Дело № 2-3045/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года Королёвский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Королёвскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, с учётом внесённых уточнений, обратилась в суд с иском к Королёвскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она, ФИО2, обратилась в Управление социальной защиты населения в г.Королёв за продлением причитающегося ей, ФИО2, пособия на ребёнка с 3 до 7 лет как малообеспеченной семье, выплачиваемого согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, включительно, примерного перечня документом (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении». ДД.ММ.ГГГГ она, ФИО2, получила уведомление об отказе в назначении пособия по причине превышения размере среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения.
Далее истец указывает, что по её, ФИО2, мнению ответчик неправильно произвёл расчёт размера среднедушевого дохода семьи, т.к. не были приняты во внимание расходы семьи истца на приобретение ценных бумаг, а был принят при расчёте только размер денежных средств, за которые данные ценные бумаги были проданы. Однако, доходом в данном случае следует считать разницу между денежными средствами, на которые ценные бумаги были приобретены и ценой, по которой эти ценные бумаги были проданы.
Истец, ссылаясь на то, что действиями ответчика ей причинены моральные и нравственные страдания, просит суд: признать действия (бездействие) Управление социальной защиты населения незаконными; обязать ответчика назначить ей, ФИО2, ежемесячную выплату на ребёнка от 3 до 7 лет; обязать ответчика возобновить выплату приостановленного ранее назначенного пособия с возмещением неоплаченных сумм, а именно, 1 159 руб. 00 коп. з июнь 2021 года и 1 159 руб. 00 коп. за июль 2021 года на ФИО3; 4 420 руб. 00 коп. за июнь 2021 года и 4 420 руб. 00 коп. за июль 2021 года на ФИО4; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере – 500 000 руб. 00 коп. (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Московской области.
Истец ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков – ФИО6 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. (л.д. 45-48).
Суд, рассмотрев дело, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, комн.3 и на момент подачи настоящего иска имела двоих несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (в настоящее время истец родила третьего ребёнка).
09 апреле 2020 года ФИО2 обратилась через портал госуслуг в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на двоих детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО2 было отказано. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения. (л.д. 30)
Истец не согласна с данным решением и просит суд его отменить.
При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 (1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пункту 21 постановления N 384 (в редакции от 31 марта 2021 года), при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) сумма полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики; м) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"; п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; р) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", Постановлением Правительства Московской области от 13.04.2021 года № 271/12 «Об утверждении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно» утверждён Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).
Согласно п.2 Порядка, ЕДВ на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в Московской области (далее также - заявитель, получатель), на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в Московской области, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения на дату обращения за назначением ЕДВ на ребенка (далее - ВПМ на душу населения).
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от трех до семи лет включительно ЕДВ на ребенка предоставляется на каждого ребенка.
В силу п.4 Порядка, ЕДВ на ребенка осуществляется в размере:
- 50 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для детей на дату обращения за назначением ЕДВ на ребенка (далее - ВПМ для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает ВПМ на душу населения;
- 75 процентов ВПМ для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ЕДВ на ребенка в размере 50 процентов ВПМ для детей, не превышает ВПМ на душу населения;
- 100 процентов ВПМ для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ЕДВ на ребенка в размере 75 процентов ВПМ для детей, не превышает ВПМ на душу населения.
В соответствии с п.6, п.7, п.8 Порядка, ЕДВ на ребенка предоставляется с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этой даты. В остальных случаях ЕДВ на ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
ЕДВ на ребенка устанавливается на 12 месяцев.
За назначением ЕДВ на ребенка заявитель может обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему выбору независимо от места жительства на территории Московской области либо направить заявление в территориальное подразделение Министерства посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Заявление оформляется по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В силу п.9 Порядка, По усмотрению заявителя заявление может быть подано в форме электронного документа с простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ), в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В случае если заявление подано с использованием ЕПГУ, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления представляет в территориальное подразделение Министерства документы (сведения), предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка.
В силу п.10 Порядка, выплата ЕДВ на ребенка осуществляется государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" на основании решения о назначении ЕДВ на ребенка, принятого руководителем территориального подразделения Министерства или уполномоченным им должностным лицом, способом, указанным в заявлении.
Выплата ЕДВ на ребенка производится не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о назначении ЕДВ на ребенка, далее в течение периода выплаты - ежемесячно не позднее последнего числа текущего месяца.
В соответствии с п.14 Порядка, территориальное подразделение Министерства запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы (сведения), указанные в Примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением N 384 (далее - сведения, полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия), в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Документы (сведения), указанные в абзаце первом настоящего пункта, за исключением запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о доходах, могут представляться заявителем самостоятельно.
В силу п.19 Порядка, среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ на ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления (далее - расчетный период), путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Решение об отказе в назначении или перерасчете ЕДВ на ребенка принимается в случае превышения среднедушевого дохода семьи ВПМ на душу населения. (п.32 Порядка)
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 16.12.2020 года № 972/41 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области», прожиточный минимум на II квартал 2020 года в Московской области в расчете на душу населения составил – 13 509 руб. 00 коп.; на 2021 года ВПМ составляет – 13 580 руб. 00 коп..
Согласно общему принципу, закрепленному в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов (Письмо Минфина России ФНС от 11 августа 2021 года N СД-2-11/1191@).
Финансовый результат по операциям с ценными бумагами в силу пункта 12 статьи 214.1 НК РФ определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 НК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Указанную позицию неоднократно высказывала Федеральная налоговая служба России на обращения налоговых органов об исчислении дохода по операциям с ценными бумагами с целью доведения данной информации до органов социальной защиты населения. (л.д. 90, 91).
Как следует из материалов дела, между ФИО2 и АО "Тинькофф Банк" заключен договор № об оказании услуг на финансовом рынке, который является договором присоединения к Регламенту оказания услуг на финансовом рынке АО "Тинькофф Банк". В рамках договора инвестору ФИО7 открыты лицевые счета и заключен депозитарный договор.
Из представленной в материалы дела справки 2-НДФЛ за 2019 год, 2020 год следует, что помимо кодов дохода такие как 1530, 1010 содержит следующие коды: 201 - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 213 - расходы по операциям, связанным с закрытием короткой позиции, и затраты, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, являющимся объектом операций РЕПО; 601 - сумма, уменьшающая налоговую базу по доходам в виде дивидендов (Приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов").
При этом, полученный налогоплательщиком доход по операциям с ценными бумагами отражается налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ в соответствующем указанной дате месяца.
Согласно расчету налога на доходы физического лица по операциям с ценными бумагами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленного налоговым агентом - АО "Тинькофф Банк", доход истца за 2020 год составляет: 56 552 руб. 17 коп. (л.д.25-27).
Из материалов дела следует, что сумма фактического дохода с учетом ее уменьшения на сумму расходов за 2019 год и 2020 год, ФИО2 от торговли с ценными бумагами, который отражен в справке 2-НДФЛ в строке "Налоговая база" составил в 2019 году – 2 461 руб. 00 коп., 153 руб. 22 коп. (л.д. 71-72), за 2020 год – 358 руб. 19 коп., 55 884 руб. 00 коп. (л.д. 75, 76-77).
Фактический доход супруга истца – ФИО8 от торговли ценными бумагами согласно справки 2-НДФЛ за 2019 будет составлять- 364 руб. 01 коп. (л.д. 80), за 2020 год - 2 021 руб. 73 коп. (л.д. 82-83).
Таким образом, с учётом полученных пособий на детей, дивидендов ФИО2 выигрышей в лотерею ФИО2, заработной платы ФИО2, дивидендов и прочих доходов от ценных бумаг ФИО8, заработной платы ФИО8 за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 году, совокупный доход за данный период на семью из четырёх человек будет составлять – 491 374 руб. 44 коп. (л.д. 68-70), совокупный доход на месяц на семью – 40 947 руб. 87 коп. (491374,44 : 12) и среднемесячный доход на 1 человека – 10236 руб. 97 коп. (40947,87 : 4).
С учётом изложенного, следует сделать вывод о том, что среднемесячный доход семьи истца в размере 10 236 руб. 97 коп. не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> на II квартал 2020 года, а также на 2021 год.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что пособия ей было назначено с ДД.ММ.ГГГГ и до мая 2021 года выплаты производились в срок и в полном размере.
С учётом изложенного и принимая во внимание, что ответчиком расчёт дохода семьи истца произведён неверно без учёта разъяснений ФНС России и произведённых расходов по приобретению ценных бумаг, а согласно представленному истцом расчёту доход на 1 человека семьи истца составил 10236 руб. 97 коп., что меньше величины прожиточного минимума, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о признании Уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и его отмене, обязании Министерство социального развития <адрес> назначить ФИО2 ежемесячную денежную выплату на ребёнка от 3 до 7 лет включительно, начиная с июня 2021 года; обязании Министерство социального развития Московской области возобновить выплату ФИО2 назначенных ежемесячных пособий на детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с июня 2021 года подлежат удовлетворению.
В части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда суд считает необходимым ФИО2 отказать по тем основаниям, что истцом не представлено доказательств причинения ответчиком вреда личным неимущественным благам и правам истца, т.е. отсутствуют основания для компенсации морального вреда, установленные ст.151 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и отменить его.
Обязать Министерство социального развития <адрес> назначить ФИО2 ежемесячную денежную выплату на ребёнка от 3 до 7 лет включительно, начиная с июня 2021 года.
Обязать Министерство социального развития <адрес> возобновить выплату ФИО2 ранее назначенных ежемесячных пособий на детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с июня 2021 года.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, - ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В.Васильева
Мотивированное решение составлено 25 октября 2021 года.
Судья: Е.В.Васильева