ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3049/19 от 20.08.2019 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-3049/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кунгур Пермский край 20 августа 2019 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зориной О.В.,

при секретаре Лашовой Е.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца – ФИО4, действующего по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о признании бездействия ПКГУП «Теплоэнерго», выразившегося в непредставлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок; признании деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае, созданной для обеспечения реализации публично значимых функций; признании деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» субъектом естественной монополии в силу осуществления деятельности в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО по результату конкурса в Пермском крае; возложении обязанности на ПКГУП «Теплоэнерго» заключить в письменном виде договор предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО с ФИО1 в установленный п. 23 Правил №354 срок; компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПКГУП «Теплоэнерго», просит признать бездействие ПКГУП «Теплоэнерго», выразившееся в непредставлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом срок; признать деятельность ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае, созданной для обеспечения реализации публично значимых функций; признать деятельность ПКГУП «Теплоэнерго» субъектом естественной монополии в силу осуществления деятельности в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО по результату конкурса в Пермском крае; возложить обязанность на ПКГУП «Теплоэнерго» заключить в письменном виде договор предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО с ФИО1 в установленный п. 23 Правил срок; компенсировать моральный вред в размере 10 000 руб.

В обоснование требований указано о том, что с ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению Правительства Пермского края от 08.06.2018 №305 и проведенному конкурсу по отбору регионального оператора по сбору и вывозу ТКО, региональным оператором выбрано ПКГУП«Теплоэнерго».

В соответствии с Правилами потребитель вправе инициировать заключение с ним договора в письменной форме, в том числе договора с региональным оператором на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов. Указанный договор является публичным для Пермского края.

ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, является пенсионеркой, поэтому для того, чтобы разобраться в отношениях по предоставлению коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО, обратилась за помощью к представителю, который составил обращение от имени ФИО1 и направил его в адрес ответчика по электронной почте, указанной на официальном сайте регионального оператора, ДД.ММ.ГГГГ. На данное заявление ответчик до настоящего времени ответа не представил, тем самым нарушил права и законные интересы истца на получение ответа в установленный срок и право истца на заключение договора в письменном виде в установленный законом срок.

При этом ОАО «КРЦ-Прикамье» направило в адрес ФИО1 квитанцию на клиента с требованием оплаты за расчетный период мая 2019 года в размере 357,09 руб.

В квитанции указано о том, что между ПКГУП «Теплоэнерго» и ФИО1 заключен договор , в действительности, никакого договора ФИО1 с ПКГУП «Теплоэнерго» не заключала, в том числе и посредством конклюдентных действий.

Принимая во внимание, что деятельность ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае создана для обеспечения реализации публично значимых функций, следовательно, ПКГУП «Теплоэнерго» обязано было направить ответ на обращение ФИО1 в установленный законом срок.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО, он является субъектом естественной монополии.

Неправомерными действиями ответчика, выразившихся в умышленном не предоставлении информации в установленный законом срок, истцу был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что контейнеры с мусором расположены далеко от дома, в котором она проживает, свой мусор в данный контейнеры она не относит, а хранит в гараже, поскольку контейнеры всегда переполнены, а класть мусор рядом с ними ей не позволяет воспитание. Она хотела заключить договор с региональным оператором в письменном виде, чтобы определить удобное для нее место, из которого ответчик будет забирать мусор. Поскольку свой мусор истец хранит в гараже, считает, что никакой договор с ответчиком она не заключала, в связи с чем предъявление ей квитанций к оплате за данную коммунальную услугу является незаконным. Дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ее дочери – ФИО2, дочь с заявлением о заключении с ней письменного договора на вывоз ТКО не обращалась, поскольку в жилом помещении по договору аренды живет ФИО1 и все коммунальные услуги оплачивает она.

Представитель истца ФИО4, действующий по устному ходатайству, исковые требования ФИО1 поддержал, представил письменные пояснения по заявленным требованиям, которые по его ходатайству приобщены к материалам дела.

Ответчик ПКГУП «Теплоэнерго» о времени и месте судебного заседания извещен, представитель в судебное заседание не явился, ранее был направлен отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленными требованиями истца в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена.

Выслушав истца и его представителя, изучив письменный отзыв ответчика, исследовав представленные суду доказательства в обоснование требований и возражений, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).

Согласно пункту 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Согласно п.148(5) Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 148(6) Правил условия предоставления коммунальной услуги нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, согласно которому условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются: а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.

При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении такой коммунальной услуги, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил.

Судом установлено, что истец ФИО1 проживает в жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Наймодателем по договору и собственником жилого дома по адресу: <адрес> является ФИО2.

Согласно п. 2.1. договора наниматель обязан в период действия настоящего договора своевременно осуществлять все необходимые платежи за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п.4.1.договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15; л.д. 11).

По результатам конкурсного отбора региональным оператором по Пермскому краю избрано Пермское краевое государственное унитарное предприятие (далее - ПКГУП) «Теплоэнерго», с которым Региональной службой по тарифам Пермского края ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» является юридическим лицом, коммерческой организацией, имеет сокращенное наименование ПКГУП «Теплоэнерго», указанные обстоятельства являются общедоступными и не подлежат доказыванию.

В квитанции за май 2019 года на оплату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которую оказывает ПКГУП «Теплоэнерго», в качестве покупателя услуги указана ФИО1 (л.д.19).

Из искового заявления, пояснений истца и ее представителя следует, что ДД.ММ.ГГГГ из мобильной почты на электронный адрес ПКГУП «Теплоэнерго» info@te.permkrai.ru ФИО1 направила обращение с требованием в установленный законом срок направить ей договор на сбор и вывоз ТКО.

В подтверждение представлены скриншот с экрана мобильного телефона (л.д. 16) и текст сообщения на отдельном листке формата А4 (л.д. 62).

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что собственник жилого дома – ФИО2 к ПКГУП «Теплоэнерго» с заявлением о заключении письменного договора не обращалась, поскольку в жилом доме проживает истец и обязанность по оплате всех коммунальных услуг возложена на нее.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с ФИО1 договор предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в установленный пунктом 23 Правил №354 срок, не имеется, поскольку заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с нанимателем жилого дома законодательством не предусмотрено. Стороной по договору на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов является собственник жилого дома, в данном случае, ФИО2.

Разрешая требование истца о признании бездействия ПКГУП «Теплоэнерго», выразившееся в не предоставлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, суд исходит из того, что допустимых доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что ФИО1 было направлено обращение ПКГУП «Теплоэнерго» именно того содержания, которое имеется в материалах дела на отдельном листе формата А4, не представлено.

Отсутствие скриншота снимка экрана с текстом отправленного сообщения не позволяет суду проверить и идентифицировать информацию, указанную на отдельном листе; доказательств, свидетельствующих о том, что обращение ФИО1 дошло до ответчика в том виде, который указан на отдельном листе, также не представлено.

С учетом изложенного, оснований для признания бездействия ПКГУП «Теплоэнерго», выразившееся в не предоставлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, у суда не имеется.

Оснований для удовлетворения требований истца в части признания деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае, созданной для обеспечения реализации публично значимых функций, у суда также не имеется, поскольку, несмотря на то, что Региональный оператор является государственным унитарным предприятием, на него не возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. ПКГУП «Теплоэнерго» в силу положений ст. 113 ГК РФ является коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли, в рассматриваемом случае спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер.

При разрешении требования истца о признании ПКГУП «Теплоэнерго» субъектом естественной монополии суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее-Закон №147) естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно ст. 4 Закона №147 к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии со ст. 10 Закона №147 органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

Согласно письму ФАС России от 06.07.2018 N АЦ/51469/18 «О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий» отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1)Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2)Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

В этой связи, вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях.

Поскольку доказательств того, что ПКГУП «Теплоэнерго», на момент рассмотрения дела, включено в реестр субъектов естественных монополий суду не представлено, деятельность ПКГУП «Теплоэнерго» на момент рассмотрения дела не отвечает критериям, необходимым для признания его субъектом естественных монополий, исходя из норм приведенного выше закона, у суда отсутствуют основания для вывода о признании ПКГУП «Теплоэнерго» субъектом естественной монополии в силу осуществления деятельности в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО по результату конкурса в Пермском крае.

Поскольку нарушений ответчиком прав истца, как потребителя, при рассмотрении данного дела не установлено, исковые требования о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о признании бездействия ПКГУП «Теплоэнерго», выразившегося в непредставлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок; признании деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае, созданной для обеспечения реализации публично значимых функций; признании деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» субъектом естественной монополии в силу осуществления деятельности в сфере предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО по результату конкурса в Пермском крае; возложении обязанности на ПКГУП «Теплоэнерго» заключить в письменном виде договор предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО с ФИО1 в установленный п. 23 Правил №354 срок; компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2019.

Судья О.В. Зорина