ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3045/20 от 17.12.2020 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-3045/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Дианкиной А.В.

при секретаре Рыбакиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой А.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан о взыскании денежных средств материального стимулирования государственного гражданского служащего,

установил:

Данилова А.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан и после уточнения исковых требований просила признать за истцом право, как бывшего работника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан, в период ее работы, на получение денежных средств материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года и за 1 квартал 2020 года, денежных средств дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 1 квартал 2020 года, с начислением процентов по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента вступления в силу решения суда до фактического его полного исполнения.

В обоснование иска указано, что истец с 23.01.2012 работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан. С 14.05.2019 исполняла обязанности заместителя начальника отдела камеральных проверок № 1. 06.02.2020 служебный контракт расторгнут по инициативе гражданского служащего. После расторжения служебного контракта истцу не были выплачены денежные средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года в размере 118 837 руб. 03 коп. В порядке досудебного урегулирования спора истец обращалась к ответчику, в ответе от 15.07.2020 было указано об отказе в выплате средств материального стимулирования. После чего она обращалась с жалобой в Управление ФНС по РТ, ей также было отказано в выплате денежных средств по причине прекращения трудовых отношений. С таким отказом она не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с иском.

В ходе судебного разбирательства истец Данилова А.П. и ее представитель Стельмаков С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, решение работодателя о невыплате материального стимулирования за период, предшествующий увольнению Даниловой А.П., ставит работников в неравное положение.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан Сафронова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила мотивированный отзыв, пояснила, что при увольнении работнику Даниловой А.П. было выплачено 6 673 руб. 70 коп., из которых 2 621 руб. 91 коп. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и 4 051 руб. 79 коп. заработная плата за февраль 2020 года. Решение о выплате и распределении средств материального стимулирования за 4 квартал 2019 года и за 1 квартал 2020 года принималось после увольнения Даниловой А.П. Денежные средства материального стимулирования не являются составной частью денежного содержания государственного гражданского служащего, подлежащего обязательной выплате в случае его увольнения. Вопрос о выплате средств материального стимулирования находится в полном ведении и исключительной компетенции начальника налогового органа и не зависит от каких-либо условий, критериев или показателей эффективности деятельности налогового органа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан, в том числе, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с частью 1 статьи 391 Трудового кодекса Российской Федерации в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам.

В силу части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую сумму.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к таким дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (далее - надбавка за выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (далее - должностная надбавка); ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Судом установлено, что Данилова А.П. работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан, с 16.05.2014 года занимала должность заместителя начальника отдела камеральных проверок № 1.

Согласно служебному контракту от 14.05.2019 (л.д.32-34), заключенному между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан и Даниловой А.П., истцу установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5 246 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 100 % должностного оклада; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1 663 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 20 % от этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При увольнении Даниловой А.П. начислены и перечислены следующие выплаты: 2 621 руб. 91 коп. – компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, 4 051 руб. 79 коп. – заработная плата за февраль 2020 года.

В судебном заседании из пояснений истца установлено, что после расторжения служебного контракта ей не были выплачены денежные средства материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года и за 1 квартал 2020 года, а также денежные средства дополнительного материального стимулирования 1 квартал 2020 года в размере 118 837 руб. 03 коп.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что денежные средства материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года, а также денежные средства дополнительного материального стимулирования не были выплачены истцу, поскольку решение о распределении соответствующих выплат принимались Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан после увольнения Даниловой А.П.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 611 от 25 сентября 2007 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлять в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.

В соответствии с «Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 90н, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии.

Ежеквартально ФНС России доводится механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. За 4 квартал 2019 года данный механизм доведен приказом ФНС России от 06.04.2020 за 1 квартал 2020 года доведен письмом УФНС от 02.07.2020

Согласно пунктам 3 Механизмов распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России (л.д.103-112), решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период по представлению Комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактического отработанного времени принимает для гражданских служащих налоговых органов - руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.

В соответствии с Приказом от 03.02.2020 Данилова А.П. освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по собственной инициативе (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Приказом Управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 10.04.2020 года утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Татарстан, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года согласно приложению № 1 к настоящему приказу. Начальникам инспекций ФНС России в республике Татарстан поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктом № 1 (л.д.94).

15 апреля 2020 года состоялось заседание комиссии налогового органа об оценке эффективности деятельности налогового органа, где было принято решение не выплачивать средства материального стимулирования за 4 квартал 2019 года сотрудникам, уволившимся из системы налоговых органов России по инициативе гражданского служащего, в том числе Даниловой А.П.

Указанное решение обусловлено рядом причин.

Из протокола заседания комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан об оценке эффективности деятельности инспекции от 15.04.2020 следует, что в отношении Даниловой А.П. 21.08.2019 применено дисциплинарное взыскание. 12.12.2019 дисциплинарное взыскание снято. В комиссию поступила служебная записка от курирующего заместителя начальника инспекции ФИО8 о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей Даниловой А.П. Так, в нарушение пункта 8 должностного регламента заместителем начальника отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан Даниловой А.П. не осуществлен контроль полноты проведения контрольных мероприятий при осуществлении валютного и налогового контроля в период 2019 г., не выполнен план компонента К3.2.3-динамика и сумма взыскания штрафов за нарушение валютного законодательства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан – 0 баллов, некачественное и несвоевременное выполнение задач возложенных на отдел камеральных проверок № 1 повлекло за собой невыполнение компонента 3.1 динамика налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС – 0 баллов за 4 квартал 2019 года.

Из содержания служебной записки заместителя начальника инспекции ФИО8 следует, что при распределении средств материального стимулирования за 4 квартал 2019 года, ФИО8 просила рассмотреть вопрос о не выплате средств материального стимулирования за 4 квартал 2019 г. заместителю начальника отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан, с 16.12.2019 года по 06.02.2020 года исполняющему обязанности начальника отдела камеральных проверок № 1 Даниловой А.П. по следующим причинам: в отношении Даниловой А.П. 21.08.2019 применено дисциплинарное взыскание (приказ от 21.08.2019), 12.12.2019 снято дисциплинарное взыскание (приказ от 12.12.2019). В нарушении пункта 8 должностного регламента заместителем начальника отдела камеральных проверок №1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан Даниловой А.П. не осуществлен контроль полноты проведения контрольных мероприятий при осуществлении валютного и налогового контроля в период 2019 год. Согласно данным Банка России по организациям АО «...» ИНН , АО «...» ИНН имеются признаки нарушений положений пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», контрольные мероприятия не проведены. Не выполнен план компонента К3.2.3 Динамика и сумма взыскания штрафов за нарушения валютного законодательства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан - 0 баллов. Некачественное и несвоевременное выполнение задач возложенных на отдел камеральных проверок № 1 повлекло за собой не выполнение компонента 3.1 динамика налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС - 0 баллов за 4 кв. 2019 г. (л.д.97).

По смыслу положений статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения. Разрешение вопроса о выплате поощрения относиться к исключительной компетенции представителя нанимателя.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являются мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Совокупностью исследованных доказательств установлено, что невыплата Даниловой А.П. средств материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года обусловлена отсутствием эффективности работы истца и невыполнение ею поставленных перед налоговым органом задач, что отражено в протоколе заседания комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции.

Учитывая изложенное, суд считает, что доводы истца о том, что средства материального стимулирования за 4 квартал 2019 года ей не выплачены по дискриминационным признакам, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем исковые требования в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Приказом Управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 29.06.2020 года утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Татарстан, сверх установленного фонда оплаты труда за 1 квартал 2020 года согласно приложению № 1 к настоящему приказу. Начальникам инспекций ФНС России в республике Татарстан поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктом № 1 (л.д.96).

08 июля 2020 года состоялось заседание комиссии налогового органа об оценке эффективности деятельности налогового органа, где было принято решение не выплачивать средства материального стимулирования за 1 квартал 2020 года сотрудникам, уволившимся из системы налоговых органов России по инициативе гражданского служащего, в том числе Даниловой А.П. (л.д.55-56).

Из протокола заседания комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан об оценке эффективности деятельности инспекции от 08.07.2020 следует, что из 11 присутствующих членов комиссии 7 проголосовали «против» выплаты средств материального стимулирования уволенному сотруднику из системы налоговых органов России, 4 члена комиссии проголосовали «за» выплату средств материального стимулирования уволенному сотруднику из системы налоговых органов России Даниловой А.П., таким образом, учитывая наибольшее количество голосов «против», принято решение о не выплате уволенному сотруднику из системы налоговых органов России Даниловой А.П. средств материального стимулирования за 1 квартал 2020 года.

Суд не может согласиться с обоснованностью таких выводов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан.

Так в силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 3 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса РФ), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Ответчик, принимая решение о не выплате истцу средств материального стимулирования за 1 квартал 2020 года пропорционально отработанному времени, ни в протоколе заседания комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан об оценке эффективности деятельности инспекции от 08.07.2020, ни в иных документах, не приводит убедительных причин отказа в выплате средств материального стимулирования.

Доказательств совершения истцом в указанном периоде дисциплинарных проступков либо неисполнение возложенных служебным контрактом трудовых обязанностей, ответчиком суду не представлено.

Из расчетов средств материального стимулирования гражданских служащих отделов приоритетных направлений работ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан (л.д.86 оборот) следует, что за 1 квартал 2020 года всем работникам, не уволенным из налогового органа в отчетном периоде, средства материального стимулирования были начислены и выплачены.

Данное обстоятельство в судебном заседании представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан не оспаривалось.

Оснований для невыплаты истцу средств материального стимулирования, связанных именно с деловыми качествами Даниловой А.П., судом при рассмотрении дела не установлено.

Таким образом, поскольку невыплата истцу средств материального стимулирования за 1 квартал 2020 года фактически связана с увольнением истца по собственному желанию, а не с деловыми качествами истца, что расценивается судом как дискриминация в сфере труда, считает исковые требования о взыскании с ответчика средств материального стимулирования за 1 квартал 2020 года, пропорционально отработанному времени, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что вопрос о выплате средств материального стимулирования находится в полном ведении и исключительной компетенции начальника налогового органа и не зависит от каких-либо условий, критериев или показателей эффективности деятельности налогового органа, не свидетельствуют о наличии у ответчика права осуществлять выплату вознаграждения за труд без учета требований статьи 37 Конституции Российской Федерации, в том числе, о наличии права произвольного лишения работников средств материального стимулирования.

Из расчетов средств материального стимулирования гражданских служащих отделов приоритетных направлений работ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан (л.д.86 оборот) следует, что базовая часть средств материального стимулирования составляет 24 964 руб. 89 коп., с учетом отработанного Даниловой А.П. в 1 квартале 2020 года периода (до 06.02.2020) с применением коэффициента 0,37 размер материального стимулирования составляет 9 237 руб. 01 коп.

Таким образом, с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан в пользу истца Даниловой А.П. подлежит взысканию сумма в размере 9 237 руб. 01 коп.

Суд не может принять за основу решения расчеты истца о размере средств материального стимулирования исходя из средних значений таких выплат в 2019 году, поскольку размер материального стимулирования за 1 квартал 2019 года не может соответствовать размеру материального стимулирования за 1 квартал 2020 года, так как размер бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих, зависит от значения рейтингового балла налоговой инспекции в отчетном периоде (квартале).

Суд не находит оснований для взыскания с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан в пользу истца Даниловой А.П. средств дополнительного материального стимулирования по следующим основаниям.

Приказом начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан от 24 марта 2020 года произведены выплаты на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности на момент начисления материального стимулирования, за период с 01.03.2020 по 31.03.2020 (л.д.53).

Поскольку период, за который выплачены средства дополнительного материального стимулирования, приходится на март 2020 года, в котором Данилова А.П. уже не работала, доказательств выплаты средств дополнительного материального стимулирования за период работы до 06.02.2020 (дата увольнения истца) в материалах дела не представлено, оснований для начисления истцу данных денежных средств не имеется.

Требования истца о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежат, поскольку положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг. Между тем в данном случае правоотношения связаны с оплатой труда, то есть не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исковые требования Даниловой А.П. о признании за ней право, как бывшего работника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан, в период ее работы, на получение денежных средств материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года, денежных средств дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 1 квартал 2020 года, не являются материально - правовыми требованиями, подлежащими разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а являются юридически значимыми обстоятельствами по делу, подлежащими доказыванию в рамках разрешения исковых требований, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Даниловой А.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан в пользу Даниловой А.П. денежные средства в размере 9 237 руб. 01 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 23 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья