ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3049/2021 от 18.01.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ЯНАО 18 января 2022 года

Ноябрьский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Габовой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о проведении рекультивации нарушенного земельного (лесного) участка,

установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее – АО «Газпромнефть-ННГ», общество, ответчик) о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенного (загрязненного) лесного участка на землях лесного фонда в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проведению его рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности АО «Газпромнефть-ННГ», в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ при осмотре территории на запад от въезда на кустовую площадку ...<адрес> через обвалование в квартале ... в выделах ...<адрес> обнаружен земельный участок, площадью ... га, загрязненный нефтесодержащим веществом. Загрязнение земельного участка повлекло причинение вреда окружающей среде. Добычу нефти на Муравленковском месторождении в <адрес> осуществляет АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Установлено, что техногенные события на трубопроводах в указанной местности ответчиком не фиксировались и не выявлялись. С учетом всех обстоятельств нефтезагрязнения (характер загрязнения, расположение места загрязнения и объектов обустройства месторождения), а также отсутствие фактов порывов на трубопроводах, проходящих в данной местности, нефтезагрязнение почв лесного участка образовалось вследствие незаконного слива неустановленными лицами жидкости, содержащей нефтепродукты. Обществом при разработке месторождения и эксплуатации трубопроводов не обеспечено выполнение положений статей 34, 39, 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обязывающих при эксплуатации объектов соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, а также при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств принимать эффективные меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, на ответчика возлагается обязанность по проведению рекультивации нарушенного лесного участка, подвергшегося нефтезагрязнению в процессе осуществления обществом хозяйственной деятельности. Вместе с тем, ответчиком рекультивация нарушенного лесного участка в полном объеме и в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ порядке с составлением и согласованием с уполномоченными органами проекта рекультивации не проведена, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Помощник прокурора <адрес>ФИО4, действующая по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Также пояснила, что утвержденный обществом план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов содержит положения о мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов, независимо от источника происхождения загрязнения. Планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обществом определено пять уровней чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов. Реагирование на разливы нефти, не подпадающие под классификацию, осуществляется согласно алгоритмам проведения операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов. АО «Газпромнефть-ННГ» при утверждении указанного плата учтено, что возможными причинами и факторами, способствующими возникновению и развитию аварий, могут быть, в том числе противоправные действия людей, приводящие к умышленному созданию аварийной ситуации. С целью защиты объектов общества согласно утвержденному плану обществом обеспечивается круглосуточная охрана объектов и порядок допуска на них посторонних лиц, а также круглосуточно проводится патрулирование территории (пункты 3.1, 3.1.1, 3.1.6, 4.1.1 ПЛАРН). Загрязнение расположено за кустовой площадкой<адрес>, не скрыто растительностью, наблюдается как с обвалования кустовой площадки, так и с подъездной дороги. Обстоятельства обнаружения нефтезагрязнения, внешнего вида загрязнения и его структуры, а также высокая концентрация нефтепродуктов в почте свидетельствуют о длительности загрязнения указанной территории. Однако в нарушение требований природоохранного законодательства ответчиком не приняты достаточные меры по выявлению нефтезагрязнения, его ликвидации, а также рекультивации земельного участка. Согласно сведениям отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в действующих материалах лесоустройства отсутствуют сведения о предоставлении загрязненного земельного участка в пользование. Однако, из таксационного описания выдела квартала <адрес> следует, что часть земельного участка, площадью ... кв.м., относится к рекультивированным землям. Участок расположен вплотную к кустовой площадке. Таким образом, загрязненная территория расположена на земельном участке, ранее предоставлявшемся для строительства кустовой площадки <адрес>.

Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес>, департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес>ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что общество имеет лицензию на право пользования недрами <адрес>, загрязнение обнаружено в пределах лицензионного участка, АО «Газпромнеть-ННГ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим добычу нефти на <адрес>. Таким образом, именно ответчик является лицом, ответственным за вред, причиненный окружающей среде в результате нефтезагрязнения, в связи с чем, обязанность по рекультивации загрязненного участка следует возложить на него.

Представитель ответчика - АО «Газпромнефть-ННГ», ФИО6 в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих вину общества в причинении вреда окружающей среде, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Общество не является надлежащим ответчиком в данном споре, поскольку лицо, допустившее нефтезагрязнение неизвестно, доказательства загрязнения обществом лесного участка отсутствуют, общество не является правообладателем спорного участка, который располагается за пределами земельных участков, предоставленных обществу по договорам аренды. Принимая во внимание обстоятельства дела, положения пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик считает, что разработка проекта рекультивации и проведение рекультивации спорного участка должно обеспечиваться исполнительным органом государственной власти в лице департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Поэтому, согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7).

Согласно абзацу 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее – Закон о недрах) пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Абзацем 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр, возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу пунктов 1, 10, части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В соответствии со статьей 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды).

Частями 1, 3, 6 статьи 46 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:

заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет деятельность по добыче нефти на <адрес> на основании лицензии на право пользования недрами. Ответчик является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим добычу нефти на Муравленковском месторождении.

В соответствии с частью 1 статьи 2, приложением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» система нефтепроводов и фонд скважин на Муравленковском месторождении являются опасными производственными объектами. Следовательно, АО «Газпромнефть-ННГ», являясь организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты на Муравленковском месторождении, несет ответственность за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Ответчиком разработан и согласован в 2018 году План по предупреждению и ликвидации разливов нефти на объектах Филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегах», который содержит положения о мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов, независимо от источника происхождения загрязнения. Планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обществом определено пять уровней чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов. Реагирование на разливы нефти, не подпадающие под классификацию, осуществляется согласно алгоритмам проведения операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливом нефти и нефтепродуктов. АО «Газпромнефть-ННГ» при утверждении указанного плата учтено, что возможными причинами и факторами, способствующими возникновению и развитию аварий, могут быть, в том числе противоправные действия людей, приводящие к умышленному созданию аварийной ситуации. С целью защиты объектов общества согласно утвержденному плану обществом обеспечивается круглосуточная охрана объектов и порядок допуска на них посторонних лиц, а также круглосуточно проводится патрулирование территории (пункты ПЛАРН).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8).

В силу статьи 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Почва, являясь компонентом природной среды, призвана обеспечивать благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1 Закона об охране окружающей среды).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осмотре кустовой площадки Муравленковского месторождения выявлено, что на запад от въезда на кустовую площадку через «обваловку» в месте с привязкой к точке с географическими координатами обнаружена территория, загрязненная веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов, радужная пленка на обводненных участках).Площадь загрязненной территории не менее ... га. Загрязненная территория отличается по цвету от смежных земельных участков, занятых тундровой и лесной растительностью.

В ходе осмотра территории производилось фотографирование с использованием фотокамеры ..., определение площадей и географических координат производилось ...

С загрязненной территории ведущим инженером отдела АКИЗ филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» произведен отбор двух объединенных (из пяти точек) проб почв с глубин ... см и ... см. Также произведен отбор фоновой точечной пробы почвы с глубин ... см и ... см.

При проведении осмотра помощником Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ФИО7 территории присутствовали: ведущий инженер Ноябрьского лесхоза – филиала ОАУ «Леса Ямала» ФИО8, главный специалист ЦДиИ АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО9, ведущий специалист управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО10.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра с фототаблицей к нему, схемой к требованию. Участвовавшими при проведении осмотра территории представителями юридического лица акт подписан без замечаний и дополнений.

Из протоколов количественного химического анализа проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, отобранных на Муравленковском месторождении следует, что содержание нефтепродуктов на загрязненном участке на глубине 0-5 см составляет более 20000 млн-1, на глубине 5-20 см – более 20000 млн-1. За пределами же загрязненного участка (фоновая проба) концентрация нефтепродуктов на глубине ... см составила ... млн-1 (погрешность +/- 31), на глубине 5-20 см – 67 млн-1 (погрешность +/- 27).

В ответ на требование природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпромнефть-ННГ» ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) сообщило, что причины загрязнения почвы неизвестны. Работы по зачистке территории с географическими координатами проводятся силами общества без привлечения подрядных организаций.

Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (абзац второй пункта 1 статьи 78 указанного закона).

По смыслу приведенных выше норм материального права сам факт порчи и уничтожения плодородного слоя почвы предполагает негативное воздействие на земли и почву и причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.

Факт нарушения ответчиком, эксплуатирующим опасные производственные объекты на Муравленковском месторождении, являющимся пользователем участка недр Муравленковского месторождения в 140 км севернее <адрес> на основании лицензии, являющимся единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим добычу нефти на месторождении, природоохранного законодательства и загрязнения почвы нефтепродуктами и порчи земель в границах рассматриваемого лесного участка подтверждаются совокупностью представленных прокурором доказательств.

Загрязнение расположено за кустовой площадкой <адрес>, не скрыто растительностью, наблюдается как с обвалования кустовой площадки, так и с подъездной дороги.

Обстоятельства обнаружения нефтезагрязнения, внешнего вида загрязнения и его структуры, а также высокая концентрация нефтепродуктов в почте свидетельствуют о длительности загрязнения указанной территории.

В нарушение перечисленных выше положений, предполагающих наличие презумпции вины в причинении вреда, АО «Газпромнефть-ННГ» не доказаны обстоятельства соблюдения требований природоохранного законодательства, выполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных ПЛАРН, направленных на предупреждение и ликвидацию разливов нефти, и отсутствие своей вины в загрязнении лесного участка площадью ... га, расположенного в квартале в выделах <адрес>.

В нарушение требований природоохранного законодательства ответчиком не приняты достаточные меры по выявлению нефтезагрязнения, его ликвидации, а также рекультивации земельного участка.

Из таксационного описания выдела ... квартала ... Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества следует, что часть земельного участка, площадью ... кв.м., относится к рекультивированным землям. Участок расположен вплотную к кустовой площадке. Таким образом, загрязненная территория расположена на земельном участке, ранее предоставлявшемся для строительства кустовой площадки <адрес>

Доказательств абсолютной непричастности к загрязнению ответчиком не представлено, в установленных обстоятельствах одно лишь отсутствие в технических паспортах трубопроводов записей об их ремонтах, порывах, инцидентах и т.п., а также выявление нефтезагрязнения на участке, не предоставленном в пользование ответчику на основании договора аренды, не свидетельствует об отсутствии вины ответчика в загрязнении земельного участка и. соответственно, не исключает возможности возложения на ответчика обязанности по устранению загрязнения и его последствий, а также восстановлению состояния окружающей среды.

В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение земель - это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенного плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.п.), характеризующееся появлением (увеличением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов и хлоридов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.

Нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств обладают высокой токсичностью, которые при попадании на объекты природной среды вызывают их загрязнение, тем самым оказывая негативное воздействие на окружающую среду (пункты 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р «Нефть. Общие технические усостановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ст).

Установленная концентрация вредных веществ на используемой ответчиком территории нефтепродуктами в почве, учитывая ее степень, свидетельствует о наступлении последствий, выразившихся в загрязнении рассматриваемого лесного участка.

В силу положений статьи 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (часть 1).

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено нарушение ответчиком требований природоохранного, лесного и земельного законодательства, что противоречит принципам охраны окружающей среды, нарушает гарантированное статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

С учетом установления факта нарушения лесного участка и причинения вреда окружающей среде, в связи с нарушением природоохранного законодательства, причинно-следственной связи между действиями общества и возникшими последствиями в виде причиненного вреда почве как объекту охраны окружающей среды, суд приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости возложения обязанности на ответчика по устранению допущенных нарушений путем проведения на участке рекультивационных работ.

Поскольку лицо, виновное в нефтезагрязнении, установлено, доводы представителя ответчика о том, что разработка проекта рекультивации и проведение рекультивации спорного участка должны обеспечиваться исполнительным органом государственной власти в лице департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес> в соответствии с положениями пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно пунктам 3, 8 указанных Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

При этом, подпунктом «в» пункта 15 Правил устанавливается необходимость согласования проекта рекультивации земель, до их утверждения, с органом власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, деятельность которых привела к деградации земель, включая правообладателей.

Согласно части 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, обязанность по разработке проекта рекультивация нарушенных земель, возложена на лицо, обязанное производить рекультивацию нарушенных земель. Отсутствие данного проекта не освобождает от обязанности возмещения вреда окружающей среде.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возложения обязанности совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку проект о восстановлении естественного состояния лесного участка на землях лесного фонда площадью ... га в квартале в выделах <адрес> на день рассмотрения настоящего дела у общества отсутствует, требования истца о возложении обязанности разработать указанный проект в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также о проведении на его основании работ по рекультивации земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Установленные сроки суд находит разумными и достаточными для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации нарушенного (загрязненного) лесного участка на землях лесного фонда в квартале в выделах <адрес> на площади ... га и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести его рекультивацию в порядке, установленном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционная жалоба может быть подана в суд <адрес> через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ...

...

...