ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3046/20 от 29.10.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е № 2-3046/2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2020 г.

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,

при секретаре Юсуповой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62780» о включении в расчет среднего заработка премии, рассчете и выплате компенсационных выплат, полагающихся при увольнении с учетом премии,

у с т а н о в и л :

<ФИО>2 обратилась в суд с иском к ответчикам ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62780» о включении в расчет среднего заработка премии, рассчете и выплате компенсационных выплат, полагающихся при увольнении с учетом премии, ссылаясь на то, что ответчики при расчете ее среднего месячного заработка на период трудоустройства, выходного пособия, оплаты за время ежегодного оплачиваемого отпуска не включили выплаченные в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" премии.

Просит обязать ответчиков включить премию, предусмотренную приказом Министерства обороны Российской Федерации от <дата><номер> «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» в расчет ее среднего заработка, рассчитать и выплатить ей компенсационные выплаты и выплаты, полагающиеся при увольнении, с учетом премии.

В судебном заседании <ФИО>2 исковые требования поддержала, изложив доводы, указанные в иске.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» <ФИО>4, исковые требования не признал, указав, что выплата премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. <номер> является единовременной стимулирующей выплатой и не носит обязательного характера. В отличие от компенсационных выплат, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких –либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера-прерогатива работодателя. Основанием для выплаты вознаграждения является приказ командира воинской части с указанием конкретного размера каждому работнику. Учитывая, что источником для выплаты дополнительных премий является общая экономия бюджетных средств на оплату труда работников Минобороны России, данная норма не закреплена в Отраслевом соглашении между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы и не может являться обязательством командиров воинских частей и руководителей организации при заключении коллективных договоров или положений об оплате труда. Таким образом, полагает, что правовых оснований для включения в расчет среднего заработка дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом <номер>, при увольнении <ФИО>2, не имелось.

Представитель ответчика- Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 62780» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом установлено, что <ФИО>2 с <дата> работала в Управлении Каспийской флотилии (войсковая часть 62780 ) в должности ведущего специалиста отдела кадров, которое в связи с проведением организационных мероприятий с <дата>0 года согласно директиве командующего войсками Южного военного округа № ДКВВО-05 «Об организационных мероприятиях по передислокации Управления Краснознаменной Каспийской флотилии», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <дата><номер>,Управление Каспийской флотилии (войсковая часть 62780) передислоцировано в <адрес>.

Приказом командующего Каспийской флотилии от <дата><номер>. <ФИО>2 была уволена в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией организации.

В период работы, в соответствии с приказами работодателя, <ФИО>2 были выплачены премии на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".

Указанные премии не были учтены при расчете компенсационных выплат и выплат, полагающихся истцу при увольнении.

Согласно п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от <дата><номер>,для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

При этом, система оплаты труда гражданского персонала Управления Каспийской флотилии (войсковая часть 62780), установлена, в том числе, коллективным договором на 2018- 2020 годы, разработанным в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от <дата><номер> «О системе оплаты труда гражданского персонала(работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и от <дата><номер> «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Приказа <номер> гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ выплачиваются:

должностные оклады в размерах, утвержденных приказом <номер>Ю с соблюдением среднего фонда штатно-должностных окладов;

ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу;

премия по результатам работы ( 25 % должностного оклада в расчете на месяц);

материальная помощь;

ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ-сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в размерах и порядке, установленных Законом Российской Федерации от <дата><номер> «О государственной тайне»;

ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада.

Согласно приказу <номер> условия, касающиеся оплаты труда лицам гражданского персонала, применяются к органам военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на <дата> в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.

Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от <дата> N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.

Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации сверх сумм, доведенных на оплату груда гражданского персонала.

При этом, выплата дополнительных премий производится на основании отдельных решений Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату гражданского персонала Министерства обороны РФ.

Таким образом, из приказа <номер> следует, что премии, выплачиваемые гражданскому персоналу на основании приказа <номер>, не входят в систему оплаты труда гражданского персонала Управления Каспийской флотилии (войсковой части 62780) и как следствие не включаются в расчет среднего заработка работника.

Выплата премии на основании приказа Министра обороны РФ <номер> является единовременной стимулирующей выплатой и не носит обязательный характер.

Таким образом, правовые основания для включения в расчет среднего заработка и иных сумм при увольнении <ФИО>2 дополнительного материального стимулирования, предусмотренного Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных истцом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования <ФИО>2 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62780» о включении в расчет среднего заработка премии, рассчете и выплате компенсационных выплат, полагающихся при увольнении с учетом премии,

, -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через районный суд вынесший решение.

Судья Ф.А.Колбаева

Решение в окончательной форме вынесено <дата>.

Судья Ф.А.Колбаева