ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3048/20 от 08.09.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-3048/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания – Колесник Я.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» обратился в суд с иском о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование требований истец указал, что приморской транспортной прокуратурой проведен сбор сведений и анализ исполнения ОАО «РЖД» в лице Эксплуатационного локомотивного депо Новый Ургал - структурного подразделения Дальневосточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» (далее - локомотивное депо Новый Ургал) законодательства о безопасности движения при эксплуатации, производстве ремонта и технического обслуживания локомотивов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эксплуатация ОАО «РЖД» тепловоза, не отвечающего требованиям безопасности, создает опасность возникновения транспортных происшествий, экологических инцидентов, что влечет угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц. Кроме того, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которые управляют указанным локомотивом. Обращаясь с иском в суд, прокурор просит возложить на ОАО «Российские железные дороги» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда, в законную силу, провести необходимые виды технического обслуживания и ремонта с продлением срока службы тепловоза ТЭМ2К (№), либо решить вопрос о невозможности его дальнейшей эксплуатации.

В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Ольшевский Д.О. настаивал на иске по изложенным в нем основаниям. Дополнительно суду пояснил, что соответствующего требованиям закона и локальных нормативных актов относительно утилизации или иного исключающего эксплуатацию спорного локомотива документа суду не представлено.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Шаповалов О.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, посокльку ОАО «РЖД» предпринимает меры к выведению из эксплуатации данного локомотива, данный локомотив не используется, но для подготовки всех документов необходимо время.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть, четко определить.

В ходе судебного разбирательства установлено, что В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью 1раждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц; обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ № 17-ФЗ предназначенные для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 17-ФЗ законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из данного Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В силу п. 3 главы 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее - Правила), данные Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Согласно п. 1 Приложения № 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

В силу п. 21, 22 и 24 Приложения № 5 Правил не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Не допускается подача под поезда локомотивов, назначенный срок службы которых истек.

Локомотивы, принадлежащие владельцу железнодорожного подвижного состава при обращении на железнодорожных путях общего и необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным данными Правилами, и пройти проверку на подтверждение их исправного технического состояния.

Организация системы технического обслуживания и текущего ремонта железнодорожного подвижного состава, обращающегося на инфраструктуре и его составных частей, а также контроля за соблюдением норм межремонтных пробегов обеспечивается владельцем инфраструктуры.

Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Техническое состояние локомотивов должно систематически проверяться при техническом обслуживании локомотивными бригадами, комплексными и специализированными бригадами на пунктах технического обслуживания и в основных депо, независимых ремонтных депо, оснащенных диагностическими средствами, а также периодически контролироваться уполномоченными лицами владельца железнодорожных путей необщего пользования, владельца железнодорожного подвижного состава.

В соответствии с п.п. 1 ч. 3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, при подаче (выходе) на железнодорожные пути общего пользования локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав по конструкции, сроку службы, проведению плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять требованиям, установленным нормативными правовыми и нормативно-техническими актами в области железнодорожного транспорта национальными стандартами, техническими условиями завода-изготовителя.

Согласно п.п. 1.2 и 2.1 Положения о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2005 № Зр (далее - Положение), в целях обеспечения устойчивой работы локомотивного парка ОАО «РЖД», поддержания его технического состояния и повышения эксплуатационной надежности локомотивов система технического обслуживания и ремонта локомотивов предусматривает их текущий ремонт.Утвержденные Министерством путей сообщения России 03.11.1997 № ЦТ-519 Правила технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов ТЭМ2, ТЭМ2А, ТЭМ2У, ТЭМ2УМ содержат основные положения по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов в локомотивных депо и пунктах технического обслуживания.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации подвижного состава Министерством транспорта Российской Федерации 30.03.2001 № АН-25-р утверждена технология безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта (далее - Технология), которая содержит виды планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания и сроки их проведения.

Согласно п.п. 2, 3, 8, 9 и 10 раздела 2 Технологии установлено следующее:

Технические обслуживания выполняются для поддержания работоспособности сборочных единиц локомотивов, смазки трущихся частей, контроля за экипажем, тормозным оборудованием и другими устройствами и приборами, обеспечивающими безопасность движения.

На текущих ремонтах производятся: ревизия, замена или восстановление отдельных сборочных единиц локомотивов, а также испытания и регулировки, гарантирующие работоспособность локомотивов между соответствующими видами плановых ремонтов.

Техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1 выполняются в локомотивных депо ремонтными бригадами.

Текущие работы ТР-2 и ТР-3 выполняются в локомотивных депо или ремонтных базах промышленности комплексными и специализированными бригадами.

Заводские ремонты КР-1 и КР-2 производятся в основном на локомотивно-ремонтных заводах МПС России или на специализированных отраслевых ремонтных базах и цехах отдельных крупных промышленных и горнодобывающих предприятий, имеющих оборудование, технологическую оснастку и ремонтную документацию.

Межремонтные сроки работы тепловозов установлены в таблице 2.5 Технологии, а также в распоряжении ОАО «РЖД» от 11.08.2016 № 1651р «О нормах межремонтных пробегов железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Нормативные сроки службы локомотивов регулируются документом Министерства путей сообщения СССР от 24.01.1991 № ЦТЛ-32 «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для тепловозов», согласно которому нормативный срок службы тепловозов маневровых и промышленных составляет 25 лет.

Техническими условиями тепловоза маневрового типа ТЭМ2 - ТУ 24- 4-405-76, согласованными с главным инженером Главного управления локомотивного хозяйства 16.01.1976, установлен срок службы до списания указанного тепловоза - 32 года.

Пунктом 3.3.12 ГОСТ 27.002-2015. «Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения», введенного в действие приказом Госстандарта от 21.06.2016 № 654-ст, определено, что назначенный срок службы - это календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя.

Как следует из п. 2 Инструкции о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации 31.12.1998 № ЦФ-631, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа.

По результатам проведенного Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой анализа установлено, что на балансе локомотивного депо Комсомольск-на-Амуре находится тепловоз ТЭМ2К № 5697, 1977 года постройки, который эксплуатируется, в том числе на путях общего пользования с истекшим в 2018 году сроком службы, а также перепробегами от плановых видов технического ремонта и обслуживания. По состоянию на 26.08.2019 названный тепловоз находится в ожидании ТО-2.

В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда, условиям труда на рабочем месте.

При таких обстоятельствах эксплуатация тепловоза ТЭМ2К № 5697, срок службы которого истек, а также его эксплуатация без прохождения вышеназванных видов технического обслуживания и ремонтов не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, в том числе локомотивным бригадам, которым поручается управлять данным тепловозом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу ст. 12 ГК РФ защите гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В ходе судебного разбирательства предстаивтель ответчика представил телеграмму от (дата), согласно которой в плане на 4-й квартал 2020 стоит демонтаж и разборка подлежащих списанию объектов основных средств и материальных ценностей. Также представлено письмо от (дата), согласно которому локомотив ТЭМ2К №5697 запрещен к эксплуатации, включен в дополнительный план демонтажа и разборки.

Между тем, достаточных и достоверных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ, списания спорного локомотива суду не представлено, в связи с чем угроза жизни и здоровью в отношении неопределенного круга лиц сохраняется.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного избран способ защиты нарушаемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, путем понуждения ответчика к выполнению определенных обязательств на основании ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При этом неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявление Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, вместе с тем, суд полагает возможным предоставить ответчику возможность исполнить возложенную на него обязанность в течение 4-х месяцев.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ, 103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых отходов - удовлетворить.

Возложить на ОАО «Российские железные дороги» провести необходимые виды технического обслуживания и ремонта с продлением срока службы тепловоза ТЭМ2К № 5697, либо решить вопрос о невозможности его дальнейшей эксплуатации в течение 4-х (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева

Дело № 2-3048/2020