Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО9., при секретаре ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения <адрес>ФИО6, представителей ответчика КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» – ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> об обязании КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскании незаконно удержанных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального районного суда <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в котором просит обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживать с ФИО1 за предоставляемые социальные услуги не более 75% от пенсии данного лица.
Также в исковом заявлении содержатся требования о возврате ФИО1 денежных средств в сумме 70 244 рубля 91 копейка, удержанных КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве платы за предоставленные социальные услуги, сверх суммы, составляющей 75% от пенсии ФИО1.
В обоснование данных требований в исковом заявлении приводятся доводы о том, что ФИО1 находится в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с 2011 года. Ранее отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, были урегулированы положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», в силу которого плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания не могла превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Данное постановление утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п. 4 ст. 32 которого установлено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
С ФИО1 01.12.2021 заключен договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с которым размер ежемесячной платы установлен не выше 75% среднедушевого дохода Корякина Ю.П., что не соответствует положениям ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, в соответствии с которыми в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования уточнены: указан номер банковского счета, на который подлежат переводу денежные средства, взыскиваемые в пользу ФИО1.
В ходе рассмотрения дела прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО6 с требованиями искового заявления не согласилась. Пояснила, что ФИО1 является инвалидом, и непрерывно находится в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с 2011 года. После вступления в силу закона об основах социального обслуживания граждан договор на социальное обслуживание был впервые заключён с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Ранее договор не заключался, поскольку в руководстве КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», выступавшего в роли законного представителя ФИО1, не знали, как заключать подобный договоры. На вопросы суда пояснила, что до 2015 года ФИО1 за плату оказывались социальные услуги, перечисленные в отзыве на исковое заявление. Все остальные социальные услуги, входившие в перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 № 1151, оказывались ФИО1 бесплатно. После 2015 года объём оказываемых услуг изменился, ФИО1 стали оказываться иные, ранее не оказываемые услуги: социально-медицинские, гигиенические, иноформатизационные. Объём оказываемых ФИО1 услуг определятся индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИПСО).
Представитель ответчика ФИО5 с требованиями искового заявления не согласилась. На вопросы суда пояснила, что до 2014 года ФИО1 платно оказывались услуги, указные в отзыве на исковое заявление: питание, обеспечение мягким инвентарём, дератизация, дезинсекция, вывоз мусора, текущий ремонт. Все остальные социальные услуги, входившие в перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 № 1151, оказывались ФИО1 бесплатно. Договор на социальное обслуживание заключён с ФИО1 в декабре 2021 года. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг ФИО1, предусмотренная данным договором, устанавливается на 3 года, и была утверждена ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
До 1 января 2015 года отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались в том числе: Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Закон № 122-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (далее – Постановление № 1151), Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Постановление № 244).
В силу ст. 4 Закона № 122-ФЗ гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивалась возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые были включены в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.
При этом, в силу абз. 3 ст. 4 Закона № 122-ФЗ сокращения объема гарантированных государством социальных услуг не допускалось.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг являлся базовым и определялся Постановлением № 1151.
Данным перечнем были установлены виды услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания: материально–бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, социально - медицинские и санитарно - гигиенические услуги, образовательные, трудовые, правовые, ритуальные услуги.
Таким образом, до 01.01.2015 для инвалидов, проживавших в стационарных учреждениях социального обслуживания, имелся установленный государством гарантированный перечень социальных услуг, подлежащих оказанию данным лицам в полном объёме вне зависимости от каких-либо условий.
Порядок взимания и размер платы за стационарное обслуживание инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, до 01.01.2015 были регламентированы Постановлением № 244.
Пунктом 1 Постановления № 244 было установлено, что размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Также, в соответствии со ст. 24 Закона № 122-ФЗ порядок оплаты стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании <адрес> от 31.01.2005 № 260 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей» постановлением <адрес> № 38-ПР от 26.04.2005 был утвержден Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в <адрес>.
В силу п. 6 данного Порядка размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не мог превышать 75 процентов от установленной гражданам пенсии.
Таким образом, до 01.01.2015 размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание инвалидов в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» не мог превышать 75 процентов от установленной инвалиду пенсии.
Приведенные выше нормативные правовые акты утратили силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Взамен ранее существовавшего перечня гарантированных государством социальных услуг, с 01.01.2015 объём социальных услуг определяется индивидуальной программой, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (ст. 16 Закона № 442-ФЗ).
В силу ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Таким образом, в силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), договор на оказание социальных услуг будет считаться заключенным, если в данном договоре определена, в том числе, стоимость оказываемых социальных услуг.
Также с 01.01.2015 изменился порядок определения предельного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме.
Так, в силу положений ч. 4 ст. 32 Закона № 442-ФЗ, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
При этом, пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», определено, что при расчёте среднедушевого дохода, помимо пенсии лица, которому оказываются социальные услуги, учитываются также и иные доходы, полученные в денежной форме.
Таким образом с 01.01.2015 законодателем расширен перечень доходов получателя социальных услуг в стационарной форме, которые подлежат учёту при определении предельного размера платы за оказанные услуги.
Вместе с тем, в силу переходных положений, определённых ч. 2 ст. 35 Закона № 442-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Из буквального правового смысла приведенной нормы, в его совокупности с положениями ст. 24 Закона № 122-ФЗ, п. 1 Постановления № 244, следует, что за текущее предоставление социальных услуг, соответствующие виды которых оказывались лицу и до 01.01.2015, предельный размер платы не может превышать 75-и процентов от установленной данному лицу пенсии.
При этом, исходя из различной правовой природы определения объёма социальных услуг, существовавшей до 01.01.2015 (гарантированный государством перечень видов услуг) и возникшей после вступления в силу Закона № 442-ФЗ (индивидуально определяемые виды, объём, периодичность услуг), суд полагает, что в случае оказания лицу социальной услуги, которая до 01.01.2015 ему не оказывалась, условия оплаты данной услуги подлежат определению в соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона № 442-ФЗ.
Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 является инвалидом. С 1981 года находится на стационарном обслуживании в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», получая социальные услуги.
Из расчёта, представленного КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», следует, что с июля 2019 года по март 2022 года с ФИО1 в качестве платы за оказанные социальные услуги, ежемесячно удерживалась сумма в 75% от его среднедушевого дохода.
Прокурор полагает, что за названный период подлежала удержанию сумма в размере не более 75% от пенсии ФИО1, в связи с чем просит взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 денежные средства, удержанные сверх данной величины.
Суд находит, что в силу императивных положений ст.ст. 16, 17 Закона № 442-ФЗ с ФИО1 с января 2015 года подлежал заключению договор на оказание социальных услуг, в котором должны быть определены виды, объём, периодичность социальных услуг, а также стоимость оказываемых социальных услуг.
Индивидуальные программы предоставления социальных услуг ФИО1 утверждены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 17 Закона № 442-ФЗ, договор на предоставление социальных услуг заключён с ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо иных соглашений об определении стоимости социальных услуг, подлежащих оказанию ФИО1, и корреспондирующих положениям ч. 2 ст. 17 Закона № 442-ФЗ, между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ заключено не было.
Учитывая изложенное суд находит, что в отсутствие договора на предоставление социальных услуг каких-либо правовых оснований у КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» по удержанию с ФИО1 денежных средств в качестве оплаты социальных услуг за период с июля 2019 по ноябрь 2021 года не имелось
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с июля 2019 по ноябрь 2021 года КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» денежные средства в счёт оплаты стоимости социальных услуг удерживались с ФИО1 незаконно.
Вместе с тем, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд, руководствуясь объёмом заявленных прокурором исковых требований, полагает возможным взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 за период с июля 2019 по ноябрь 2021 года удержанные денежные средства в объёме разности между суммой фактически удержанных денежных средств и суммой денежных средств, составляющих 75% от ежемесячной пенсии ФИО1.
В части материальных требований, предъявляемых прокурором к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» за период с декабря 2021 года по март 2022 года, суд полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Из отзыва на исковое заявление и пояснений представителей ответчика следует, что для ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ за плату оказывались услуги по:
- питанию (4 903 рубля 26 копеек в месяц),
- обеспечению мягким инвентарём (1 060 рублей 24 копейки в месяц),
- дератизации и дезинсекции (75 рублей 79 копеек в месяц),
- вывозу мусора (59 рублей 92 копейки в месяц),
- текущему ремонту (600 рублей 79 копеек в месяц).
Иные виды социальных услуг, входящие в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением №, до ДД.ММ.ГГГГ оказывались ФИО1 бесплатно.
Учитывая нормативные положения ч. 2 ст. 35 Закона № 442-ФЗ суд находит, что стоимость социальных услуг по питанию, обеспечению мягким инвентарём, дератизации и дезинсекции, вывозу мусора, текущему ремонту, в случае оказания их ФИО1 по договору, заключаемому в порядке ст. 17 Закона № 442-ФЗ, не может превышать стоимость этих видов услуг, установленную для ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При этом для ФИО1 размер ежемесячной платы за эти услуги, а также, услуги, ранее входившие в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением №, не может превышать 75-и процентов от его пенсии.
Из обстоятельств дела следует, что между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и ФИО1 заключён договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сопоставив содержание Федерального перечня гарантированных государством социальных услуг, утвержденных Постановлением №, а также перечня дополнительных услуг, которые оказывались ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ, с содержанием расчёта стоимости предоставления социальных услуг по индивидуальной программе № от ДД.ММ.ГГГГ суд находит, что услуги по дератизации и дезинсекции, вывозу мусора, текущему ремонту, которые до ДД.ММ.ГГГГ дополнительно оказывались ФИО1, в индивидуальную программу ФИО7 не включены.
В остальной части суд находит, что в пунктах 1.1 – 1.5, 4.4, 4.5, 5.1, 6.1., 6.2, индивидуальной программы перечислены виды социальных услуг, которые ранее оказывались ФИО1 в силу Постановления №.
Вместе с тем, в пунктах 1.7, 2.1 – 2.7, 3.1, 3.2, 7.2, 7.3 индивидуальной программы ФИО1 перечислены такие виды социальных услуг, которые до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не оказывались, и в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением № 1151, не входили.
Таким образом суд находит, что виды социальных услуг, перечисленные в пунктах 1.7, 2.1 – 2.7, 3.1, 3.2, 7.2, 7.3 индивидуальной программы № от ДД.ММ.ГГГГ, установлены для ФИО1 впервые после вступления в силу закона № 442-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не оказывались, в связи с чем подлежат оплате в соответствии с положениями ч. 4 ст. 32 Закона № 442-ФЗ – в размере не превышающем семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Стоимость данных услуг составляет 19 473 рубля 69 копеек в месяц, что превышает семьдесят пять процентов ежемесячного среднедушевого дохода ФИО1 в 2022 году.
Таким образом суд находит, что за период с декабря 2021 года по март 2022 года КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с ФИО1 правомерно удерживались суммы в семьдесят пять процентов его ежемесячного среднедушевого дохода в счёт оплаты социальных услуг, оказываемых по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное материальные требования прокурора о взыскании с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 денежных средств, незаконно удержанных за период с декабря 2021 года по март 2022 года, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования «<адрес> «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных материалах требований в сумме 2 036 рублей 67 копеек, а также в связи с удовлетворением нематериальных требований – в размере 300 рублей.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» удовлетворить частично.
<адрес>вое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание в размере, не превышающем 75% пенсии за предоставление ФИО1 социальных услуг, перечисленных в федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 № 1151, а также социальных услуг по дератизации, дезинсекции, вывозе мусора, текущему ремонту.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 незаконно удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61 222 рубля 33 копейки.
Денежные средства, причитающиеся ФИО1, перечислить на номинальный счёт, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» №.
В остальной части исковых требований – отказать.
Дополнительно взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в доход муниципального образования городской округ «<адрес>» государственную пошлину в сумме 2 036 рублей 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО10
ФИО10