ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3046/2016 от 13.07.2016 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

к делу <...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2016 года г. Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Селихова Г.С.

при секретаре Дроновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Армавир к Зограбян Г.А. о запрете эксплуатации земельного участка с расположенным на нем строением в коммерческих целях,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Зограбян Г.А. о запрете эксплуатации земельного участка с расположенным на нем строением в коммерческих целях, ссылаясь на то, что земельный участок площадью 888 кв. м., расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером объекта <...>, принадлежит на праве собственности Зограбян Г.А. и имеет вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства». Специалистами отдела земельного контроля администрации муниципального образования город Армавир установлено, что на вышеуказанном земельном участке ответчиком осуществляется эксплуатация нежилого помещения, в качестве объекта – автосервис, в нарушение разрешенного вида использования земельного участка. <...> Зограбян Г.А. было направлено письмо с указанием несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и разъяснением порядка действия для устранения вышеуказанных несоответствий. О принятых мерах Зограбян Г.А. надлежало сообщить в отдел земельного контроля администрации муниципального образования город Армавир. До настоящего времени Зограбян Г.А. не изменила вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий фактическому и продолжает осуществлять коммерческую деятельность в нарушение действующих норм земельного законодательства. Данный факт подтверждается актом обследования земельного участка от <...>. Просят суд запретить Зограбян Г.А. осуществлять эксплуатацию земельного участка, находящегося по адресу: <...>, с кадастровым номером объекта <...> с расположенным на нем строением в коммерческих целях, а именно для эксплуатации нежилого помещения, в качестве объекта - автосервис до внесения соответствующих сведений о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в государственный кадастр недвижимости.

Представитель истца Комнатный А.С., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал иск по основаниям, в нем изложенным.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 888 кв.м. с кадастровым номером объекта <...>, назначением объекта: земли населенных пунктов - для эксплуатации индивидуального жилого дома принадлежит на праве собственности Зограбян Г.А.

В соответствии с п.1,2 ст.72 ЗК РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Армавирской городской Думы от <...><...> утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, которые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования город Армавир (ч.5 ст.2 Правил).

Правила землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ предусматривают в муниципальном образовании город Армавир систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город Армавир на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии с указанными Правилами, земельный участок, принадлежащий ответчику расположен в градостроительной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами.

В соответствии с п. 2 ч.9 ст.3 Правил землепользования и застройки собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные для соответствующих территориальных зон.

Порядок действий по реализации указанного права устанавливается действующим законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами и распространяет свое действие на следующие случаи:

- при изменении одного вида разрешенного использования недвижимости на другой разрешенный вид использования затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях необходимо разрешение на строительство, выдаваемое в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

- при изменении одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости направляет уведомление о намерении изменить вид использования недвижимости в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства, который в установленном порядке и в установленный срок предоставляет заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя без осуществления конструктивных преобразований;

- собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости запрашивает изменение основного разрешенного вида использования на разрешенное по специальному согласованию. В этих случаях применяются процедуры, предусмотренные градостроительным законодательством и настоящими Правилами.

Также в соответствии с ч.3 ст. 14 Правил для предоставления разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства организуются публичные слушания по вопросам землепользования и застройки.

Порядок проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки регулируется Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании город Армавир», утвержденным Армавирской городской Думой от <...><...>.

До настоящего времени ответчик не прекратила коммерческую деятельность и не приняла мер к изменению вида разрешенного использования земельного участка, и продолжает осуществлять коммерческую деятельность в нарушение действующих норм земельного законодательства. Данный факт подтверждается актом обследования земельного участка от <...> и фото таблицей.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Таким образом, ответчик использует принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, нарушая требования земельного законодательства и Правил землепользования и застройки.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

<...> Зограбян Г.А. было направлено письмо, в котором указано на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и разъяснен порядок действий для устранения вышеуказанных несоответствий. О принятых мерах Зограбян Г.А. надлежало сообщить в отдел земельного контроля администрации муниципального образования город Армавир. До настоящего временя Зограбян Г.А. не изменила вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий фактическому и продолжает осуществлять коммерческую деятельность в нарушение действующих норм земельного законодательства.

Допущенные нарушения ответчиком не устранены до настоящего времени, требование администрации не исполнено.

Таким образом, использование ответчиком земельного участка в коммерческих целях нарушает требования частей 1 и 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 42, пункта 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 9 статьи 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе. В соответствии с указанным законом, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (ч.5 ст.4 Закона).

Пунктами 14-16, 18 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона установлены следующие характеристики, изменение которых обуславливает необходимость осуществления кадастрового учета таких изменений:

- изменение вида разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок;

изменение назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

изменение назначения помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;

- изменение назначения сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

Действия ответчиков привели к занижению налоговой базы земельного налога, подлежащего оплате за принадлежащий им земельный участок. Сложившаяся ситуация нарушает права и законные интересы муниципального образования город Армавир.

В соответствии с Уставом, муниципальное образование город Армавир является городским округом.

Статьей 16 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:

- формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Использование ответчиком земельного участка и расположенного на нем строения с вышеуказанными нарушениями Правил землепользования и застройки, а также не внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости нарушает права муниципального образования город Армавир в части разрешения вопросов местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Согласно пункта 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Доводы истца ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Таким образом, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит требования администрации законными, обоснованными и удовлетворяет иск.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, и взыскивает с ответчика Зограбян Г.А. государственную пошлину в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации муниципального образования город Армавир к Зограбян Г.А. о запрете эксплуатации земельного участка с расположенным на нем строением в коммерческих целях – удовлетворить.

Запретить Зограбян Г.А. осуществлять эксплуатацию земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 888 кв.м., с кадастровым номером объекта 23:38:0105021:9 с расположенным на нем строением в коммерческих целях, до изменения в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на соответствующий фактическому.

Взыскать с Зограбян Г.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Г.С. Селихов