ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-304/2013 от 27.11.2013 Иркутского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Иркутск 27 ноября 2013 года

Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Барсукова Д.А., при секретаре Часовитиной Е.С., с участием заявителя, рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <...> ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», командующего Дальней авиацией и командира войсковой части <...>, связанных с невыплатой заявителю надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 процентов оклада по воинской должности.

В судебном заседании военный суд,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу в должности начальника <...> войсковой части <...> и выполняет полёты на самолёте <...>, что даёт ему, по его мнению, право на получение ежемесячной надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 процентов оклада по воинской должности с 1 января 2012 года.

Однако данная дополнительная выплата ему за указанный период не производилась.

Полагая, что таким образом нарушено его право на получение денежного довольствия в полном объёме, ФИО1 просил суд признать незаконными действия командира войсковой части <...> Министра обороны РФ (далее по тексту МО РФ) и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», обязать командира войсковой части <...> направить МО РФ проект приказа о выплате ему указанной надбавки, МО РФ издать приказ о выплате этой надбавки, а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвести её выплату.

Помимо этого, ФИО1 просит взыскать с Министерства обороны РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал вышеуказанные требования и в их обоснование пояснил, что на основании п.п.12 и 19 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», п.п. 4 и 5 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года №1122, он имеет право на получение оспариваемой им ежемесячной надбавки, так как должность штурман-оператор, <...>, непосредственно указана в Перечне должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, объявленном в Приказе МО РФ № 365 от 13 сентября 2002 года, как должность, связанная с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Помимо этого, эксплуатация им воздушного судна <...>, сама по себе, в силу специфики самолёта и выполняемых на нём задач, представляет опасность для жизни и здоровья экипажа.

Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли МО РФ, руководитель руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», командир войсковой части <...>, а также привлеченный судом к участию в деле в качестве должностного лица, чьи действия оспариваются командующий Дальней авиацией, ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела без их участия.

При этом от представителей МО РФ, руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и командующего Дальней авиацией, а также командира войсковой части <...> в суд поступили возражения, из которых следует, что требований заявителя они не признают, поскольку юридически значимым фактом для выплаты оспариваемой надбавки по данному гражданскому делу является выполнение военнослужащим конкретных задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, а не воинская должность, на которой проходит военную службу заявитель.

Одновременно с этим из возражений представителя руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» также следует, что расчет денежного довольствия осуществляется через программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта», сведения в которое вносятся уполномоченными должностными лицами, определёнными в приказе МО РФ от 17 декабря 2012 года № 3733.

Согласно сведениям ПО «Алушта» оспариваемая ФИО1 надбавка ему не установлена.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела №, военный суд приходит к следующим выводам.

Факт прохождения ФИО1 военной службы по контракту в войсковой части <...> подтверждается копией контракта.

Согласно выписке из приказа МО РФ № от 24 ноября 2010 года ФИО1 назначен на должность начальника <...>

На основании п. 5 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 год № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно ч. 19 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (надбавка за риск), в размере до 100% оклада по воинской должности.

Правила выплаты указанной надбавки военнослужащим утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года №1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время».

Правила предусматривают, что надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в федеральных законах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.

Пунктом 3 Правил определены категории специальных задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, выполнение которых военнослужащими дает право на получение надбавки, а также размеры последней в зависимости от условий выполнения таких задач.

Вместе с тем пункт 4 Правил устанавливает, что в случае если специфика военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных п.3 Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 60 процентов оклада по воинской должности в соответствии с перечнями, утвержденными руководителями государственных органов.

При этом согласно пункту 5 Правил размер надбавки к окладу по воинской должности определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании настоящих Правил.

Условия выплаты и конкретный размер ежемесячной надбавки, выплачиваемой военнослужащим, определен в пунктах 56 - 70 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок).

При этом в соответствии с пунктом 61 Порядка военнослужащим, специфика военной службы которых требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных пунктами 56-60 Порядка, выплачивается надбавка в размере до 60 процентов оклада по воинской должности, по перечням, утверждаемым Министром обороны РФ.

Из вышеизложенного следует вывод, что в случае выполнения военнослужащими Вооруженных Сил РФ указанных специальных задач, не предусмотренных пунктом 3 Правил и пунктами 56-60 Порядка, надбавка в размере до 60 процентов оклада по воинской должности выплачивается только по перечням, утверждаемым Министром обороны РФ.

При этом, ссылка заявителя на перечень должностей, утвержденный приказом Министра обороны РФ № 365 от 13 сентября 2002 года, является не состоятельной, поскольку, как следует из этого приказа Министра обороны РФ, содержащийся в нем перечень должностей утвержден в целях реализации правовых положений, указанных в п. 5 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, то есть указанный перечень должностей был разработан и утвержден Министром обороны РФ только исключительно в целях предоставления указанной в нем категории военнослужащих дополнительной социальной гарантии в виде увеличения продолжительности основного отпуска на 15 суток.

Таким образом, оснований применять перечень воинских должностей, объявленный в приказе Министра обороны Российской Федерации № 365 от 13 сентября 2002 года при установлении надбавки, предусмотренной пунктом 61 Порядка, не имеется.

При таких обстоятельствах суд не находит нарушений прав ФИО1 со стороны должностных лиц, чьи действия им оспариваются, и считает необходимым отказать в удовлетворении его заявления об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», командующего Дальней авиацией и командира войсковой части 62266-Б, связанных с невыплатой заявителю надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 процентов оклада по воинской должности.

Кроме того, поскольку требования удовлетворению не подлежат, понесенные ФИО1 судебные расходы, согласно ст. 98 ГПК РФ, также не подлежат возмещению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <...> ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», командующего Дальней авиацией и командира войсковой части <...>, связанных с невыплатой заявителю надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 процентов оклада по воинской должности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Д.А. Барсуков