ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3048/13 от 02.07.2013 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

                                        Дело № 2-3048/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Бутаковой М.П.,

при секретаре Гугучкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 02 июля 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГП «Омскоблавтотранс» по трудовому спору,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГП Омскоблавтотранс» о взыскании задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>. Указав в обоснование, что работает в качестве <данные изъяты>. В соответствии с графиком сменности еженедельно выходит в смену в пятницу и работает вплоть до воскресенья на маршруте. Кроме того, один день в неделю является резервным, в который истец находится на территории ГП «Омскоблавтотранс», поездок в такой день не осуществляется, так как водитель находится в запасе, график работы в резервный с <данные изъяты>. Работа водителя автобуса на маршруте «<данные изъяты>» предусматривает на работу в пятницу с выездом их <данные изъяты>, ночевку в конечном пункте <данные изъяты>), затем в <данные изъяты>, затем повторный на маршрут в <данные изъяты> с ночевкой в конечном пункте и выезд в <данные изъяты>. В соответствии с локальными правовыми актами водителям автобусов, работающим на междугородних маршрутах, производится компенсационная выплата за работу в пути или разъездной характер работу, направленная на возмещение расходов, связанных с пребыванием вне постоянного места жительства, в размере, установленном приказом руководителя предприятия. Компенсационная выплата производится водителям автобусов, маршрутные расписания которых предусматривают внутрисменный (междусменный) отдых вне постоянного места жительства, и время работы в такой смене более <данные изъяты> часов с момента выезда и возвращения в Центр по ремонту и ТО автомобилей. Компенсационная выплата начисляется в двойном размере, если период времени между выездом и возвращением в Центр по ремонту и ТО автомобилей превышает <данные изъяты> часа. Поскольку, период времени от выезда водителя на маршруте <адрес> в пятницу до возвращения в Центр по ремонту и ТО автомобилей превышает 24 часа, компенсационная выплата должна исчисляться в двойном размере. Компенсационная надбавка за график движения по междугороднему маршруту необоснованно исчислена в отношении меньшего количества часов работы на линии, чем фактически отработанных на маршруте часов. Так, согласно данным расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ г. отработано на маршруте <данные изъяты> часа, компенсационная надбавка «График межгород» исчислена в отношении <данные изъяты> часа. В ДД.ММ.ГГГГ отработано <данные изъяты> часов на маршруте, надбавка считана из количества <данные изъяты> часов. Аналогично в ДД.ММ.ГГГГ, отработано на маршруте <данные изъяты> часов, надбавка рассчитана в отношении <данные изъяты> работы. Кроме того, компенсационная надбавка рассчитана исходя из величины 20 руб. за 1 час работы, в то время как с учетом п. 1.13 Положения об оплате труда и премировании водителей автобусов, данная выплата должна рассчитываться в ином размере, то есть <данные изъяты> руб. за час работы на маршруте. Кроме того, районный коэффициент должен начисляться ко всему заработку водителя без учета персональных надбавок. Однако, при начислении заработной платы истца ГП «Омскоблавтотранс» неправомерно исчисляет районный коэффициент на сумму, меньшую чем весь заработок. Также за январь и ДД.ММ.ГГГГ г. неверно отмечено количество часов нахождения в резерве: за январь по данным расчетного листа число часов нахождения в резерве составляет <данные изъяты> Время нахождения в резерве должно оплачиваться по часовой тарифной ставке, в соответствии с п. №. коллективного договора. Часовая тарифная ставка водителя автобуса установлена в сумме <данные изъяты>. Согласно данным расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ г.: начисленная заработная плата истца за <данные изъяты>

    Позднее истец уточнил исковые требования (л.д. 94-96) и просил суд взыскать задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб. Указав в обоснование, что при расчете заработной платы неверно произведен расчет компенсационных выплат (графа «Выплата взамен суточных» в расчетных листках), предусмотренной пунктом № Положения об оплате труда и премировании водителей автобусов, размер базовой выплаты в сумме <данные изъяты> установлен приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об установлении размера компенсационной выплаты» ГП «Омскоблавтотранс». Однако, в расчетах заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ г. не учтено, что в соответствии с абзацем № Положения об оплате труда и премировании водителей автобусов, компенсационная выплата начисляется в двойном размере, если период времени между выездом и возвращением в Центр по ремонту и ТО автомобилей превышает <данные изъяты> часа. ФИО1 работает на маршруте «<данные изъяты>», график которого предусматривает выход на работу в <данные изъяты>, что подтверждается также отметками в путевых листах. Поэтому, размер компенсационной выплаты должен быть установлен в двойном размере, то есть в сумме <данные изъяты> Положениями пп. в), г) п. 15 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» указано, что включается в рабочее время водителя.. Продолжительность времени медицинского предрейсового и послерейсового медосмотра, согласно п. № коллективного договора, составляет <данные изъяты> мин в смену, а в случае, если в маршрутное время закладывается ночевка в конечном пункте, продолжительность времени на прохождение медосмотра удваивается. Таким образом, в рассматриваемой ситуации при нахождении истца в смене на маршруте продолжительность времени медосмотра должна составить <данные изъяты> мин. При нахождении водителя на маршруте «<данные изъяты>» с <данные изъяты> общее время прохождения медосмотра должно составить <данные изъяты> Данное время должно быть оплачено по часовой тарифной ставке <данные изъяты>. Согласно п. № коллективного договора, устанавливается подготовительно-заключительное время для водителей в размере <данные изъяты> мин в смену для выполнения необходимых работ перед выездом автомобилей, автобусов и после их возвращения и включает в себя следующие работы:

заправка автобуса, автомобиля топливом, смазочными материалами и водой,

оформление путевых документов;

сдача выручки,

запуск двигателя;

проверка технического состояния автомобиля;

постановка автомобиля на установленное место;

получении и сдача транспортных терминалов.

В случае, если в маршрутное время закладывается ночевка в конечном пункте, продолжительность подготовительно-заключительного времени удваивается.

Таким образом, при работе ФИО2 на маршруте в ночевкой в конечном пункте (<данные изъяты>) общая продолжительность подготовительно-заключительного времени должна составить <данные изъяты>. При работе водителя в резерве продолжительность подготовительно -заключительного времени в смену составит <данные изъяты> мин. Подготовительно-заключительное время необоснованно не учитывается при расчете заработной платы, несмотря на то, что оно должно быть оплачено по часовой тарифной ставке <данные изъяты> руб./час.

Следовательно, заработная плата ФИО1 рассчитана неверно, и за <данные изъяты>. И всего недоплачено <данные изъяты> руб.

    Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее суду пояснил, что получает путевку в пятницу и закрывает ее в воскресенье.

Представитель истца ФИО3 по доверенности (л.д. <данные изъяты>) уточненные исковые требования поддержал по изложенным в уточненном исковом заявлении доводам, и тому расчету, что приведен в тексте иска. Дополнительно пояснив суду, что они также не согласны с тем, что ответчик не начисляет районный коэффициент на компенсационную выплату. Спор по оплате резервного времени отсутствует.

Представители ответчика ГП ОО «Омскоблавтотранс» ФИО4 и ФИО5 по доверенности (л.д. <данные изъяты>) против иска возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве и представленным расчетам начисленной и выплаченной за спорный период времени заработной платы (л.д. <данные изъяты>), дополнительно указав, что компенсационная выплата начисляется согласно п. № Положения об оплате труда, т.к. у водителя разъездной характер работы, в размере <данные изъяты>. В п.<данные изъяты> идет ссылка на приказ руководителя, которым и установлен размер данной выплаты. В расчетных листках размер выплаты обозначен кодом <данные изъяты> и называется «выплата взамен суточных». Также истец путает понятия «компенсационная выплата» и «премия за соблюдение графика движения и соблюдение культуры обслуживания пассажиров», которая установлена п. № Положения об оплате труда. <данные изъяты>

Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

ФИО1 работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ г., в т.ч. с ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> автобуса по настоящее время.

По правилам ст. 5 ТК РФ трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения помимо федерального законодательства регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В ГП ОО «Омскоблавторанс» подписан между работодателем и работниками Коллективный договор по регулированию социально-трудовых отношений на ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. <данные изъяты>). Которым установлено, что компенсирующие и стимулирующие части заработной платы работников начисляются в соответствии с положениями об оплате труда и премировании работников предприятия, согласованными с профсоюзным комитетом (п.№).

В соответствии с п. № Коллективного договора подготовительно-заключительное время устанавливается для водителей в размере <данные изъяты> мин. в смену, для выполнения необходимых работ перед выездом автобусов и после их возвращения. В случае, если в маршрутное расписание закладывается ночевка в конечном пункте, продолжительность подготовительно-заключительного времени удваивается.

То есть, в данном случае, водитель выезжает из гаража и возвращается в него по окончанию рейса на <данные изъяты>-ий день (длинная смена), т.е. его смена длится дольше, чем, если бы он возвращался в гараж в день выезда из него, и, соответственно его подготовительно – заключительное время удваивается, т.к. добавляется подготовительно-заключительное время по вечерам в месте ночевки <данные изъяты>

В соответствии с п. № Коллективного договора время прохождения водителями предрейсового и послерейсового медосмотра устанавливается в размере <данные изъяты> мин. в смену, в случае, если в маршрутное расписание закладывается ночевка в конечном пункте, продолжительность времени прохождения медосмотра удваивается.

То есть в данном случае (при длинной смене), водитель проходит медосмотр в день выезда из гаража, потом проходит его в день возвращения в <адрес> при повторном выезде в <адрес> и последний медосмотр проходит при возвращении в гараж.

Требования истца в части взыскания за оплату дополнительного времени, со ссылкой на п.п. № Коллективного договора, основаны, по мнению суда на неверном толковании понятия «смена». Поскольку под сменой понимается выполнение работы в течение рабочего времени, начиная со времени выезда из гаража и до времени заезда в гараж. И, следовательно, смена может быть короткой: в течение одного дня, или в течение нескольких дней (в случае ночевки в <данные изъяты>). И, соответственно, когда в названных пунктах Коллективного договора указано на <данные изъяты> минут в смену (подготовительно-заключительное время), или <данные изъяты> минут в смену (предрейсовый и послерейсовый медосмотр), то указанное время следует делить на <данные изъяты> минут перед началом рейса и по его окончанию, и, соответственно, <данные изъяты>

Количество и продолжительность каждой смены (каждого рейса) указаны ответчиком в своих расчетах по расшифровке начисленной и выплаченной заработной плате (л.д. <данные изъяты>), подтверждается путевыми листами (л.д. <данные изъяты>).

Указанные расчеты судом проверены, и признаны судом обоснованными.

Пунктом № Коллективного договора установлено, что на основании ст. 168.1 ТК РФ работникам, чья работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, производится компенсационная выплата, направленная на возмещение расходов, при условии, что график их работы предусматривает внутрисменный (междусменный) отдых вне постоянного места жительства и время работы в смене более 12 часов с момента выезда и возвращения к месту работы. Компенсационная выплата не производится, если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

В соответствии с п. № Положения об оплате труда и премировании водителей автобусов (л.д. <данные изъяты>) водителям автобусов, работающим на междугородних маршрутах, производится компенсационная выплата за работу в пути или разъездной характер работы, направленная на возмещение расходов, связанных с пребыванием вне места постоянного жительства, в размере, установленном приказом руководителя предприятия. Компенсационная выплата начисляется в двойном размере, если период времени между выездом и возвращением в Центр по ремонту и ТО автомобилей превышает 24 часа.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № с ДД.ММ.ГГГГ г. размер данной выплаты установлен – <данные изъяты> руб. (л.д. <данные изъяты>).

Согласно пояснениям истца, в расчетном листе эта выплата обозначена кодом «<данные изъяты>» под названием «выплата взамен суточных» (л.д. <данные изъяты>

Исходя из буквального толкования названного выше локального акта, компенсационная выплата начисляется в двойном размере, если период времени между выездом и возвращением в Центр по ремонту и ТО автомобилей превышает 24 часа. Время выезда и возвращения в гараж отражается в путевых листах.

Судом проверены путем сопоставления время, указанное в путевых листах (длинные смены, т.е. с ночевкой в <данные изъяты>) и указанные в расчетах ответчика (л.д. <данные изъяты>), и оснований для удовлетворения иска в данной части требований суд не находит, поскольку они не основаны на материалах дела.

Начисление районного коэффициента предусмотрено ст. 148 ТК РФ, согласно которой оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового трава.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" утвержден районный коэффициент для Омской области -1, 15.

Пунктом 3 данного Постановления установлено, что районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.

Как следует из пояснений ответчика, районный коэффициент не начисляется на предприятии на компенсационную выплату за разъездной характер работы (код «<данные изъяты>» в расчетном листке).

С учетом названных выше правовых норм, исходя из характера выплаты: только тем работникам – водителям, которые работают на выполнении междугородних рейсов, суд приходит к выводу, что выплата носит персональный характер, и, соответственно, районный коэффициент на нее начисляться не должен.

Оценив изложенное в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГП «Омскоблавтотранс» о взыскании задолженности по заработной плате, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                            М.П. Бутакова