ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3046/2013 от 29.07.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-3046-2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2013 года Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи              Калашниковой Т.А.,

при секретаре             Туймятовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО13 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

Установил:

ФИО12 обратился в суд с вышеназванном иском, мотивируя его следующим. ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) за оценкой пенсионных прав для последующего назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ФЗ-173 от 17.12.2001 г.), согласно которому, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет, установленного ст.7 ФЗ-173 от 17.12.2001, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Заключением по оценке пенсионных прав застрахованного лица в связи с назначением трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в специальный стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как, по мнению пенсионного органа, трудовой книжкой не подтверждается непосредственная занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Предприятия, в которых ФИО15 работал, ликвидированы, документы сданы в государственный архив, взять уточняющую льготный характер его работы справку не представляется возможным.

ФИО17 не согласен с отказом пенсионного органа во включении спорных периодов в специальный стаж, просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как работу в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

В судебном заседании истец и его представитель ФИО18 действующая на основании доверенности, исковые требования уточнили, просили включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 3 дней простоя в январе 1999 г. и 3 дней простоя в апреле 1999 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работу в должности авиационного техника в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому(гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов(л.д._____), поддержав заявленные требования с учетом уточнений по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО19 действующая на основании доверенности, в судебном заседании, возражала против заявленных требований истца, считает отказ во включении спорных периодов работы в специальный стаж законным. Истец не представил в пенсионный орган уточняющих льготный характер его работы справок работодателя. Пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ определено условие об обязанности доказывания, в соответствии с которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец должен доказать свою работу в льготной должности в течение полного рабочего дня. Дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлены без проставления кода льготы. В удовлетворении исковых требований ФИО20 просила отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ определено, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей работников авиации, которым устанавливается право на указанную трудовую пенсию по старости, содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459 (далее Список от 04.09.91). Этот Список применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537.

В Список от 04.09.91г. включены руководители (мастера всех наименований и начальники цехов, участков, смен, служб, групп) и специалисты: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, инженеры всех наименований.

Одним из условий досрочно назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является их непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии с указанным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приобретают работники инженерно-технического состава авиации, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

Аэродром – это площадка с различными сооружениями и специальными помещениями для взлета, посадки, стоянки и текущего ремонта и обслуживания летательных аппаратов(Воздушный кодекс РФ). Для технического обслуживания и ремонта транспортных судов гражданской авиации используются различные сооружения в виде платформ, стеллажей, стремянок и т.д., которые в комплексе называются доком. Док может быть стационарным, т.е. размещенным, как правило, в ангарах и других специально оборудованных помещениях, а также передвижным, используемым на стоянке самолетов и других летательных аппаратов.

Таким образом, под аэродромным обслуживанием судов понимается техническое обслуживание, включая текущий ремонт воздушных судов на стоянках, площадках для самолетов и в специальных помещениях (ангарах), расположенных на территории аэродрома, с использованием соответствующих сооружений и оборудования.

Поскольку законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 указанного выше Закона, исключает техническое обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, то в данном случае право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники, инженерно-технического состава (чьи должности указаны в Списке от 04.09.1991г.), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов. При этом не имеет значения, в штате которой организации состоят эти работники. Это могут быть работники предприятий, воинских частей, научно-исследовательских и учебных заведений авиации и других организаций, имеющих аэродромы.

Согласно ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002г.

В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно пункту 5 Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22.05.96, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996г. № 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнении я подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

До 1 января 1992г. не требуется подтверждение работы в течение полного рабочего дня в льготной должности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, подтверждается материалами дела, что ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за оценкой пенсионных прав для последующего назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Заключением по оценке пенсионных прав застрахованного лица в связи с назначением трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в специальный стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом прямо указано, что занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями. Истец не может предоставить от работодателя подтверждающие льготный характер его работы справки в орган пенсионного обеспечения для назначения пенсии, так предприятия ликвидированы и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края. Такие документы как регламенты технического обслуживания самолетов, технологические указания по выполнению регламентных работ, должностные инструкции, карта-наряды на оперативное техническое обслуживание воздушных судов в Архив не сдавались и не сдаются и т.д., в связи с чем, имеется необходимость подтверждения льготного характера работы в судебном порядке.

Как усматривается из трудовой книжки истца(л.д.____):

- ДД.ММ.ГГГГ он поступил на работу в Читинский объединенный Авиаотряд Гражданской авиации на должность инженера ОТК АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инженера по эксплуатации цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ назначен исполняющим обязанности начальника смены цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ Читинский объединенный авиаотряд ВСУ ГА переименован в Читинское авиапредприятие Объединение «Байкалавиа» (пр.МГА № от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ Читинское авиапредприятие Объединение «Байкалавиа» реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Читаавиа» (постановление главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инженера ОТК АТБ (пр. 196/л от ДД.ММ.ГГГГ)

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность авиатехника по СиД цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность ведущего инженера по СиД цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен ведущим инженером по ЛАиД цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность авиатехника по ЛАи<адрес> разряда цеха № АТБ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность ведущего инженера по ЛАиД АТБ цеха №(пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество открытого типа «Читаавиа» переименовано в открытое акционерное общество «Читаавиа» (свидетельство регистрационной палаты от ДД.ММ.ГГГГ №);

- ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией предприятия (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ).

- ДД.ММ.ГГГГ принят в ОАО авиакомпания «Даурия» в инженерно-авиационную службу ведущим инженером лаборатории диагностики первой категории (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ );

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инженера группы технической диагностики и неразрушающего контроля первой категории (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ уволен по пункту 5 статьи 77 ТК РФ (пр. №/л от ДД.ММ.ГГГГ

Диплом ЛВ №(л.д.____), выданным ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ Иркутским Ордена Трудового Красного Знамени политехническим институтом, подтверждает квалификацию инженера-механика по специальности «эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

Из приказов(л.д.________), представленных Государственным архивом документов по личному составу Забайкальского края, судом установлено, что приказом №/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО24 – инженер ОТК АТБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ командирован в г. Минск УТО-7 для прохождения курсов по освоению новой техники, приказом №/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 инженер смены № АТБ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ командирован в УТО-15 на курсы повышения квалификации, приказом №/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО26 инженер по эксплуатации цеха № АТБ с ДД.ММ.ГГГГ по допущен к самостоятельному техническому обслуживанию самолета ТУ-154 по формам: ФА 1 транзит, ФА-2 базовая, замене агрегатов, запуску, опробованию двигателей самолета ТУ-154, запуску ВСУ, запуску УВЗ (основание справки выполнения программы стажировки).

Архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №/с-2(л.д._____)содержит аналогичные записям в трудовой книжки приказы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уточняющей справке, выданной Сводным авиаотрядом ФАС России без номера и даты выдачи, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в авиакомпании «Iran Air Tour» в Исламской Республике Иран согласно контракта.

Согласно уточняющей справке(л.д.__), выданной ОАО Авиакомпанией Даурия без номера и даты выдачи значится, что ФИО27 полный рабочий день работал в инженерно-техническом составе ОАО Авиакомпания Даурия на работах по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации с ДД.ММ.ГГГГ ведущим инженером лаборатории диагностики и переведен с ДД.ММ.ГГГГ инженером группы технической диагностики и неразрушающего контроля до ДД.ММ.ГГГГ В основании выдачи справки указаны: штатное расписание за 2006-2007 годы, книги приказов за 2006-2007 годы, лицевые счета за 2006-2007 годы, личная карточка формы Т-2, должностная инструкция.

Судом исследованы: Свидетельство об окончании Белорусского управления ГА полного курса обучения по переучиванию на самолете Ан-26 с двигателем АИ-24ВТ по специальности – авиатехник в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____), свидетельство об окончании курса новая подготовка на самолете ТУ-154 с двигателем НК-82У, Ту-154М с двигателем ДЗОКУ-154 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УТО-15 ВСУ НА(л.д.____), свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной технике, согласно которому истце допущен к руководству объездом, отъездом спецмашин и буксировкой ВС ТУ-154Б, Ту-154М, Ан-24, Ан-26 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), допущен к руководству объездом, отъездом спецмашин и буксировкой ВС Ми-8Т, Ан-2 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ)(л.д.___), свидетельство об обучении в ГП УТЦ ВСРУ ВТ по программе – подготовка ИТП по ЛА и Д ВС Ми-8(л.д.____), свидетельство о допуске к выполнению работ по анализу работавшего масла авиационных двигателей на рентгеноспектральном анализаторе БАРС-3 от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.____), свидетельство о допуске к работам по защите и эксплуатации самолетов в условиях наземного обледенения от ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____), удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в Иркутском авиационном техническом колледже ГА по программе курсов повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____), свидетельство об обучении в ФГУП ВС УТЦ по программе подготовки ИТП по ЛА и Д ВС Ан-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____), свидетельство о прохождении стажировки по специальности инженер ЛАиД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____).

Кроме того, истцом представлен пропуск(л.д._____), согласно которому истец имеет доступ к штурманской ПДС, АМОР; ВС, МС, перрон; объекты АБ, АС; АТБ; стоянка ВС ЗС; борт ВС ЗС, из которого следует, что работа истца проходит на стоянках и борту воздушных судов.

Судом исследовано «Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА_(№), утвержденное Приказом № ДВ-58 от 20.06.1994 г. Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта российской Федерации(л.д._____), из которого следует, что авиационный техник (авиатехник) — специалист по наземному обслуживанию авиационной техники — самолетов, вертолетов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника. При обслуживании в России отечественной авиационной техники, авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД (летательный аппарат и двигатель), то есть СД (самолет и двигатель), ВД (вертолет и двигатель) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование). При обслуживании иностранной техники разделение — по допускам (check). Оперативное и периодическое (гарантийное) аэродромное обслуживание воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов осуществляется инженерно-техническим составом АТБ авиапредприятий. Авиационно-техническая база (АТБ) является основным организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов. К работам на авиационной технике допускают ИТП, прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку. Инженерам, авиатехникам, авиамеханикам, в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения: работ по регламентам оперативного, периодического То (технического обслуживания); работ по отдельным система, комплексам, зонам ВС, видам АиРЭО, и ремонта АиРЭО; запуска и опробования двигателей; буксировки воздушных судов; технического обслуживания ВС на временных аэродромах; отдельных ремонтных работ; других постоянных и разовых работ, определяемых авиапредприятием. Допуск к работам на АТ оформляют: авиатехникам: к периодическому ТО не более 3-х типов ВС, из них – не более двух типов 1 класса; к оперативному ТЛ – не более пяти типов ВС, из них не более трех типов судов 1 класса. Все виды допуска для выполнения работ на АТ инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программы обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к ТО виды работ и операций.

Техническое состояние авиационной техники (АТ) и качество ее технического обслуживания (ТО) определяют: визуально и по органолептическим признакам (шумы, запахи и т.п.); проверкой в действии (функциональный контроль); средствами инструментального контроля (автоматическими, ручными, комбинированными); проверкой полноты выполнения регламентных работ, последнее относится к контролю качества ТО и является принципиальной частью его оценки). Номенклатура методов и средств контроля определяется эксплуатационной документацией (10.1.1.).Функции контроля являются частью служебных обязанностей специалистов, ответственных за организацию и производство работ в подразделениях ИАС, и составляют основу деятельности отдела технического контроля (ОТК). К ремонтным предприятиям ГА относятся заводы, другие структуры ГА, основной вид деятельности которых – производство ремонта ВС, авиадвигателей, других изделий АТ, а также выполнение доработок АТ и переоборудование ВС по бюллетеням.

Судом установлено, что Читинский объединенный авиаотряд, ОАО «Читаавиа», Объединение «Байкалавиа», Авиакомпания «Даурия» не относились к ремонтным предприятиям, а осуществляли только оперативное и периодическое обслуживание летательных аппаратов, обеспечивая безопасность полетов, что подтверждают штатные расписания, технические указания по выполнению регламентных работ по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов.

Инженеры и авиатехники - авиаспециалисты по летательным аппаратам и двигателям (самолетам и двигателям), по авиационному и радиоэлектронному оборудованию предусмотрены только в цехах №, №, № и вертолетном цехе. Каждый цех выполняет оперативное и гарантированное обслуживание летательных аппаратов определенного вида. В штатном расписании (на основании исследованных лицевых счетов за 1992-2000 годы) цехов №, №, № предусмотрена должность дежурного по стоянке, что также подтверждает проведение работ по аэродромному обслуживанию воздушных судов. Аэропорт города Читы не имеет закрытых помещений (ангаров) для осуществления ремонта летательных аппаратов.

В Списке от 04.09.91г. прямо указано, что занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями. Однако, истец не может в орган пенсионного обеспечения предоставить от работодателя подтверждающую льготный характер его работы справку для назначения пенсии, так предприятие ликвидировано и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу <адрес>.

Судом исследованы штатные расписания АТБ за 1995-2000 годы(л.д.____), из которых следует, что инженеры авиатехники специалисты по летательным аппаратам и двигателям, по авиационному и радиоэлектронному оборудованию предусмотрены только в цехах №, №, № и вертолетном. Каждый цех выполняет оперативное и гарантированное обслуживание летательных аппаратов определенного вида. Цех № специализируется на техническом обслуживании самолетов ТУ-154. В штатном расписании цехов №, №, № предусмотрена должность дежурного по стоянке, что также подтверждает проведение работ по аэродромному обслуживанию воздушных судов.

Судом исследованы Технологические указания по выполнению регламентных работ на самолете АН-2 (Предварительные и заключительные работы периодического обслуживания, Технологические указания по выполнению регламентных работ на самолете АН-2 (Управление самолетом Ан-2), причем лист регистрации изменений содержит записи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____).

Судом исследованы Технологические указания по выполнению регламентных работ по периодическим формам технического обслуживания на самолетах АН-2 (Работы по встрече, обеспечению стоянки и вылета. Оперативные виды технического обслуживания.)(л.д.____), где прямо предусмотрены: технологическая карта № «Подготовка якорной стоянки, самолета и его систем к опробованию двигателя», технологическая карта № «Осмотр передней части двигателя, экранированных шлангов, проводников зажигания и свечей», технологическая карта № «Осмотр цилиндров двигателя», технологическая карта № «Осмотр карбюратора, его воздухоприемника и переходников», технологическая карты № «Осмотр картера двигателя и агрегатов на задней крышке картера», технологическая карта № «Осмотр рамы двигателя», технологическая карта № «Осмотр магистралей топливной, масляной. Воздушной и дренажной систем и системы пожаротушения», технологическая карта № «Осмотр маслобака, маслорадиатора, механизма управления створками маслорадиатора», технологическая карта № «Осмотр системы выхлопа», технологическая карта № «Осмотр деталей управления двигателем и его агрегатами», технологическая карта № «Проверка герметичности топливной системы и осмотр ее агрегатов», технологическая карта № «»Осмотр и проверка фильтра МВМ-25», технологическая карта № «Очистка колпака ротора центрифуги ТЦМ-25 от осадка» и т.д.

Судом исследованы Технологические указания по выполнению регламентных работ на самолетах Ан-24, Ан-26, Ан-30, (выпуск 6 ч.1 Силовая установка). Лист регистрации сверок с эталонами включает период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д._____), где также содержатся поэтапные технологические карты операций по подготовке воздушного судна к вылету, в числе которых имеется указание: запуск и опробование двигателей (двигателя) производить при включенной самозащите при всех видах технического обслуживания и подготовке самолета к вылету (ссылка на регламент № 1231046 от 12.1.1983 г.) и технологические карты по всем видам периодического обслуживания двигателей (двигателя) самолета.

Судом исследованы Технологические указания по выполнению регламентных работ на самолете ТУ-154, регламент технического обслуживания самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-154, Технологические указания по выполнению регламентных работ на вертолетах Ми-8, (периодические формы технического обслуживания, планер и силовые установки) и др., причем многочисленные документы датированы 1982 г., 1985 г., 1986 г, 1988 г., 1996 г., 2001 г.(л.д._____).

Так Технологические карты ТУ-154М РО-02-М «Оперативное техническое обслуживание книга 1 планер и силовая установка» от 2002г.(л.д._____) содержат следующие технологии выполнения работ: буксировка и руление, буксировка самолета на жесткой сцепке, стоянка и швартовка, работы по встречи самолета и обеспечению стоянки, проверка герметичности трубопроводов, их стыков между собой и с агрегатами в гондолах и пилонах двигателей № и 3, в техническом отсеке № и отсеке двигателя №, проверка уровня масла в турбохолодильнике, замена масла в турбохолодильнике, общие указания при выполнении работ по обслуживанию системы управления самолетом, подготовительные работы при выполнении работ по обслуживанию системы управления самолетом, проверка плавности хода штурвалов, педалей, колонок и рукоятки управления средними интерцепторами, осмотр системы управления закрылками и предкрылками, стопорение руля направления, осмотр топливной системы на отсутствие течи топлива, в том числе из дренажных трубок, слив отстоя из маслоотстойников, проверка работы насосов гидросистемы, снятие, осмотр, промывка и установка фильтроэлементов гидравлических фильтров, проверка чистоты и вязкости масла АМГ-10, проверка количества масла АМГ-10 в баках гидросистем, осмотр трубопроводов противообледенительной системы воздухозаборников двигателей, осмотр и обслуживание элементов выхлопной системы, осмотр двигателя ВСУ и его систем, осмотр фезюляжа, осмотр гондол двигателей № и №, носков воздухозаборников с земли, осмотр носков и входных накалов воздухозаборников двигателей, осмотр двигателей (снаружи и внутри) и проверка состояния гондол и трубопроводов, осмотр оперения с земли, осмотр крыла при оперативных формах обслуживания самолета, подготовка двигателя к запуску, запуск двигателя, прогрев, проверка систем и опробование двигателя, выключение двигателя, контрольный осмотр двигателя, осмотр, проверка и зачистка лопаток КНД, осмотр реверсивного устройства, зарядка и дозаправка маслобака гидросистемы рабочей жидкостью и замер ее уровня, зарядка и измерение давления азота в гидроаккумуляторах, демонтаж, монтаж, осмотр и промывка маслофильтра, осмотр проверка и промывка вставки фильтросигнализаторов, смотр промывка фильтра тонкой очистки ДПО-30К, проверка регулировки системы останова двигателя, проверка регулировки системы управления режимом работы двигателей и др.

Указанные работы проводятся непосредственно на аэродромной площадке в месте стоянки воздушного судна.

Из должностной инструкции авиационного техника по летательным аппаратам и двигателям, утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Чита» ФИО28 ДД.ММ.ГГГГ(л.д.___), судом установлено, что авиационный техник по ЛАиД обязан осуществлять техническое оперативное обслуживание авиационной техники по своей специальности.

Из должностной инструкции инженера смены по летательным аппаратам и двигателям, утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Чита» ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ(л.д.__), следует, что инженер смены по ЛАиД обязан своевременно изучать изменения в конструкции и документации АТ (авиационной техники), доводить до ИТС смены; осуществлять контроль за качеством технического обслуживания и обеспечением безотказной работой АТ; руководить в установленном порядке работой подчиненного ИТС; систематически обобщать опыт технической эксплуатации, анализировать и принимать непосредственное участие в техническом обслуживании при устранении повторных и сложных дефектов на ВС, выявлять и лично изучать недостатки и дефекты ЛАиД, разрабатывать и проверять мероприятия по их устранению и т.д. Инженер смены имеет право отстранять от рейса самолеты, на которых обнаружены неисправности по СиД; отстранять от работы по обслуживанию ВС подчиненных ему специалистов, не знающих конструкций данного самолета или нарушающих приказы, инструкции, наставления и регламент с последующим докладом начальнику смены ИАС; требовать от экипажей точного соблюдения правил технической эксплуатации ЛА.

Из должностной инструкции инженера по летательным аппаратам и двигателям (ЛАиД) отдела технического контроля (ОТК), утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Чита» ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что инженер по ЛАиД ОТК обязан постоянно совершенствовать знания авиационной техники и эксплуатационной документации на нее, выполнять требования инструкций, наставлений и других документов, регламентирующих производственную работу и производственные отношения; уметь использовать методы и средства контроля состояния авиационной техники; контролировать состояние обслуживаемой авиационной техники, процесс технического обслуживания, ремонта и выполнения дополнительных работ согласно производственному заданию; проверять качество ГСМ и техническое состояние средств заправки, осуществлять контроль заправки ВС газами, спецжидкостями, согласно требованиям НТЭРАТ ГА – 93;контролировать состояние средств наземного обслуживания авиационной техники, приспособлений и инструмента, применяемого при обслуживании авиационной техники, для осуществления эффективного контроля и выполнения возложенных задач, инженер ОТК должен знать объем и характер работ, выполняемых специалистами смен (бригады); хорошо знать оперативную обстановку в каждый конкретный момент рабочего времени.; при выполнении периодических форм ТО инженер ОТК постоянно должен находиться вместе со сменой (бригадой) непосредственно на материальной части; в условиях оперативной смены инженер ОТК, по согласованию или указанию начальника смены (участка) должен осуществлять контроль за ходом наиболее сложных и ответственных работ, контролировать работы, выполняемые специалистами с малым опытом работы или склонным к нарушениям, лично участвовать в регулировках управления ВС и авиадвигателем, регулировках ответственных агрегатов и узлов ВС (авиадвигателя) и удостоверять своей подписью выполнение и контроль указанных работ; при оценке состояния авиационной техники и качества выполняемых работ, руководствоваться специальной инструкцией и при необходимости составлять и выдавать талоны второго предъявления или брак-карты.

Из должностной инструкции начальника смены ИАС (инженерно-авиационной службы), утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Чита» ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ(л.д._), установлено, что начальник смены ИАС обязан организовывать и обеспечивать выполнение сменных производственных заданий, техническое обслуживание авиационной техники (планера, силовых установок, приборного, электро-, радио-, и другого оборудования; контролировать соблюдение установленной технологии выполняемых работ; уметь лично в соответствии с требованиями ЭД выполнять работы по обслуживанию АТ, контролировать качество проводимых работ, оказывать помощь бригадам (авиатехникам) при выполнении сложных и ответственных работ; производить контроль операций и работ согласно «Перечням…» по типам ВС в соответствии с операционными ведомостями,; контролировать своевременность проверок и правильность применения СИ, состояние технологического оборудования, применяемого подчиненными при техническом обслуживании, а также состояние закрепленных за бригадами средств обслуживания и инструмента и т.д. Начальник смены несет ответственность за организацию работы в смене, своевременность и качество выполняемых работ; безопасность и регулярность полетов, зависящих от качества обслуживания АТ; состояние трудовой и производственной дисциплины в смене; состояние условий и охраны труда, соблюдение требований пожарной безопасности в службе и т.д.

Судом также исследована Инструкция по охране труда при неразрушающем контроле и диагностике ВС, работниками участка диагностики и НК, утвержденная Генеральным директором ОАО «Читаавиа» ФИО9 03.11.1999г.(л.д.____), из которой установлено, что лица, допущенные к выполнению дефектоскопических работ на ВС с использованием методов неразрушающего контроля, должны знать, что существует большое количество методов неразрушающего контроля (магнитный, электрический, токовихревой, радиационный, акустический, капиллярный и др.), каждый из которых, обладая специфическими особенностями, может представлять для человека определенную опасность, поэтому работники участка диагностики должны знать и соблюдать меры предосторожности, характерные для выполнения дефектоскопических работ тем или иным методом…. Перед началом выполнения дефектоскопических работ на ВС с применением методов неразрушающего контроля необходимо одеть спецодежду, спецобувь и подготовить к использованию средства индивидуальной защиты… Из раздела № «Требования безопасности во время работы» судом установлено, что все работы проводятся непосредственно на воздушном судне.

У суда нет оснований предполагать, что должностные инструкции и Инструкция по охране труда при неразрушающем контроле и диагностике ВС, работниками участка диагностики и НК значительно менялись за все время эксплуатации Аэропорта Чита.

Из анализа должностных инструкций и Инструкции по охране труда при неразрушающем контроле и диагностике ВС, а также Технологических указаний по выполнению регламентных работ на самолетах ТУ-154, Ан-2, Ан-24, Ан-26, вертолете Ми-8, регламентных карт, судом установлено, что истец, работая в должностях инженера ОТК по ЛАиД, инженера по эксплуатации ЛАиД (СиД), начальника смены ИАС, авиатехника по СиД (ЛАиД), инженера лаборатории диагностики, инженера группы технической диагностики и неразрушающего контроля выполнял работы в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, прохождении стажировки суд полагает подлежащими включению в специальный стаж, так как, к работам на авиационной технике допускают инженерно-технический персонал, прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку («Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА_(№), утвержденное Приказом № ДВ-58 от 20.06.1994 г. Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта российской Федерации). За указанные периоды истцу начислялась средняя заработная плата, с которой отчислялись взносы в фонд Государственного социального страхования, а затем в Пенсионный фонд РФ.

Судом исследованы архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ № З-178/рд-1, № З-178/з-2, № З-178/рд-2, №/з-3, № З-178/рд-3, №/з-4, №/з-1, из которых следует, что сведения об отработанных днях/часах за июль 1993г., август 1994г., июль 1996г., август 1997г., с января по август 1998г., май 2003г., с мая по сентябрь 2005г., отсутствуют, за август 1994г., декабрь 1998г., май 2003г., октябрь 2005г., ноябрь 2008г. отсутствует зарплата(л.д._).

По лицевым счетам, личной карточке формы Т-2(л.д.____), представленным по запросу суда Государственным архивом документов по личному составу Забайкальского края установлена работа истца в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 3 дней простоя в январе 1999г. и 3 дней простоя в апреле 1999г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отпуска без содержания отсутствуют, работа в режиме неполной рабочей недели, неполного рабочего дня не установлена. Лицевые счета за 2006 год на хранение не поступали. Отмечены дни простоя в январе 1999 года 3 дня, в апреле 1999 года – 3 дня, в мае 2005 года - 12 дней, в июне 2005 года – 15 дней, в июне 2005 года – 7 дней, в июле 2005 года – 13 дней, в сентябре 2005 года 1 день. В сентябре 2005 года выплачена компенсация за отпуск и выходное пособие. Наблюдается доплата за вредные условия труда в размере 12%.

Отсутствие в архивных справках сведений об отработанных днях/часах за июль 1993г., август 1994г., июль 1996г., август 1997г., май 2003г., отсутствие заработной платы за август 1994г., май 2003г., связано с наличием в указанные периоды очередных отпусков, заработная плата за которые начислялась в предшествующем месяце.

Кроме того, истец в судебном заседании пояснял, что работа проходила по сменно, причем, смены были разной продолжительности от 8 до 12 часов, в некоторых случаях работали и по 24 часа, поэтому количество отработанных дней в отдельные месяцы меньше, чем по производственному календарю, в то время как количество отработанных часов выполнялось в полном объеме. Дни простоя отмечались в обязательном порядке, на включение в специальный стаж дней простоя истец не претендует. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в авиакомпании «Iran Air Tour» в Исламской Республике Иран согласно контракту исключен из специального стажа.

Выпиской из лицевого счета застрахованного лица ФИО30 системе государственного пенсионного страхования подтверждаются как льготные по пенсионному обеспечению следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно лицевому счету и архивной справке № З-178/рд-3 от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.______) истцом в апреле 2005 года отработано 9 рабочих дней. По производственному календарю в апреле 2005 года рабочими днями являлись 1, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, и т.д. Из личной карточки формы Т-2 суд усматривает, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлялся ежегодный очередной отпуск. Из архивной справки следует, что в мае 2005 года 12 дней простоя. По производственному календарю после 14 мая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 12 рабочих дней. Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включается в специальный стаж, несмотря на отсутствие кода льготы за указанный период в выписке из лицевого счета застрахованного лица.

При таких обстоятельствах суд считает возможным включить периоды работы ФИО3 в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 3 дней простоя в январе 1999 г. и 3 дней простоя в апреле 1999 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работу в должности авиационного техника в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 3 дней простоя в январе 1999г. и 3 дней простоя в апреле 1999г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работу в должности авиационного техника в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья:                     Т.А. Калашникова