное заявление формы 11001 не может являться основанием внесения записи в ЕГРЮЛ, в связи с чем считается не поданным.
Анализируя представленные оказательства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований заявителей в части признания незаконным решения об отказе в государственной регистрации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации от 00.00.0000 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Суд исходил из следующего.
Заполнение заявителем ФИО3 раздел 6 заявления формы Р11001, а также раздел 10 в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, является ошибкой, которая в соответствии с действующим законодательством, не может быть приравнена к не предоставлению документа по установленной форме. Таким образом, у МИФНС № 17 по Иркутской области отсутствовало правовое основание отказать в государственной регистрации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации, по основаниям предусмотренным пп. «А» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Установленный Законом перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица является исчерпывающим. Заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации был представлен полный пакет документов, предусмотренный Законом. Документы предоставлены в надлежащий регистрирующий орган, что не оспаривается представителем заинтересованного лица. При таких обстоятельствах оспариваемое решение МИФНС № 17 по Иркутской области не соответствует Закону.
В целях устранения нарушенных прав заявителей, суд обязывает МИФНС № 17 по Иркутской области рассмотреть представленные ФИО3, ФИО4 Ф, ФИО5 документы о государственной регистрации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации.
В удовлетворении заявленных требований ФИО3, ФИО4, ФИО5 об обязании МИФНС № 17 по Иркутской области провести государственную регистрацию некоммерческой организации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты), суд считает необходимым отказать, поскольку принятие данных решений, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» входит в компетенцию только федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно ст. 24 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании изложенного, с учетом объема удовлетворенных исковых требований с МИФНС № 17 по Иркутской области в пользу ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 0000 рублей, поскольку заявленные требования удовлетворены частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области незаконным, обязании провести регистрацию, взыскании государственной пошлины, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации от 00.00.0000 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО3, ФИО4, ФИО5 в связи с подачей документов на государственную регистрацию Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) в качестве некоммерческой организации, путем рассмотрения представленных документов.
В удовлетворении заявленных требований ФИО3, ФИО4, ФИО5 об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области провести государственную регистрацию некоммерческой организации Гаражно-строительного Кооператива (данные изъяты) - отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в пользу ФИО3 уплаченную государственную пошлину в сумме 0000 рублей.
В удовлетворении заявленных требований о взыскании уплаченной государственной пошлины в сумме 0000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.
Судья А.Н. Касимова
Решение вступило в законную силу 19.12.2013 г.