ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3049/2021 от 23.11.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Синицыной М.П.,

при секретаре Бабкиной С.А.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

представителя ответчиков по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3049/2021(УИД 38RS0003-01-2021-004038-51) по иску Администрации муниципального образования города Братска к ФИО3, ФИО4, ФИО5 обязать привести нежилое помещение в состояние согласованное органом местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Администрация МО г. Братска обратилась в суд с иском к ответчикам ФИО3, ФИО4, ФИО5, в котором просит обязать ответчиков привести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в состояние, согласованное органом местного самоуправления, произвести демонтаж сооружения – металлического крыльца, присоединенного к нежилому помещению 1001 со стороны дворового фасада, по адресу: <адрес>, в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска истец указал, что ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками нежилого помещения по адресу: <адрес>. Указанное помещение переустроено из жилого в нежилое на основании Постановления администрации муниципального образования города Братска от ДД.ММ.ГГГГ***, в соответствии с проектом разработанным ООО "Братскгражданпроект". В соответствии с представленным проектом, согласованным общим собранием собственников многоквартирного жилого дома, нежилое помещение имеет один выход со стороны главного фасада многоквартирного дома <адрес>. Актом визуального осмотра нежилого помещения ***, расположенного по адресу: <адрес>, установлено наличие не предусмотренного проектом, дополнительного входа в магазин со стороны дворового фасада, с устройством металлического крыльца. Администрацией города Братска в адрес ответчиков было направлено предупреждение о недопустимости нарушения ЖК РФ и необходимости приведения помещения в состояние соответствующее согласованному проекту. Предупреждение ответчиками получено в июне 2021 года, однако до настоящего времени обязанность по приведению помещения в прежнее состояние собственником не исполнена. Администрации муниципального образования города Братска, согласно выписке из реестра муниципального имущества, на праве собственности в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежат жилые помещения №*** и др. Исходя из положений правовых норм ст.ст. 36, 40 ЖК РФ, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома. Ответчиками без получения согласия собственников помещений на проведение реконструкции, использование земельного участка, произведена реконструкция помещения ***, путем устройства не соответствующего проекту дополнительного выхода со стороны дворового фасада с установкой крыльца, которое располагается за пределами здания на прилегающем земельном участке.

В судебном заседании истец представитель Администрации МО г. Братска ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчиков ФИО4, ФИО5 ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что как полагают ответчики, исковые требования не подлежат удовлетворению в части сроков для производства демонтажа крыльца по следующим основаниям. 24 сентября 2021 года между ООО «Братскгражданпроект» и ФИО4 был заключен Договор *** на создание научно-технической продукции, согласно которому Заказчик поручает при полностью сформированных исходных данных, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по изготовлению проектной документации: <адрес>. Перепланировка нежилого помещения. Срок сдачи по договору определен п. 1.3. Договора и составляет - декабрь 2021 года. Во исполнение указанного договора 15 ноября 2021 года была выдана проектная документация «Реконструкция нежилого помещения в многоквартирном доме», состоящая из 10 разделов. Так как проектная документация предусматривает обустройства дополнительного входа с торца жилого дома, путем демонтажа части несущей стены жилого дома, данная проектная документация подлежит обязательной экспертизе. В связи с этим, 19 ноября 2021 года между ООО «Негосударственная экспертиза проектов» и ФИО4 был заключен Договор *** на выполнение негосударственной экспертизы проектной документации, согласно которому в соответствии со ст. 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2021 года «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». Исполнитель обязуется провести по заданию Заказчика негосударственную экспертизу проектной документации по объекту: «<адрес>. Реконструкция нежилого помещения в многоквартирном жилом доме. Раздел «КР», а Заказчик обязуется принять и оплатить работы. Согласно п. 3.1. Договора после получения исполнителем настоящего Договора, подписанного Заказчиком, и поступления на расчетный счет Исполнителя предоплаты, указанной в п. 4.2. договора, и получения в полном объеме документации в соответствии с п. 2.3.1. настоящего договора, Исполнитель в течение 10 рабочих дней проводит негосударственную экспертизу представленной проектной документации (без сметы на строительство) и результатов инженерных изысканий и выдает Заказчику Заключение. В случае получения положительного заключения, ответчикам необходимо будет обратиться в Администрацию МО г. Братска с заявлением на выдачу разрешения на реконструкцию нежилого помещения, срок выдачи Разрешения на строительство - 5 рабочих дней. При этом, согласно раздела 6 «Проект организации строительства» продолжительность строительства составляет 8 месяцев. Таким образом, ответчики не имеют технической возможности исполнить решение суда в срок, который просит истец, то есть в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, в связи с чем, просят предоставить более длительный срок, при этом ответчики обязуются выполнить работы по реконструкции нежилого помещения и демонтажу данного крыльца с обустройством нового. Просит суд увеличить срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для приведения нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в состояние, согласованное органом местного самоуправления, а именно произвести демонтаж сооружения - металлического крыльца, присоединенного к нежилому помещению *** со стороны дворового фасада по адресу: <адрес>.

Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав доводы представителя истца, пояснения представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Статьей 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из буквального толкования приведенных положений согласие собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, тем самым затрагивая права и законные интересы названных субъектов. Независимо от того, является ли переоборудование жилого помещения реконструкцией или перепланировкой в случае, если такое переоборудование влечет за собой присоединение общего имущества собственников жилого дома, использование общего имущества собственников многоквартирного дома, необходимо получение согласия всех собственников общего имущества.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми, допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Устава муниципального образования города Братска, утвержденного решением Братской городской Думы от 31.07.1998 года № 187/г-Д, муниципальное образование города Братска является городским округом и входит в состав Иркутской области. Согласно части 1 статьи 42 Устава муниципального образования города Братска администрация города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Братска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска.

Из выписки реестра муниципального имущества г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрапции МО г. Братска на праве собственности в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежат жилые помещения №*** и др.

Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное нежилое помещение на основании поданного ответчиками заявления от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации муниципального образования города Братска от ДД.ММ.ГГГГ*** было переведено из квартиры *** в нежилое помещение с целью размещения магазина промтоваров. В связи с чем, нежилому помещению был присвоен адрес: <адрес>.

02.07.2018 года был подготовлен технический план в связи с изменением сведений о площади, назначении помещения на указанное нежилое помещение, в котором изложены характеристики объекта недвижимости: нежилое помещение для размещения магазина промтоваров, кадастровый ***, 1 этаж, площадь *** кв.м., план этажа и техническое описание помещения, экспликация к нему, сведений о наличие металлического крыльца не имеется.

В соответствии с проектной документацией, разработанной и подготовленной ООО «Братскгражданпроект», в нежилом помещении были произведены ремонтные работы по переустройству и перепланировке нежилого помещения. Из проекта установлено, что нежилое помещение имеет один выход со стороны главного фасада многоквартирного дома <адрес>.

Согласно Акта *** от 30.08.2018 года, по окончании ремонтно-строительных работ по нежилому помещению решением приемочной комиссии переустроенное и перепланированное помещение по адресу: <адрес> принято.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки 17.12.2020 года Службой государственного жилищного надзора Иркутской области был выявлен факт нарушения ст. 26 ЖК РФ, а именно в нежилом помещении *** выполнена перепланировка без согласования в ОМС, в помещении на месте балконного блока произведен монтаж дополнительного входа в магазин со стороны дворового фасада с устройством металлического крыльца. Данный факт подтверждается Актом проверки *** от 17.12.2020 года, и не отрицается ответчиками.

В связи с чем, Администрация города Братска в адрес ответчиков направила предупреждение от 19.01.2021 года, а также повторное предупреждение от 27.04.2021 года о недопустимости нарушения ЖК РФ и необходимости приведения помещения в состояние соответствующее согласованному проекту, которые получены ответчиками в июне 2021 года.

Однако, как установлено из акта визуального осмотра нежилого помещения от 09.08.2021 года, до настоящего времени мероприятия по демонтажу крыльца со стороны дворового фасада не выполнены.

При этом, ответчиками сведения о наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение реконструкции, в то время как такое согласие требуется, учитывая, что выполненные работы касаются общего имущества в многоквартирном доме, не были представлены.

При таких обстоятельствах суд находит установленным, что ответчиками без получения согласия собственников помещений на проведение реконструкции, использование земельного участка, произведена реконструкция помещения *** путем устройства не соответствующего проекту дополнительного входа (выхода) со стороны дворового фасада с установкой крыльца металлического, которое располагается за пределами здания на прилегающем земельном участке.

Произведенные ответчиками строительные работы в ходе проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном по возведению дополнительного входа со стороны дворового фасада в виде металлического крыльца повлекли присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.

Для изменения режима использования общего имущества в соответствии с требованиями статей 36, 40 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном дом.

Понятие реконструкции содержится в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

На основании п. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требований Администрации г. Братска в части возложения на ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5 обязанности привести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в состояние, согласованное органом местного самоуправления, путем произведения демонтажа металлического крыльца, присоединенного к нежилому помещению *** со стороны дворового фасада по адресу: <адрес>.

Представленный суду Протокол №1 от 21.09.2021 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> проведенного в форме очно-заочного голосования, не влияет на вывод суда, поскольку на данном собрании на повестку ставился вопрос о согласовании переустройства нежилого помещения *** путем раздела на два помещения, вопрос об обустройстве металлического крыльца на голосование не ставился.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, характера возложенной на ответчиков обязанности и действий, совершение которых необходимо для устранения нарушения права истца, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда - в течение шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, по представленным сторонами доказательствам.

Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5, не освобожденных от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере по 100 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации муниципального образования города Братска удовлетворить.

Обязать ФИО3, ФИО4, ФИО5 привести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в состояние, согласованное органом местного самоуправления, произвести демонтаж сооружения – металлического крыльца, присоединенного к нежилому помещению *** со стороны дворового фасада по адресу: <адрес>, в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО3, ФИО4, ФИО5 госпошлину в бюджет муниципального образования города Братска в размере по 100 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: М.П. Синицына

Текст мотивированного решения изготовлен 30.11.2021.

Судья: М.П.Синицына