Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Софоновой Е.В.
с участием сторон:истца ФИО1 и представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3041/19 по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и общий трудовой стаж работы, перерасчете назначенной пенсии,
У с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с требованиями к ответчику об оспаривании решения № 46 от <дата> и включении в страховой и общий трудовой стаж периода работы с <дата> по <дата> в качестве нотариуса, перерасчете размера пенсии с учетом включения в стаж названного периода работы. В обоснование требований указала, что при достижении возраста назначения пенсии, <дата> она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением № 46 от <дата> ей назначена страховая пенсия по старости, однако отказано в зачете в страховой и общий трудовой стаж периода работы с <дата> по <дата> в качестве нотариуса в связи с отсутствием в индивидуально лицевом счете сведений о работе в этот период. С отказом Пенсионного фонда истец не согласна, поскольку все установленные законом налоги и взносы, в том числе и на пенсионное обеспечение, производились своевременно и в полном объеме.
Кроме того, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 № 7-П и от 23.12.1999 № 18-П была установлена невозможность признания страховых платежей законно установленными, в связи с их чрезмерностью, а также необходимость произведения перерасчета уже уплаченных страховых взносов. Управление ПФР должно было произвести перерасчет, т.к. истцом было подано об этом заявление от <дата>.
Полагая решение пенсионного органа незаконным, истец обратилась в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, сославшись на вышеизложенные доводы.
Представитель УПФР в лице ФИО2 в суде исковые требования не признала, пояснила, что истцу обоснованно не засчитан в общий страховой стаж период с <дата> по <дата> в качестве нотариуса в связи с отсутствием в индивидуально лицевом счете сведений о работе в этот период, ссылаясь на доводы, изложенные в решении № *** от <дата>.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 6, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19, 46 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 01.04.2019) (далее соответственно - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица, Федеральный закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что истец ФИО1 является нотариусом г.Сызрани с <дата> ( лицензия № *** от <дата>), зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования с <дата>, а с <дата> является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 32 ФЗ от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец ФИО1 осуществляет деятельность в качестве нотариуса г.Сызрани с 1993 года по настоящее время. Ее деятельность в качестве нотариуса, в том числе и в период с <дата> по <дата>, подтверждается записями в книгах учета наследственных дел, а также судебными актами по спорам нотариуса ФИО1 к налоговой инспекции, и не оспаривается стороной ответчика.
<дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением № *** от <дата> ей назначена страховая пенсия по старости, однако отказано в зачете в страховой и общий трудовой стаж периода работы с <дата> по <дата> в качестве нотариуса, в связи с отсутствием в индивидуально лицевом счете сведений о работе в этот период.
Суд полагает данный отказ пенсионного органа незаконным исходя из следующего:
В период с 1997 по 2000 годы были приняты несколько федеральных законов, устанавливающих размер тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе для занимающихся частной практикой нотариусов.
Статьей 1 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" для занимающихся частной практикой нотариусов были предусмотрены тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от полученных ими доходов (пункт "б"). Федеральный закон от 08.01.1998 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" для занимающихся частной практикой нотариусов сохранил тарифы, действовавшие в 1997 году.
Федеральным законом от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" для занимающихся частной практикой нотариусов был установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20,6 процента дохода (пункт "б" статьи 1).
Федеральным законом от 30.03.1999 N 59-ФЗ посредством внесения изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона от 08.01.1998 законодатель внес изменения в Федеральный закон от 05.02.1997, изложив в новой редакции часть первую пункта "б" статьи 1, тем самым уменьшив для занимающихся частной практикой нотариусов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 28 процентов до 20,6 процента.
Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" для занимающихся частной практикой нотариусов также установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20,6 процента от дохода (пункт "б" статьи 1).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П положения пункта "б" статьи 1 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", устанавливающие для занимающихся частной практикой нотариусов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, как и положения статьи 5 этого Федерального закона о его введении в действие с 01.01.1997, то есть до даты его опубликования 11.02.1997.
Этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации определено, что положения Федерального закона от 08.01.1998 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", как воспроизводящие нормы Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ, не подлежат применению по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П положения статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для занимающихся частной практикой нотариусов признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации определено, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования занимающиеся частной практикой нотариусы уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за 1999 и 2000 годы в установленном Федеральными законами от 04.01.1999 и от 20.11.1999 в размере 20,6 процента от дохода. После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
Из указанных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и его же Определения от 26.11.1998 N 144-О следует, что суммы страховых взносов, уплаченные частными нотариусами за период с 11.02.1997 (даты опубликования Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год") по 24.02.1998 (даты принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П) перерасчету не подлежат. Занимающиеся частной практикой нотариусы имеют право на зачет в счет текущих и будущих платежей всех уплаченных ими в Пенсионный фонд страховых взносов за период с 01.01.1997 по 10.02.1997 и за период с 25.08.1998 по 31.12.1998, в связи с отсутствием необходимого правового регулирования и отсутствием у нотариусов обязанности в названные периоды времени уплачивать платежи в Пенсионный фонд. В период с 24.02.1998 по 24.08.1998 (до истечения 6-месячного срока, установленного Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации для законодателя) на нотариусов законодательно была возложена обязанность производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 28%, и с 01.01.1999 по 31.12.2000 - в размере 20,6 процента от дохода, излишне уплаченные нотариусами за эти периоды страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей после введения нового правового регулирования.
С 01.01.2001 введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе глава 24 "Единый социальный налог". Частью 3 статьи 241, находящейся в указанной главе, для индивидуальных предпринимателей, к которым для целей Налогового кодекса приравнены частные нотариусы (часть 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации), был установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (от 19,2%) в составе единого социального налога.
Таким образом, с 01.01.2001 у нотариусов возникло право требовать зачета или возврата излишне уплаченных в Пенсионный фонд платежей с учетом ставки, установленной на момент введения в действие главы 24 Налогового кодекса (от 19,2%).
Таковым правом и воспользовалась нотариус ФИО1, <дата> направила в Пенсионный фонд г.Сызрани заявление о перерасчете страховых взносов, однако данное заявление было оставлено ответчиком без должного внимания.
Между тем, сведений о наличии у истца недоимки по страховым взносам за спорный период, суду не представлено.
Тогда как, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П от 10.07.2007 указано, что закрепляя права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти (статья 12). Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Между тем, сведений о том, что Пенсионным фондом принимались меры по взысканию задолженности по страховым взносам за 1999 год, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая названные нормы закона, отсутствие недоимки по страховым взносам за 1999 год, работу истца в спорный период в качестве нотариуса, суд полагает необходимым засчитать ФИО1 в страховой и общий трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> в качестве нотариуса, с последующим перерасчетом размера пенсии с учетом названного периода работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования ФИО1.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) засчитать ФИО1 в страховой и общий трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> в качестве нотариуса, с последующим перерасчетом размера пенсии с учетом названного периода работы.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья Сапего О.В.