ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3047/2013 от 18.09.2013 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

  к делу №2-3047 /2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 сентября 2013 года г. Сочи Адлерский район

 Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

 Председательствующего - Федорова Е.Г.,

 при секретаре- Парфеновой О.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, необходимого для реконструкции и строительства олимпийского объекта,

 УСТАНОВИЛ:

 ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» обратилось в суд с иском к ФИО о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, необходимого для реконструкции и строительства олимпийского объекта.

 В обоснование требований указал, что в соответствии с пунктом 152 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» является ответственным исполнителем строительства Олимпийского объекта федерального значения - «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляет реконструкцию и строительство линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Адлерский РРЭС этап 2. Для размещения Олимпийского объекта ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» подготовлена документация по планировке территории. Документация согласована Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов «Олимпстрой», администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2012 № 229-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) для размещения 2-го этапа «ОРГАНИЗАЦИЯ» олимпийского объекта «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». Из материалов дела следует, что в зону строительства Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, (кадастровый номер №). Правообладателем данного земельного участка является ФИО, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.02.2013 № №, а также кадастровой выпиской о земельном участке от 21.03.2013 № №. Для реконструкции указанного олимпийского объекта на часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО, в пользу ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» необходимо установить срочный возмездный сервитут. Согласно ч. 22 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ после принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, указанным в ч. 6 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310- ФЗ (собственнику либо иному правообладателю обременяемого земельного участка). 11 апреля 2013 г. истцом был подготовлен и подписан проект соглашения об установлении сервитута, в котором были учтены все существенные условия договора, предусмотренные ч. 9 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. 23 мая 2013 г. ответчику было вручено соглашение об установлении сервитута, о чем имеется соответствующее уведомление. Однако до настоящего времени вышеуказанное соглашение об установлении сервитута не подписано и не заключено. С момента получения правообладателем земельного участка, соглашения об установлении сервитута прошло более 30 дней. В соответствии с п. 23 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ, в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение, об установлении сервитута. Согласно п. 1 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. В силу п.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Просит обязать ответчика ФИО заключить с ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» соглашение об установлении сервитута. Взыскать с ответчика в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Обратить решение суда к немедленному исполнению. В случае уклонения ответчика от подписания соглашения об установлении сервитута, просит считать соглашение заключенным, по истечении пяти календарных дней с момента вынесения решения суда.

 В судебном заседании истец, в лице представителя ФИО настаивала на иске и просила его удовлетворить по изложенным выше основаниям.

 Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 Суд, изучив представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, считает требования ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, необходимого для реконструкции и строительства олимпийского объекта подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом 152 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ») является ответственным исполнителем строительства Олимпийского объекта федерального значения - «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)».

 ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляет реконструкцию и строительство линейного сооружения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Адлерский РРЭС этап 2.

 Для размещения Олимпийского объекта ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» подготовлена документация по планировке территории. Документация согласована Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов «ОРГАНИЗАЦИЯ», администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2012 № 229-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) для размещения 2-го этапа «Адлерский РРЭС» олимпийского объекта «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)».

 Из материалов дела следует, что в зону строительства Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).

 Правообладателем данного земельного участка является ФИО, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.02.2013 № №, а также кадастровой выпиской о земельном участке от 21.03.2013 № №.

 В соответствии с частью 1 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в целях, предусмотренных частью 2 статьи 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ.

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15.2 Федерального закона № ЗЮ-ФЗ сервитуты могут устанавливаться для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений в том числе линии электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).

 Согласно пункту 1 части 14 статьи 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ решение об установлении сервитутов принимается администрацией Краснодарского края - в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения.

 Согласно подпункту 743 пункта 8 Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2013 № 116-р «Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» был установлен сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № для строительства олимпийского объекта федерального значения «Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» Адлерский РРЭС этап 2.

 При этом руководствуясь частью 9 ст. 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» подготовило соглашение об установлении сервитута. В соглашении об установлении сервитута были учтены все существенные условия договора, предусмотренные частью 9 статьи 15.2 Федерального закона № ЗЮ-ФЗ: срок, цели, площадь сервитута установлены с учетом проектных решений и документации по планировке территорий, утвержденной вышеуказанным Приказом Министерства регионального развития РФ, размер платы за сервитут, рассчитан в порядке, установленном пунктом 2 части 21 ст. 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ.

 Из материалов дела следует, что 11.04.2013 г. истцом, руководствуясь частью 22 статьи 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ, подготовлен и подписан проект соглашения об установлении сервитута, в котором были учтены все существенные условия договора, предусмотренные ч. 9 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ, а именно: 1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого планируется установить сервитут; 2) сведения о сторонах соглашения; 3) цели и основания установления сервитута; 4) срок действия сервитута; 5) размер платы за сервитут рассчитанный в порядку п.п. 2 п. 21 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ; 6) право лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства и (или) эксплуатации которых установлен сервитут, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно- кустарниковой растительности, вести земляные работы; 7) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществить плату за сервитут в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, и полностью возместить убытки в связи с установлением сервитута; 8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.

 23 мая 2013 г. ответчику было вручено соглашение об установлении сервитута, что подтверждается отметкой правообладателя земельного участка на уведомлении от 23.05.2013 года. Однако до настоящего времени вышеуказанное соглашение об установлении сервитута не подписано и не заключено.

 С момента получения правообладателем земельного участка, соглашения об установлении сервитута прошло более 30 дней.

 Однако до настоящего времени соглашение об установление сервитута в отношении земельного участка (его части) расположенного по адресу: <адрес>, (кадастровый номер №), ответчиком добровольно не подписано.

 Нарушение ответчиком установленного срока на подписание соглашения препятствует строительству олимпийского объекта.

 В соответствии с п, 23 статьи 15.2 Федерального закон № 310-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения собственником земельного участка проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.

 Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

 В соответствии с ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

 При таком положении" суд считает, что исковые требования ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ФИО о понуждении заключить соглашение, об установлении сервитута обоснованы и подлежат удовлетворению.

 В соответствии с ч. 24 ст. 15.2 ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ») к ФИО о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, необходимого для реконструкции и строительства олимпийского объекта- удовлетворить.

 Обязать ФИО заключить с ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - для строительства Олимпийского объекта федерального значения «ОРГАНИЗАЦИЯ» Адлерский РРЭС этап 2.

 Соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> считать заключенным между ФИО и ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ».

 Взыскать с ФИО в пользу ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 На основании ч. 24 ст. 15.2 ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

 Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение месяца в Краснодарский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

 Председательствующий: Федоров Е.Г.