ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3046/202129 от 29.11.2021 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3046/2021 29 ноября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Ильиной Н.Г.,

При ведении протокола помощником судьи Никитиной Д.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой ФИО4 к ООО «Кухонная фабрика» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова И.В. обратилась в суд с иском к ООО «Кухонная фабрика» и просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара в размере 23200 рублей, неустойку за просрочку удовлетворения требований об устранении недостатков товара в сумме 359556,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей и штраф по ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». В обоснование иска истец указывает, что между сторонами 20.11.2020г. был заключен договор купли-продажи, по которому ответчик должен был в срок 60 рабочих дней передать истцу в собственность кухонный гарнитур, изготовленный в соответствии со спецификацией к договору. Истцом в день заключения договора купли-продажи была оплачена часть товара в размере 160000 рублей. 22.03.2021г. ответчик уведомил о готовности передать товар и в тот же день передал истцу комплект кухонного гарнитура. Просрочка срока передачи предварительно оплаченного товара составила 29 дней, размер неустойки составляет 23200 рублей. В процессе монтажа гарнитура были выявлены существенные недостатки товара: фасады подвесного шкафчика для сушки не соответствовали спецификациям и эскизу, не соответствовал его размер, цвет карнизов не соответствовал цвету в эскизе, плинтус столешницы не совпадал с цветом столешницы. Кухонный гарнитур из-за несоответствия размеров невозможно было установить в помещении кухни. 19.05.2021г. истец обратилась к продавцу с требованиями устранить недостатки товара, ответчик согласовывать срок устранения недостатков не стал. 45-ти дневный срок устранения недостатков ответчиком был нарушен. 29.06.2021г. истец обратилась к ответчику с претензией с требованием устранить недостатки и выплатить неустойку, ответ на претензию в адрес истца не поступил. Недостатки были устранены 16.07.2021г., в связи с чем, истец рассчитал неустойку за 114 дней просрочки в сумме 359665 руб.

Истец Филиппова И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований истца, указывая на то, что нарушение сроков по договору отсутствовало, т.к. договором предусмотрен срок 75 рабочих дней для поставки товара. Выявленные в процессе сборки недостатки должны были быть устранены в течение 45 рабочих дней, недостатки были устранены 16 июля 2021г., о чем подписан акт. Срок нарушен не был, поскольку клиент был согласен на устранение сразу всех недостатков, а не по частям. Для замены карниза по желанию заказчика необходимо было сделать дозаказ, в связи с чем на это ушло больше времени.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

На основании статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (пункт 1).

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2).

Согласно п. 1 ст. 20 названного закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Пунктом 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Данная норма устанавливает меру гражданско-правовой ответственности (неустойку) за неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю предварительно оплаченного товара.

Судом установлено, что 20.11.2020г. между Филипповой И.В. (покупатель) и ООО «Кухонная фабрика» (продавец) заключен Договор купли-продажи , в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность покупателя комплект кухонной мебели, указанный в спецификации. Покупатель приобретает товары, которые в момент заключения договора у продавца отсутствуют и будут изготовлены и поставлены продавцу контрагентами. Товар приобретается по образцам и/или каталогам. Товар имеет индивидуально определенные свойства. Качество, комплектность и свойства товаров должны соответствовать образцам, каталогам и требованиям фабрики изготовителя. Цена товара составила 318600 рублей. Согласно п. 2.2.1 договора в момент подписания договора покупатель оплачивает предоплату в размере 160000 рублей.

Как следует из п. 2.1 договора, дата готовности товаров к отгрузке наступает не позднее 60 рабочих дней с момента подписания настоящего договора. Дата готовности товара к отгрузке может быть перенесена только на условиях, установленных в настоящем договоре. Заказ носит индивидуальный характер и формируется с учетом сложности и объема производства товаров.

В п. 4.10 Договора определено, что продавец имеет право в одностороннем порядке, без согласования с покупателем и его уведомления перенести дату готовности всех или одного из товаров к отгрузке на срок до 15 рабочих дней, а покупатель обязан принять такое исполнение договора как надлежащее, о чем покупатель предупрежден и с чем согласен. При этом ответственность за перенос даты готовности товаров к отгрузке у продавца не наступает.

Предоплата по договору в сумме 160000 рублей произведена истцом 20.11.2020г., что подтверждается товарным чеком (л.д. 19).

Остальная оплата по договору произведена покупателем 22.03.2021г. в сумме 155400 рублей. Данное обстоятельство подтверждено квитанцией к приходному кассовому ордеру и не оспаривалось представителем ответчика (л.д. 14).

Из объяснений истца и представителя ответчика следует, что товар был передан 22.03.2021г. С учетом установленных в договоре (п.1.2 и 4.10) сроков отгрузки товара покупателю (60 рабочих дней + 15 рабочих дней), срок отгрузки товара истцу истекал 17.03.2021г. Таким образом, просрочка передачи предварительно оплаченного товара составила 5 дней (с 18.03.2021г. по 22.03.2021г.). Размер неустойки составляет 4000 рублей (0,5 % от 160000 х 5).

Как указано в Договоре на проведение работ по сборке, установке комплекта мебели , при установке мебели, поставленной истцу, были выявлены недостатки товара, в связи с чем была составлена рекламация: «уменьшить модуль, поменять карниз (в цвет и с косичкой), полки-стекло (шкафы со стеклом), поменять фасады на сушилке, поменять плинтус на столешнице (черный), стеклодержатели, полки стекло по толщине».

19.05.2021г. Филиппова И.В. обратилась к ответчику с письменной претензией, в которой указала, что на ее устное обращение к продавцу от 23.04.2021г. по вопросу устранения недостатков товара ей было сообщено об устранении недостатков в течение 45 дней. На 11.05.2021г. недостатки не устранены. В связи с чем, она просила незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара.

В ответ на данную претензию ответчик сообщил, что недостатки будут устранены в ближайшее время.

29.06.2021г. истец повторно направила претензию в адрес ответчика, в которой потребовала устранить недостатки товара и возместить неустойку, компенсировать моральный вред.

Ответ на данную претензию, как следует из объяснений истца и не опровергнуто ответчиком, истцу не поступал.

16.07.2021г. недостатки товара устранены, что подтверждается объяснениями истца, а также Дополнительным соглашением от 16.07.2021г. к договору .

Таким образом, срок устранения недостатков товара, который в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может превышать 45 дней, ответчиком был нарушен. Срок устранения недостатков (45 дней) истекал 06 мая 2021г., следовательно, неустойка за нарушение сроков устранения недостатков товара в соответствии с положениями ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за 70 дней просрочки составит 220780 рублей (1% от стоимости товара 315400 рублей х 70 дней).

Доказательств, которые бы свидетельствовали, что в данный период покупатель уклонялся от получения товара и его установки, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено. Ссылки представителя ответчика на то обстоятельство, что длительность устранения недостатков была связана с необходимостью по желанию клиента заказать новый карниз, в подтверждение чего был представлен счет № 24 от 15.04.2021г. ООО «Октава», не могут быть положены в основу для вывода об отсутствии нарушений сроков устранения недостатков товара, поскольку недостаток карниза был изначально указан в рекламации, дополнительных соглашений к договору купли-продажи относительно заказа нового карниза и переносе в связи с этим сроков поставки товара между сторонами не заключалось.

Ответчиком ходатайство об уменьшении размера неустойки в ходе рассмотрения дела не заявлено.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования истца о компенсации морального вреда по праву являются обоснованными.

Принимая во внимание степень вины ответчика, степень физических и нравственных страданий причиненных истцу, длительность не исполнения ответчиком законных требований истца, исходя из принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в качестве денежной компенсации морального вреда сумму в размере 8000 рублей.

Согласно п. 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Из материалов дела следует, что претензия истца о выплате неустойки и компенсации морального вреда ответчиком удовлетворена не была, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 116390,00 рублей ((4000 +220780 + 8000):2).

С ответчика в порядке ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5747,80 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Кухонная фабрика» в пользу Филипповой ФИО5 неустойку в сумме 224780,00 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 8000,00 рублей, штраф в сумме 116390,00 рублей.

Взыскать с ООО «Кухонная фабрика» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 5747,80 рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Ильина

Решение изготовлено 24.12.2021