Дело № 2-93/2024
УИД 34RS0007-01-2023-004186-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г.Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коцубняка А.Е.,
при секретаре Беркетовой Е.О.
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ОСФР по Волгоградской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 (Тракторозаводский район) о признании незаконным решения, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Центра ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области от 01 апреля 2021 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику. Ответчик считает, что у неё отсутствует необходимый трудовой стаж педагогической деятельности. При этом в специальный педагогический стаж не включены следующие периоды: с 01.09.1989 года по 20.06.1994 года – учеба в Волгоградском государственном университете (04 года 09 месяцев 20 дней), с 01.09.1994 года по 31.10.1994 год – лаборант кафедры общеобразовательных и общенаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры (00 лет 02 месяца 00 дней), с 01.11.1994 года по 15.09.1996 года – преподаватель кафедры общенаучных и общеобразовательных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 15 дней), с 01.09.1998 года по 30 июня 2000 года – преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 00 дней), с 01.07.2000 года по 31.08.2001 года – преподаватель кафедры общественных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского государственного института искусств и культуры (01 год 02 месяца 00 дней).
С указанным решением истец не согласна, и с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать его незаконным и обязать ОСФР по Волгоградской области включить спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а также обязать ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 21 декабря 2020 года.
Определением судьи ответчик ГУ-Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 (Тракторозаводский район) заменен на надлежащего Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГОБУК ВО «ВГИИК».
Истец ФИО1 в судебном заседании подержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ГОБУК ВО «ВГИИК» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
В соответствии с части 2 указанной статьи, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 9 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, о при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по роста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается дом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с 01 сентября 1994 года по настоящее время работает, осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях.
21 декабря 2020 года истец ФИО1 обратилась в Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области (Тракторозаводский район) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 от 01 апреля 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. При этом истцу был подтвержден специальный стаж в размере 19 лет 02 месяца 26 дней.
Период учебы истца в Волгоградском государственном университете с 01.09.1989 года по 20.06.1994 года (04 года 09 месяцев 20 дней), а также периоды работы ФИО1 с 01.09.1994 года по 31.10.1994 год – в должности лаборанта кафедры общеобразовательных и общенаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры (00 лет 02 месяца 00 дней), с 01.11.1994 года по 15.09.1996 года – в должности преподавателя кафедры общенаучных и общеобразовательных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 15 дней), с 01.09.1998 года по 30 июня 2000 года – в должности преподавателя кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 00 дней), с 01.07.2000 года по 31.08.2001 года – в должности преподавателя кафедры общественных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского государственного института искусств и культуры (01 год 02 месяца 00 дней) – не включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, стороной ответчика указано на то, что период обучения истца в педагогическом учебном заведении не может быть включен в специальный стаж, поскольку ему не предшествовала педагогическая деятельность, а вышеуказанные спорные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, поскольку в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 наименования учреждений «институт», «академия» не предусмотрены, как и не предусмотрена должность «лаборант».
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода учебы в Волгоградском государственном университете с 01.09.1989 года по 20.06.1994 года (04 года 09 месяцев 20 дней), суд руководствуется положениями п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку обучению истца в Волгоградском государственном университете не предшествовала педагогическая деятельность, оснований для включения указанного периода в специальный стаж у суда не имеется.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы ФИО1 с 01.09.1994 года по 31.10.1994 год – в должности лаборанта кафедры общеобразовательных и общенаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры (00 лет 02 месяца 00 дней), с 01.11.1994 года по 15.09.1996 года – в должности преподавателя кафедры общенаучных и общеобразовательных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 15 дней), с 01.09.1998 года по 30 июня 2000 года – в должности преподавателя кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств (01 год 10 месяцев 00 дней), с 01.07.2000 года по 31.08.2001 года – в должности преподавателя кафедры общественных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волгоградского государственного института искусств и культуры (01 год 02 месяца 00 дней), суд не находит оснований для включения их в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от 10 марта 1994 года № 105 «О преобразовании неполной средней школы художественно-эстетической направленности при Волгоградском областном училище культуры в Волгоградскую центральную школу искусств с основным общим образованием для одаренных детей Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры» в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 11 августа 1992 года № 241 с 01 сентября 1992 года при Волгоградском областном училище культуры создана неполная средняя школа художественно-эстетической направленности. В целях дальнейшего совершенствования единого трехступенчатого учебного комплекса Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры постановлено с 10 марта 1994 года преобразовать неполную среднюю школу художественно-эстетической направленности Волгоградского училища культуры в Волгоградскую центральную школу искусств с основным общим образованием для одаренных детей Волгоградского филиала Самарского государственного института искусств и культуры.
Согласно исторической справке ГОБУК ВО «ВГИИК» Волгоградский филиал Самарской государственной академии культуры и искусств был ликвидирован приказом Министерства культуры РФ № 90 от 17.02.2000 года, архивные документы хранятся в архиве ГОУ «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», который занимает здание бывшего ВФСГАКИ.
ГОУ «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» переименовано в ГОУВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (Приказ Комитета по культуре Администрации Волгоградской области № 01-12/132-1 от 17.11.2008 года).
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» переименовано в ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (Постановление Администрации Волгоградской области № 226-п от 23.05.2011 года, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 16.09.2011 года).
ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» переименовано в ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (Постановление Администрации Волгоградской области № 439-п от 27.07.2015 года, Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 23 октября 2015 года).
Согласно пункту 1.12 раздела I «Общие положения» Устава ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» является правопреемником Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств. Институт берет на себя ответственность за обеспечение сохранности документов по личному составу, выдачу для целей пенсионного обеспечения архивных справок и копий документов Волгоградского филиала Самарской государственной академии культуры и искусств, а также за достоверность сведений, предоставляемых в целях пенсионного обеспечения.
Из Устава ГОБУ ВО «ВГИИК» следует, что институт является образовательной организацией трехступенчатой системы подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусств (Центральная школа искусств – Колледж искусств и культуры – Институт искусств и культуры), реализующим (при наличии соответствующей лицензии) образовательные программы различных ступеней и (или) уровней образования: среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых.
В Центральной школе искусств (I образовательная ступень) реализуются дополнительные общеобразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.
В Колледже искусств и культуры (II образовательная ступень) реализуются основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
В Институте искусств и культуры (III образовательная ступень) реализуются основные профессиональные образовательные программы высшего образования, программы дополнительного профессионального образования, программы дополнительного образования взрослых.
К должностям научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, профессора-консультанта, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, младшего научного сотрудника.
Положениями статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования -образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Согласно части 5 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательным организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурноспортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Указанными Списками такое учреждение, в котором осуществляла трудовую деятельность истец - нетиповое образовательное учреждение - не предусмотрено.
Кроме того, Списками работа по занимаемой истцом должности преподавателя предусматривает включение периода в специальный стаж только при осуществлении такой деятельности в тех учреждениях, цели которого полностью направлены на получение учащимися общего образования.
Работодатель истца относится к нетиповым образовательным организациям, которые помимо общеобразовательных услуг также предоставляют услуги по дополнительному образованию, в связи с чем, специфика работы в нетиповом образовательном учреждении отличается от работы в общеобразовательном учреждении.
Из нормативных положений действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Согласно статье 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений по их применению, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, а также оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты судом, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 1, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации долг суда состоит в осуществлении правосудия, а не в его оттягивании, задача права и правосудия - в разрешении конфликта, внесении правовой определенности в неопределенную правовую ситуацию. Решение по делу должно явиться результатом разрешения сложившейся спорной правовой ситуации, а не порождать дальнейших споров, ибо задача суда состоит в решении правовых конфликтов.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Разрешая заявленные требования суд, исследовав и оценив доказательства, в их совокупности по правилам статей 55, 61, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что специфика работы ФИО1 в должности преподавателя кафедры в указанном учебном учреждении, исходя из предусмотренных Уставом целей деятельности учреждения, направленных не только на получение детьми общего образования, но и на развитие их талантов, не предполагает такого неблагоприятного воздействия различного рода факторов, а также повышенных психофизиологических нагрузок, как для лиц, занимающихся педагогической деятельностью, предполагающей досрочное назначение пенсии.
При этом, вопреки указаниям истца о том, что она фактически в должности преподавателя кафедры осуществляла педагогическую деятельность в Центральной школе искусств при Волгоградской государственном институте искусств и культуры, из материалов дела следует, что ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в спорный период, как в школе, так и в училище, институте/вузе (то есть, в том числе на II-III образовательных ступенях учебного заведения) – которые не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме того, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета работодателем истца не внесены данные о наличии специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а истцом не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие недостоверность данных, внесенных работодателем в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом вышеизложенных норм права, а также установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении требований к ОСФР по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, о возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 05 февраля 2024 года.
Судья А.Е. Коцубняк