ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3047/2022 от 21.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3047/2022

22RS0066-01-2022-003845-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2022 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Зарецкой Т.В.,

при секретаре Середа Д.Д.,

рассмотрев материалы гражданского дела по иску ФИО1 к КГКУ «Региональное жилищное управление», Министерству строительства и жилищно-коммунальному хозяйству Алтайского края о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с настоящим иском, просил, обязать КГКУ «Региональное жилищное управление» восстановить срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указывал, что он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей».

Мать истца ФИО2 лишена родительских прав на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ года. Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец был направлен в учреждение общественного воспитания. С ДД.ММ.ГГГГ находился в исправительных учреждениях. Не знал о необходимости подачи заявления для реализации своего права на получение жилья, в связи с чем, пропустил срок для подачи заявления о включении в список детей-сирот.

Судом к участию в деле привлечено в качестве ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

В судебном заседании истец на иске настаивал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика КГКУ «РЖУ» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, направил отзыв в суд, против удовлетворения иска возражал, указывая, что истец до достижения возраста 23 лет должен был встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что сделано не было в отсутствие уважительных причин. В настоящее истец утратил статус лица из числа детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, уважительных причин необращения до достижения 23-летнего возраста не представлено.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требования по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числе детей-сирот, поскольку, на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ года мать истца – ФИО2 лишена родительских прав. Отец истца ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 помещен в МОУ «Специальная (коррекционная) школа- интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» общественного воспитания на полное государственное обеспечение.

Согласно представленной в материалы дела копии ходатайства «Специальной (коррекционной) школы-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» директором школы направлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Центрального района г. Барнаула о постановке ФИО1 на предварительный регистрационный учет для получения жилья.

Согласно ответа Комитета по образованию администрации Центрального района г. Барнаула ФИО1 поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья, регистрационный номер

На основании Постановления администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен в учреждение начального профессионального обучения КГОУ «Профессиональное училище №53» на полное государственное обеспечение.

Истец в зарегистрированном браке не состоит, детей нет.

Согласно сведениям из Росреестра, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю ФИО1 объектов недвижимости в собственности не имеет.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю истец был зарегистрирован по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу:

Ранее истец обращался в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края с заявлением о включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Минстроя Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список, в связи с достижением им возраста 23 лет.

Истец пояснил, что до достижения 23 лет не обращался с заявлением о включении в список, поскольку было трудное материальное положение и отсутствие информации, находился в исправительных учреждениях по приговорам суда.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 достиг возраста 18 лет, что повлекло его полную гражданскую дееспособность, 23 лет достиг в ДД.ММ.ГГГГ.

Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в данном случае правовое значение имеет причина, в силу которой истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет нуждающихся в я помещениях.

Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, в котором в качестве одной из уважительных причин указано ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 4 Федеральному закону от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 г. Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу требований закона в данном случае для предоставления жилого помещения на льготных условиях заинтересованное лицо должно не только относиться к специальной категории граждан, но также обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением до достижения им двадцати трех лет, в силу требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как ранее действующее правовое регулирование, так и действующее законодательство не предусматривало обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления без заявления лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, осуществлять постановку такого лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 01 января 2013 года), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

ФИО1 был поставлен на предварительный регистрационный учет, что им не оспаривалось и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Действовавшим до 01.08.2014 года пунктом 5.1 постановления Администрации Алтайского края от 27.12.2012 № 736 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» было закреплено, что органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 01.01.2013 и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 4. ч. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в редакции, действующей до 01.01.2013, органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря с учетом даты поданных заявлений формируют список граждан из числа лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Исходя из вышеизложенных требований законодательства следует, что органами местного самоуправления по месту нахождения ФИО1 в адрес уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства должны были быть направлены сведения о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося лица в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Указанные сведения в отношении ФИО1 в адрес уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства не направлялись.

Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления, руководства государственного учреждения, в котором находился несовершеннолетний, своих должностных обязанностей, выразившееся в не передаче сведений о необходимости постановке истца на учет в Главное управление жилищно-коммунального хозяйства для включения в список, не должно быть препятствием к реализации законных прав истца.

Таким образом, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых истец обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, и причины, по которым истец обратился в настоящее время с требованием о включении его в список, следует рассматривать как уважительные.

Указанные обстоятельства привели к тому, что истец как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении не поставлен своевременно по независящим от него причинам.

С учетом изложенного, суд признает причины несвоевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья уважительными и удовлетворяет исковые требования о восстановлении срока для подачи заявления о включении его в соответствующий список.

Поскольку вопросы о включении в список отнесены к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, то суд удовлетворяет исковые требования к Министерству строительства и жилищно-коммунальному хозяйству Алтайского края о восстановлении срока о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части требований к КГКУ «РЖУ» суд отказывает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования к Министерству строительства и жилищно-коммунальному хозяйству Алтайского края удовлетворить.

Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.

В части требований к КГКУ «РЖУ» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Зарецкая